21 августа 2013, 17:34
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 4-й отборочный раунд "Турнира 15". Первый матч.
В это по-прежнему трудно поверить, но итоговые 2:0 в матче "Шахтер" (Караганда) – "Селтик" (Глазго) в отборе Лиги чемпионов - уже история казахстанского футбола. Кажется, это самая яркая страница в летописи футбола суверенного Казахстана. Ничего более выдающегося ни сборная страны, ни ее клубы не совершали. Новую историю другой "Шахтер", не из Донецка, пишет, не пытаясь устроить дикий футбольный шопинг, и во главе с российским тренером. На родине, правда, его мало кто помнит. Последние 15 лет в профессиональных клубах России нальчанин Виктор Кумыков не работает.
"СЭ" дозвонился тому, кто заставил футбольную Европу искать на картах Караганду и Астану, изучая состав как минимум участника группового раунда Лиги Европы. Это – уже наверняка. Вне зависимости от итога матча в Глазго, где решится исход спора за право играть в Лиге чемпионов-2013/14.
– Вы понимаете, что домашняя победа с комфортным счетом вам ничего не гарантирует? Вы только разозлили "Селтик". Его игроки дома попытаются прыгнуть выше головы и покажут все лучшее, что умеют.
– У нас нет никакой эйфории. Все самое сложное – впереди. В Глазго будет очень тяжело.
– Вы начнете матч в "Селтик Парке", когда в Астане начнется новый день, а точнее ночь.
– Да, ответная игра начнется по нашему времени в час ночи. Мы это учитываем. В Шотландию прилетим на арендованном самолете во вторник. У игроков будет двое суток, чтобы привыкнуть к новому часовому поясу.
– Они готовы к тому давлению, какое оказывают на соперников "Селтика" его болельщики? Может, аншлага 60-тысячная арена и не соберет на игре с "Шахтером" из Казахстана, но на две трети стадион наверняка будет заполнен.
– Мы понимаем, что нас ждет игра под давлением и без права на ошибки. У нас мало кто играл при огромной аудитории на таких аренах, как "Селтик Парк". У соперника примерно десять игроков – это люди, которые выступают или выступали за сборные своих стран. "Селтик" опытен, он раздосадован, даже зол. Все это нужно учесть при подготовке к ответной игре. Те, кто меня окружает сегодня, понимают, насколько тяжелым будет еще один матч с шотландским клубом. В облаках никто у нас не витает.
– "Селтик" в Астане больше атаковал, внешне контролировал ход игры, территорию и мяч, а забивала ваша команда. Играть от обороны, строго и на результат – тоже часть вашей стратегии?
– Это тактика. Стратегия – иное. Это вопрос глобальных целей клуба. Мы хотим развиваться и готовить игроков. В том числе для сборной. Люди, которые делают казахстанский футбол, понимают: без еврокубов, их опыта шаги вперед затруднительны. Это если очень коротко про стратегию.
– В Казахстане есть деньги. Есть газ, нефть, металлургия. При желании в стране можно создать второй "Анжи". Почему пока все скромно?
– Потому что лучше быть самим собой. Пусть лучше свои звезды появятся. "Кайрат" в союзном футболе был яркой командой. Если в Казахстане появится поколение таких же умелых футболистов, легионеров в страну привезут. Это проблема денег и мотивации для того, кто едет заработать в чужую страну. И она решаема. Сложнее с тем, что называется подготовкой молодых игроков.
– Вы очень давно покинули российский футбол. Связь какая-то с родиной осталась?
– Да. Я по-прежнему прописан в Нальчике. Там квартира, там осталась супруга и двое сыновей, Артур и Алим.
– Футболисты?
– Начинающие. Старший сын учился в Англии, получил недавно диплом по специальности менеджмент в спорте и туризме. Сейчас Азамат на стажировке в Сербии. Жаль, но на игру в Глазго приехать никак не сможет. Отпуск я всегда провожу в родной республике. Благо есть настоящие друзья. Те, кто всегда поддержат, всегда мне рады. Им не принципиально, какую команду я тренирую.
– Караганду вы в свое время выбрали, не дождавшись конкретного предложения из родного Нальчика.
– Да, я тогда завершил свой узбекский отрезок карьеры. Был вариант вернуться в клуб, где работал в 90-х. Красножан собирался уезжать в Москву, ему искали преемника. Я был среди кандидатов. До контракта мы в итоге не добрались, хотя разговоры и встречи были, и не одна. В Караганде все было иначе – предметное предложение и дата, когда мне нужно было говорить "да" или "нет". Я тогда выбрал Казахстан. Там была конкретика.
– В Нальчик вернулся ваш коллега Эштреков. Команда в итоге вылетела, а вы с "Шахтером" в том же сезоне стали чемпионами. Красивый сюжет.
– Наверное, Всевышний так захотел. Иначе я не могу это объяснить – выбор и условия, в которых мне пришлось тогда его делать. У меня было желание вернуться домой, в Нальчик, но несмотря на мои усилия, этого не случилось.
– Теперь можно сказать: к счастью. Два золота в Казахстане, теперь в Европе сыграете. О России не думаете? Зимой наверняка пойдут предложения.
– Азия дала мне шанс. Я в Нальчике в свое время остался без работы. Молодой тренер, амбиции, а реализоваться негде. Никто не звал. Полтора года тогда (в 1998 и 1999 годах. - Прим. "СЭ") я был тренером у друзей из налоговой полиции. Готовил их команду к ведомственному чемпионату Европы. Выступили, кстати, хорошо. А потом в моей жизни возникла постсоветская Азия. Позвали в Казахстан. Теперь это особая страна в моей жизни.
– Казахстанский "Шахтер" ведь не первый клуб в вашей казахстанской карьере.
– Шестой в регионе и четвертый в Казахстане. Я многое здесь пережил, многое сделал, и пока все мысли связаны с этой страной. Казахстан развивается. Футбол в стране тоже будет идти вперед. И потом, Азию я теперь люблю. Это мой второй и любимый дом. Тут я смог реализовать себя в профессии, мне здесь комфортно. Люди рядом хорошие. Мне с этим везет, к счастью.