23 мая 2017, 00:30
FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Илья КАЗАКОВ
Жаль, что среди прочих призов, которые вручают по итогам очередного сезона в России, нет номинации, лауреатами которой становились бы футболисты, выходившие на поле во всех турах чемпионата.
В сезоне-2016/17 таких игроков в РФПЛ было трое: уралец Денис Кулаков и армейцы Александр Головин и Мариу Фернандес. Только они выходили на поле в каждом матче.
Тем неожиданнее оказался стремительный самоотвод защитника ЦСКА перед Кубком конфедераций. Фернандес улетел на родину в Бразилию в ночь после игры с "Анжи", в которой, как и во всех предыдущих, провел на поле оба тайма и привычно был одним из лучших. За несколько часов до этого тренер сборной России Станислав Черчесов, отвечая в прямом эфире у Георгия Черданцева на вопрос о здоровье своего подопечного, сказал, что ждет 25 мая Фернандеса на сбор, равно как и других игроков команды.
На сбор защитник вряд ли приедет. Даже если бы приехал, тренироваться с партнерами смог бы вряд ли. Восстановление после операции носа – а натурализованный бразилец отправился домой решать именно эту проблему – занимает около полутора месяцев. И что самое неприятное – заменить Фернандеса в списке сборной уже невозможно.
По правилам ФИФА команды-участники Кубка конфедераций должны были назвать состав (расширенный или сразу итоговый) до 18 мая. Любые изменения в него можно вносить только по причине травмы футболиста – не позже чем за сутки до первого матча турнира.
Если бы Черчесов не включил в расширенный список Шишкина, за что получил порцию критики в комментариях, в его распоряжении остался бы сейчас только один правый защитник – Смольников. Это решение оказалось либо удачным стечением обстоятельств, либо предчувствием. Но в любом случае в ЦСКА повели себя не вполне корректно по отношению к сборной.
Особенно – если учесть, что год назад бразилец указом Президента страны получил российское гражданство, оказавшись третьим в истории сборной натурализованным игроком. И если вызов в национальную команду Гильерме и Нойштедтера вызвал много вопросов, приглашение Фернандеса выглядело логичным шагом.
Если говорить чисто о спортивных аспектах.
Хотя в этой ситуации говорить только о них невозможно.
Насколько известно, в субботу из РФС в клуб был отправлен запрос с просьбой дать ответ по Фернандесу: ждать его в сборной вместе со всеми или нет?
Еще днем в понедельник ответной реакции на письмо не было.
Расширенный состав на Кубок конфедераций был объявлен 15 мая. Никто не предупреждал РФС, что Фернандес улетит в Бразилию сразу после окончания чемпионата.
Получается странная история – попытки объяснить ситуацию нет, никаких официальных бумаг из клуба нет. А игрок в Бразилии.
Медицинские аспекты – часто самые сложные для понимания. Врачи могут выносить взаимоисключающие решения, и даже не потому, что кто-то разбирается хуже или лучше. По себе знаю, что хирурги и терапевты смотрят на один и тот же диагноз по-разному.
По моей информации, порядка 6-7 игроков, привлекающихся в сборную, имеют хронические травмы носа. Переломы, вывихи, смещения… Но они не видят смысла делать операции до конца карьеры, футбол – контактный вид спорта.
Фернандес не стал оперировать нос зимой, во время сборов – когда получил травму. Перенес это на лето и здесь, как понимаю, возник конфликт интересов – когда ложиться в больницу, если действительно была такая необходимость.
Сборной он был нужен на Кубке конфедераций. Клубу – к началу следующего чемпионата и отборочным матчам Лиги чемпионов. Логично, что бразилец выбрал клуб – поскольку там ему платят зарплату и могут требовать в ответ соблюдать интересы работодателя.
В медицинском штабе сборной не могут вспомнить случая, когда Фернандес жаловался кому-то на нос. По результатам тестов на скорость, выносливость, по показателям пульса под нагрузкой защитник был в числе лучших. Правда, жалобы – это не всегда показатель. Когда надо или когда игрок сам того очень хочет, он может играть и с высокой температурой, и с переломом пятой плюсневой – как Игнашевич. Да и Фернандес, возможно, тоже не из тех, кто жалуется – судя по тому, что осенью он играл с переломом лопатки.
Просто так, как все было сделано, не делается. Не только потому, что Фернандес получил паспорт и занял в списке место другого игрока, конечно.
Но и по этой причине тоже.
Согласно регламенту РФС, любой футболист обязан дать положительный ответ на вызов в сборную России. Футболист, отказавшийся подчиниться вызову в сборную по причине травмы или болезни, обязан пройти медобследование врачом, указанным РФС. Неисполнение клубом обязанностей по направлению футболистов в сборную России влечет за собой штраф в размере 500 000 рублей, а нарушение сроков прибытия в сборную – штраф в размере до 250 тысяч.
Это в данном случае вряд ли страшная мера.
Когда игроку дают гражданство, вероятно, нужно ставить условия клубу. Клуб должен давать гарантии федерации, нарушение которых влечет за собой принципиально иное наказание. В спорных случаях – независимая медэкспертиза, исключающая предвзятость.
К Фернандесу в данной истории претензий мало. Люди, получавшие паспорт в интересах сборной, потом отказывались приезжать туда и раньше – Тчуйсе, например. Для натурализованных иностранцев должны быть правила, воздействующие на их клуб. История, когда клубы диктуют свои интересы, повсеместны. Вопрос – как заставить их соблюдать интересы национальных сборных.
Потому что история Фернандеса может стать не единичной.
А ведь мы ждали, что он и сборная России будет ассоциироваться иным образом.