22 ноября 2019, 11:30
Дмитрий Дзукаев — руководитель московского спинального нейрохирургического центра ГКБ № 67, специализируется на лечении заболеваний и травм позвоночника.
То, что российские спортсмены предпочитают лечиться за границей, уже давно никого не удивляет. Но чтобы получить квалифицированную помощь, не обязательно лететь в Мюнхен, Рим или Тель-Авив. К примеру, в нашем центре, оснащенном новейшими технологиями, успешно проводятся сложные операции на позвоночнике, позволяющие профессиональным спортсменам вернуться в спорт высших достижений.
Одна из самых ярких историй связана с Евгением Плющенко, двукратным олимпийским чемпионом по фигурному катанию.
Он оказался нашим пациентом в январе 2019-го. Приехал на консультацию с сильнейшими болями в шейном отделе позвоночника и в правой руке.
Выполнив МРТ, мы выявили, что разорвавшийся межпозвонковый диск в шейном отделе сдавливает нервный корешок, отвечающий за движение и чувствительность в правой руке. И угрожающе располагается по отношению к спинному мозгу, повреждение которого могло привести к полному параличу.
В 2016 году Плющенко уже перенес операцию на шейном отделе позвоночника в Израиле. Он и сейчас собирался туда отправиться. Были забронированы билеты, согласована дата новой операции.
Но в ходе консультации в московском спинальном центре Евгений убедился, что с учетом технологий и профессионализма специалистов уровень медицинской помощи у нас один из лучших в мире. Он отменил поездку в Израиль. Сказал: «Буду у вас оперироваться».
Возможно, кто-то подумает — раз фигуристу вновь пришлось ложиться под нож, значит, израильские врачи три года назад сработали плохо. Отвечаю — нет! Квалификация хирургов сомнений не вызывает, они все сделали грамотно. Устранили грыжу между 6-м и 7-м шейными позвонками, скрепили их специальной титановой пластиной.
В дальнейшем Евгений продолжал активно тренироваться, выступать в различных шоу, где постоянно выполнял тройные прыжки и элементы ультра-си. Из-за перегрузок произошел разрыв хряща уровнем выше — между 5-м и 6-м позвонками.
Предыдущая операция создала большие технические сложности. Чтобы получить доступ к внутренним сегментам позвоночника, сначала ту самую титановую пластину нужно было демонтировать. Затем устранить компрессию нервных корешков и спинного мозга. Реконструировать шейный отдел. И наконец закрепить новым титановым фиксатором сразу три позвонка. От 5-го до 7-го.
При этом Плющенко волновало не только собственное здоровье. Он переживал, что из-за него могут пострадать люди, если гастрольный тур придется отменить. Ближайшее выступление было запланировано на 10 февраля. В Японии.
12 января я прооперировал Евгения, а уже 19-го он надел коньки и с фиксирующей повязкой на шее провел первую тренировку в своей школе! Выложил видео в Instagram, приписав: «Терминатор вернулся на лед, побив свой же рекорд, через неделю после операции! Спасибо, доктор Дзукаев!»
Уникальная история — сложнейшую операцию на позвоночнике и выход на лед отделяют всего семь дней! Дальше — больше. С 10 февраля у Евгения начались гастроли в Японии, которые отработал от и до. А потом рванул в Альпы кататься на горных лыжах. Ни жалоб, ни боли. Вообще никаких проблем.
Недавно он приезжал к нам на контрольное обследование. Которое показало, что все конструкции, фиксирующие шейный отдел позвоночника и подтверждающие принадлежность Плющенко к клану терминаторов на месте и готовы к любым испытаниям. Да мы в надежности нашей методики и не сомневались.
В современном мире трудно найти человека, у которого бы не болела спина. Правда, лет десять назад к нам в основном поступали пациенты с поясничной грыжей. Такие операции проводил ежедневно. А на шейном отделе — раз в две недели.
Все изменилось, когда появились гаджеты и смартфоны. Люди уткнулись в них и перестали смотреть друг другу в глаза. На солнце, небо, горы. Если раньше мы опускали голову, чтобы книжку почитать или что-то разглядеть на столе, то теперь не отрываясь сидим в телефонах. Склонившись крючком. Шейный отдел позвоночника постоянно в патологически согнутом состоянии. Что и приводит к его разрушению.
Если говорить о спорте, то самые серьезные нагрузки на шейный отдел у борцов. Особенно «вольников». Но об этом, а также о драматичной истории еще одного олимпийского чемпиона — в следующей колонке в «СЭ».