Те, кто перестал следить за футболом лет 15-20 назад, сегодня, вернувшись к экранам телевизоров или на трибуны, его не узнают. Новые реалии, другие болельщики, иные нормы поведения, значительно изменившиеся правила игры.
И это только внешние отличия. Внутренние намного серьезнее. Лозунг "Футбол больше, чем игра" фактически трансформировался в "Футбол=бизнес". Последствия такой политики с каждым сезоном ощущаются все сильнее. Война за миллиарды только усиливается.
Воюют, как обычно, Международная федерация футбола (ФИФА) и Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Замаскированные участники боев – клубы, европейские гранды. Причем последние зачастую защищают интересы обоих чиновничьих монстров, в зависимости от того, чья позиция ближе и выгоднее.
Ничего нового в таком противостоянии нет. ФИФА и УЕФА, находясь в разных частях Швейцарии, давно живут как кошка с собакой. Воевали и Зепп Блаттер с Леннартом Юханссоном. Отстаивали свои интересы, возглавляя УЕФА, Мишель Платини и Джанни Инфантино. А когда последний ушел в ФИФА, его интересы по понятным причинам резко изменились.
Это все игры чиновников, скажете вы. Безусловно. Но они влияют на другую игру – любимый нами футбол.
Влияют, в первую очередь, потому, что сегодня на первом плане у того же Инфантино – создание условий для получения гигантских доходов. При нем в УЕФА придумали новый формат чемпионата Европы с 24 командами, при нем появилась идея Лиги наций, при нем развивалась в финансовом плане Лига чемпионов. Денежная река из евро и долларов не иссякала.
По тому же пути Джанни старается идти и в ФИФА. Но ее положение в этом смысле невыгодно отличается от УЕФА. Еврокубки проводятся каждый сезон – есть постоянная возможность зарабатывать огромные деньги. У Международной федерации своя курица, несущая золотые яйца. Но яйца эти чемпионат мира откладывает только раз в четыре года. А Инфантино хочется более частых заработков. И энергии, и идей, и планов пока хватает.
Первым делом пошло продавливание нового проекта первенства планеты. 32 команд мало. Сделали 48. Такой чемпионат-монстр впервые пройдет в 2026 году в США, Мексике и Канаде.
Кроме того, Инфантино попытался повторить в Цюрихе то, что делал в Ньоне. Раз у Европы есть своя Лига наций, у ФИФА должна появиться своя. А заодно и собственная Лига чемпионов, суперлига или турнир с каким-то другим названием. Главное чтобы в нем выступали самые известные клубы. И побольше.
И все это за 12 лет должно было принести как минимум 25 миллиардов долларов, которые на развитие двух турниров готовы выложить добрые спонсоры. Аравийские миллиардеры и связанный с ними японский банк. Информация об инвесторах неофициальная. Сам Инфантино ее не подтверждал, ссылаясь на подписанный договор о неразглашении таких данных. И долбил, и пропихивал, и проталкивал, и навязывал свой проект.
В конце прошлого года германские СМИ, WDR и Suddeutscher Zeitung, опубликовали сенсационную новость. Если верить их материалам, за 25 миллиардов Инфантино согласился продать... нет, не душу, а все права ФИФА. Цифровые, архивные, на все фильмы, видеоматериалы, компьютерные игры, трансляции. Права коммерческие и имиджевые, в том числе на будущие чемпионаты мира. Достались бы они некоему новому консорциуму, а возглавил бы его сам Джанни, как председатель наблюдательного совета.
Главными противниками Инфантино выступили президент УЕФА Чеферин, а также Ассоциация европейских клубов (АЕК) и Ассоциация европейских профессиональных футбольных лиг. В октябре едва не случился открытый конфликт, но Джанни пошел на попятную и сбавил обороты.
До сих пор позиция словенского чиновника не изменилась. Чеферин категорически против того, чтобы швейцарец с итальянскими корнями торговал тем, что ему лично не принадлежало и не принадлежит (футболом), и загружал и без того насыщенный международный календарь.
Пока Чеферина поддерживают клубы-гранды. Во всяком случае на его стороне (публично) глава Ассоциации клубов Андреа Аньелли (он же – босс "Ювентуса").
Но одну из локальных побед Инфантино все же одержал. Недавно – когда совет ФИФА проголосовал за организацию клубного чемпионата мира в новом формате. Да, мировую Лигу наций пролоббировать не удалось. А вот суперлиге под эгидой ФИФА и Джанни дали зеленый свет.
Она будет проводиться раз в четыре года и заменит старый и никому не интересный чемпионат мира среди клубов, а также Кубок конфедераций. Время – летнее, с июля по июнь. Первый КЧМ состоится уже в 2021 году. Где – пока не решили. Но точно не в Катаре, там в это время жара.
Точно известно, что сыграют шесть клубов из Южной Америки, а также несколько команд из Африки, Азии, Северной и Центральной Америки. От Европы должны быть восемь участников (изначально речь шла о 12).
Победа победой, однако Старый свет пригрозил бойкотом. АЕК официально сообщила об этом, отправив в ФИФА соответствующее письмо от имени 232 клубов, которые входят в ассоциацию. Ее позицию поддержал УЕФА.
Теперь Инфантино нужно искать компромисс, встречаться, уговаривать. Понятно, что турнир с "Реалом", "Барселоной", "Баварией", "Ювентусом", "Манчестер Юнайтед", "Манчестер Сити" или "ПСЖ" (и далее по списку) – это одни деньги. Немалые. Возможно, очень большие. И совсем другое – кастрированное азиатско-африканско-южноамериканское соревнование.
Инфантино не сдается и не отказывается от своих идей в другом проекте, связанном с возможным расширением числа участников катарского чемпионата мира. Ради игры, ради зрителей? Ага, конечно.
Об этом как раз и говорится на одной из страниц вот этого документа.
Это аналитический отчет о возможности проведения расширенного чемпионата мира в 2022 году. А на 62-й (из 83 страниц) черным по белому написано, что при 48 командах ФИФА сможет заработать на 400 миллионов долларов больше, чем при 32 сборных.
Европа и тут против. Причем давно.
Но Джанни продолжает гнуть свое. И будет гнуть еще пару месяцев, пока футбольные чиновники сообща не примут окончательное решение.
Надеюсь, оно будет негативным. Вероятность такого исхода очень высока. В одиночку Катар расширенный турнир не потянет. У него ограниченная инфраструктура и только восемь стадионов. Появление еще 16 команд и необходимость проведения еще 16 матчей требуют большего числа арен. Для этого нужна помощь кого-то из соседей катарцев.
По политическим причинам отпадают ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия. Они пару лет назад разорвали отношения с Катаром. Остаются Кувейт и Оман. Но непонятно, зачем этим странам отказываться от политики нейтральности и ввязываться в конфликт, решая проблемы ФИФА.
Инфантино бросается лозунгами и громкими фразами о том, что футбол способен принести мир в регион и помочь восстановить разрушенные связи. Но сегодня это не больше, чем просто слова.
А УЕФА, чьими стараниями, кстати, Катар получил турнир (этому способствовали Мишель Платини и европейские федерации, отдавшие голоса катарцам, а не американцам), тем временем смотрит в будущее и ведет консультации по поводу возможных реформ еврокубков. Они могли бы вступить в силу после 2024 года.
Чеферин тоже думает о деньгах, о сохранении финансовой привлекательности турниров УЕФА для спонсоров и стабильном существовании организации, чьим президентом он был переизбран.
Если верить слухам и информационным вбросам, речь может идти о чем угодно – вплоть до реального создания европейской суперлиги для клубов ведущих лиг Европы. Думаю, до этого все-таки не дойдет. Как и до переноса матчей Лиги чемпионов со вторника и среды на выходные. Потому что тогда не останется игровых дней (уикендов) для национальных чемпионатов. А та же английская премьер-лига для "Манчестер Сити", "Манчестер Юнайтед" и "Челси" пока важнее и престижнее. И, главное, она приносит больше доходов. Зачем ей жертвовать?
УЕФА свои планы не раскрывает. Только сообщает о встрече членов исполкома с представителями АЕК и "неформальном мозговом штурме". Чем этот штурм завершится, говорить преждевременно.
Дополнительные источники доходов ищут не только ФИФА и УЕФА. В этом году стало известно об инициативе Королевской футбольной федерации Испании изменить правила розыгрыша Суперкубка страны. Предлагается провести его в виде турнира для четырех, а не двух команд. И сделать это где-нибудь за границей.
Не исключаю, что эту идею подхватят и другие ассоциации, чьи команды популярны, к примеру, в Азии и на Ближнем Востоке.
Свой вклад в изменение футбола вносят и те, кому разрешили влиять на правила игры.
Правила часто меняются. Некоторые – кардинально. Например, с 1 июня игрокам команды, выполняющей свободный или штрафной удар, запретили вставать в "стенку". Теперь им нужно отходить от нее на расстояние метра. Если в "стенке" три футболиста обороняющейся команды. А вот если два – это не "стенка", к ним можно подходить вплотную. Представляете, какие узоры станут появляться на футбольном поле?! Полукруг – там, где нужно установить мяч. Линия – там, где должны установить "стенку". И еще овалом обвести эту линию, чтобы внутрь никто не зашел!
Теперь главное – справедливость. Потому нужны видеоарбитры (ВАР). Неважно, что эксперимент в действительности не перестал быть экспериментом, хотя ВАР – уже составная часть правил. Неважно, что пока масса недостатков, и до идеала – бесконечность. Неважно, что в Италии видеоассистент работает так, а в Германии – иначе. Неважно, что скандалов меньше не стало. Ввели – значит, надо хвалить. А тот, кто не хвалит, – ретроград и редиска.
Осталось ввести еще три новшества: скамейки штрафников, отмену офсайдов и запрет на добивание мячей при пенальти. И будет нам с вами счастье. И тем, кто это все придумывает – техническим экспертам Международного совета футбольных ассоциаций (ИФАБ). Им же нужно оправдывать свое пребывание на должности. И зарабатывать.?