ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 2-й тур. Группа H. "ЗЕНИТ" - "ГЕНТ"
– Что сейчас собой представляет бельгийская команда?
– Этот клуб силен коллективом. В нем нет больших звезд, но подобраны качественные игроки, которые стремятся играть в футбол.
– Что можете рассказать о главном тренере Хейне Ванхазебруке?
– Он живет футболом, допускает сарказм в интервью, по всем вопросам у него есть свое мнение. Мне он нравится. Ванхазебрук использует несколько игровых систем, основной можно назвать 3-4-3. Но при этом в матче первого тура против "Лиона" он применил 4-3-3, что стало неожиданностью для всех. Поэтому сложно предсказать, как он построит игру в том или ином матче.
– Правда ли, что тренер "Гента" какое-то время работал финансистом в банке?
– Не знаю. Зато могу рассказать, что мой отец играл против него в одной из низших лиг. Впрочем, Ванхазебрук выступал и в высшей лиге Бельгии за "Кортрейк", "Локерен", "Гент" и "Генк". Чем он занимался до этого, я не в курсе. Кстати, моему отцу уже 60 лет, а встречались они на поле, когда ему было лет 35, так что это дела давно минувших дней.
– После жеребьевки отец звонил вам?
– Да, конечно. Позвонили много друзей и знакомых, особенно со стороны жены. Ведь она родом из Гента, ее родители также живут неподалеку. Шанс, что "Зениту" попадется "Гент", был один из восьми, и я очень обрадовался, когда все сложилось.
– Вы часто сталкивались с тем, что люди путают "Гент" и "Генк"?
– (Смеется.) Понимаю, почему многие ошибаются. В Бельгии всем понятно, что это разные города и клубы, разница всего лишь в одной букве. В голландском языке также приходится делать четкий акцент на последней букве, чтобы собеседнику было абсолютно ясно, о чем речь.
– Ванхазебрук одно время тренировал "Генк".
– Да, сначала он работал с "Кортрейком", добился успеха, затем перешел в "Генк", там тренировал 4-5 месяцев, потом транзитом через "Кортрейк" оказался в "Генте". В "Генке" давление было серьезным – это большой клуб. Ванхазебрук хотел построить новую команду, но руководство не дало шанса. Потом многие забыли про него, но работа в "Генте" говорит о том, что это хороший тренер.
– На логотипе "Гента" изображен индеец. Откуда он взялся?
– История гласит о том, что однажды Буффало Бил (легендарный американский военный и шоумен гастролировал в Европе в 1890 – 1900 годах. – Прим. "СЭ") приехал в Гент, чтобы дать несколько представлений неподалеку от стадиона. Болельщики "Гента" услышали скандирование "Буффало-Буффало". Прямого отношения к футболу речовка не имела, но на стадионе прижилась, а индеец – символ американского шоу – оказался на логотипе клуба.
– Какие у "Гента" фанаты?
– Отличные! Когда я был в команде, они весьма критично ко всему относились. Хотели, чтобы клуб постоянно выступал в Лиге чемпионов, и видеть, как "Гент" принимает у себя "Реал" или "Барселону". Но бюджет клуба не позволял этого делать. В Генте, кстати, часть любителей футбола поддерживает "Брюгге". Так случилось, после того как однажды "Гент" оказался во втором дивизионе и многие изменили предпочтения. Но есть и такие, для кого "Брюгге" – самый принципиальный соперник. В прошлом сезоне "Гент" впервые в истории стал чемпионом, поэтому все больше и больше молодежи болеет за команду. К слову сказать, я сам пришел в эту команду из "Брюгге", что вызывало раздражение у некоторых фанатов. Ну а сейчас я более популярен в Генте, чем в те времена, когда защищал цвета клуба.
– Ситуация, подобная той, что недавно произошла с Вальбуэна в Марселе, – обструкция от фанатов в случае перехода в стан принципиального соперника - в Генте возможна?
– Ни в коем случае. В прошлом году я сам принял участие в одном из матчей "Гента" – символически первым ударил по мячу. А болельщики скандировали мою фамилию. Мой трансфер принес клубу хорошие деньги, чему все были рады. Хотя, если бы перешел не в "Зенит", а в другую бельгийскую команду, то критики было бы не избежать. А так – меня же по-прежнему считают в "Генте" своим, чему очень рад.
– Первое в истории чемпионство город отмечал всю ночь?
– Да, это как взрыв. Никогда город не видел такого количества людей на улицах – около 120 тысяч человек. А ведь население всего 250 тысяч. Устроили катания на лодках по каналам – ни в одном другом городе Бельгии ничего подобного не видел.
– Бельгийские друзья уже звонили с просьбой достать билеты на матч в Петербурге?
– Конечно. Специально ради этой игры прилетят в Петербург родители. Приедут друзья из Бельгии, придут на стадион и бельгийцы, проживающие в Северной столице. Так что билетов 15 - 20 мне понадобится.
– У "Гента" интернациональный состав. Когда вы играли за эту команду, было так же?
– Бельгия – интернациональный рынок, клубы покупают недорогих игроков, чтобы потом дороже продать их в английские, испанские и другие лиги. Для всех команд базовый язык английский. Что касается "Гента", то в мои времена у клуба были большие долги, поэтому чаще приходилось продавать игроков.
– Что игра с "Гентом" означает лично для вас?
– Она имеет для меня даже большее значение, чем матчи против "Андерлехта" или "Стандарта". Первый раз играю против бывшего клуба. В свое время мне говорили, что "Гент" вскоре построит новый стадион, но произошло это уже после моего ухода. Так что с нетерпением жду и ответного матча.
– Говорят, что на территории стадиона у вас есть свой бар?
– Люди думают, что это мой бар, но на самом деле это совсем не так. Просто вокруг стадиона расположено 14 баров, каждый из которых назван в честь самых известных игроков "Гента". Горд тем, что один из них носит мое имя. Сам по себе стадион очень удобен, так как вокруг него можно чудесно гулять и сидеть в уютных заведениях. Это отличный пример для новой арены "Зенита".
– После гостевого матча поведете в этот бар зенитовцев?
– Мне повезло, что последний матч сезона будет в Генте. После него просто смогу остаться дома. Посидим с родителями и друзьями.
– Чего можно ждать от матча "Зенит" – "Гент" во вторник?
– Игра будет сложной, так как даже в меньшинстве "Гент" здорово смотрелся в игре против "Лиона". Недооценка соперника может стоить очень дорого, нужно мощно начать встречу. Того же Халка будут держать очень плотно. Но мы – единый коллектив, так что нужно думать только о победе, ведь тогда у нас будет 6 очков. Любой другой результат неприемлем для "Зенита" и меня в особенности.
– Что скажете о последнем матче со "Спартаком"?
– Получилась очень открытая игра. И нам, и сопернику хотелось забивать. Получились качели, а счет мог быть и больше. В общем, интенсивный матч, полный честной борьбы.
– Вам пришлось играть с повязкой на голове. Как сейчас себя чувствуете?
– Со стороны все выглядело страшнее, чем на самом деле. Да, пошла кровь, но такое бывает. Не первый мой шрам, хотя и большой. Удивительно, конечно, что у Широкова после нашего столкновения даже царапины нет. Но и со мной все будет хорошо – даже швы не понадобились.
Телеверсию интервью Николаса Ломбертса смотрите во вторник в 0.10 в программе "Футбольная столица" на канале "НТВ Петербург"