9 декабря 2018, 21:40
– После короткой программы отрыв Кихиры от Загитовой был очень большой. Как быть в этой ситуации по новым правилам – нужно заранее нарабатывать несколько вариантов программы, чтобы был запас для максимального усложнения?
– Усложнять и идти вперед нужно всегда. На тренировках необходимо катать самые сложные варианты, а на соревнованиях делать то, что получается стабильно. Если раньше можно было себе позволить рискнуть, и любой небольшой недокрут трактовался в пользу спортсмена, то сейчас правила этого не допускают. Либо ты докрутил и получил свои высокие баллы, либо недокрутил и получил вообще по минимуму.
Туктамышева и Мишин рискнули, и правильно сделали
– По этому сценарию пошли Елизавета Туктамышева и Алексей Мишин, усложнив по ходу финала программу едва ли не до предела.
– Думаю, что это был наработанный сценарий. На своем опыте знаю, что Алексей Николаевич всегда был очень расчетливым тренером, который наблюдает и предусматривает самые разные расклады: если такая ситуация – мы катаем по одному сценарию, если другая – иначе. Уверена, он посмотрел, как катаются конкурентки, подсчитал все возможные расклады, и принял решение рисковать, чтобы завоевать медаль.
– Судя по результату, риск оказался оправданным.
– Да, Елизавета справилась со всеми прыжками, показала катание очень высокого уровня. Медаль ее абсолютно заслуженная, и это не может ни у кого вызывать сомнение.
– Объясните, насколько реально кардинально усложнить программу. Возможно ли, к примеру, Загитовой к чемпионату мира разучить аксель в три с половиной оборота, который легко исполняет Кихира.
– Если этот элемент уже в процессе изучения и требуется только время, чтобы исполнять его стабильно, то к чемпионату мира это сделать реально. Если этого пока нет, то все зависит от того, насколько Алина обучаема. Ответ на этот вопрос знает только тренерский штаб. Загитовой в любом случае есть, что усложнить. И нужно это делать. У нее не было первого каскада 3-3 (тройной лутц-тройной тулуп. – прим. "СЭ"), из-за чего во многом она и проиграла.
Ажиотаж вокруг Загитовой? Ничего особенного
– Многие винят в поражении и нас, журналистов. Считается, что мы создали беспрецедентный ажиотаж вокруг финала "Гран-при" в целом, и Алины Загитовой в частности. У вас есть такое ощущение?
– Ажиотаж вокруг фигурного катания в целом, и женского в частности, был всегда. И он есть, и будет. Алина – не первая спортсменка, на которое обращено пристальное внимание болельщиков и прессы. Другие спортсмены с этим справлялись как-то и справляются сейчас. Думаю, и ей это точно по силам.
– Насколько финал "Гран-при" как турнир важен для спортсмена?
– Это важно для международного рейтинга и статуса. Это очки, которые необходимы, если ты хочешь быть в топе и занимать высокие места на соревнованиях.
– Речь идет о том, чтобы показывать себя судьям и получать оценки за компоненты повыше?
– Чтобы получать оценки повыше, нужно показывать стабильное и чистое катание. В таком случае оценки от старта к старту растут. Условно, ты транслируешь судьям уверенность, что ты стабильный спортсмен и качественно выполняешь элементы, они все больше к тебе присматриваются и прибавляют баллы. Если же спортсмен нестабильный, то оценки будут непредсказуемы и будут плавать.
– Многие спортсмены, в частности Никита Кацалапов и Владимир Морозов говорили, что сфокусированы сейчас в большей степени на предстоящем чемпионате России.
– У нас в стране сейчас высока внутренняя конкуренция, поэтому для многих чемпионат России действительно гораздо важнее. Он дает путевку в следующую часть сезона – на чемпионат Европы и чемпионат мира. Никто не хочет заканчивать сезон в декабре на финале "Гран-при", поэтому многие сосредотачиваются на турнире в Саранске и подводятся целенаправленно к нему.
Женское катание должно оставаться женским
– Чем вам запомнился этот финал "Гран-при"?
– Мне очень запомнился дуэт Степановой и Букина. Мне за них очень горько и обидно. Ребята допустили минимальную помарку, а судьи их очень сильно наказали. Вроде бы на финале "Гран-при" всегда оценка растет, почти всегда это лучшие баллы в сезоне. А здесь… Они получили на 7-8 баллов меньше. Обидно, что их который сезон задвигают. Ребята находят в себе силы бороться и кататься все лучше и лучше, и каждый раз этот порыв им пытаются обрубить. Они очень классные, профессиональные, эмоциональные, почему их не воспринимают как лидеров – для меня загадка.
-Можете объективно оценить, кто сильнее в споре наших дуэтов: Тарасова/Морозов и Забияко/Энберт?
– Не уверена, что это будет корректно с моей стороны.
– Давайте попробуем максимально отстраненно.
– На мой взгляд, Тарасова и Морозов выглядят более профессионально и более скатано. И элементы выполняют более качественно.
– Туктамышева в 22 года – самая возрастная участница финала "Гран-при", Медведеву в 19 лет считают зрелой спортсменкой. Как вы относитесь к постоянному омолаживанию чемпионок?
– Я за то, чтобы поднять возрастное ограничение в женском катании. То, что девочки могут делать в 15-16 лет, несопоставимо с тем, что способны показывать женщины после 20 лет. На мой взгляд, в женском одиночном катании должны выступать женщины, а не девочки.
– Поговорим тогда о юниорках. В одном из интервью вы говорили, что вам очень нравится Косторная, которая праздновала победу в финале "Гран-при", расскажите, почему.
– Мне она очень нравится в плане катания, эмоций. Технически у Трусовой более сложная программа, но, как мы видим, по новым правилам это оправданно только при идеальном исполнении. Только в этом случае ты получаешь высокие баллы. Если этого не происходит, можно двойным прыжком набрать "плюсами" столько же, сколько получишь за неидеальный четверной. Вот у Алены все выглядит очень гармонично.