Англия

18 сентября 2013, 23:14

Путь Езила: от внука гастарбайтера до звезды Германии

Корреспондент британской газеты The Telegraph Оливер Браун рассказывает о том, в какой среде прошло детство и юность полузащитника сборной Германии и лондонского "Арсенала" Месута Езила.

 

ПРЕВРАЩЕНИЕ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ

Детские годы Месута, за которого минувшим летом "Арсенал" выложил рекордные для клуба 42,4 миллиона фунтов стерлингов, прошли в одном из желтых домиков в Бисмарке – индустриальном районе Гельзенкирхена.

Нынешняя глянцевая внешность Езила не свойственна тем людям, которые жили по соседству – выходцам из Турции, да и просто рядовым работягам. Школьные учителя вспоминают, что Месут был одержим желанием играть в футбол, из-за чего порой складывалось впечатление, будто он ложится в постель вместе с мячом.

"Месут не был в числе тех учеников, кому нравилось стоять возле доски, – воспоминает Кристиан Краббе, его учитель из школы Berger Feld, которая находится рядом с домашней ареной "Шальке". – Он всегда был застенчивым. Но стоило ему переместиться на футбольное поле, как он словно взрывался, превращался в совсем другого человека".

Всего в трех улицах от дома Езила располагалось первое футбольное поле, на котором он оттачивал свои навыки, наблюдая за игрой старшего брата Мутлу. Эту своеобразную "клетку", окруженную трехметровым забором и слегка прикрытую деревьями, сложно назвать благодатной почвой для появления столь талантливого игрока. Но Месута не волновало, что играть приходилось на бетоне, и вне зависимости времени года и погодных условий он каждую свободную минуту проводил на этом поле вместе с Мутлу. Он стал одним из немногих, кто вырвался из того района, оставив в прошлом воспоминания о заколоченных наглухо магазинах, хулиганских надписях на домах и соседстве с не самыми законопослушными жителями Гельзенкирхена.

 

ПРИМЕР ДЛЯ ИММИГРАНТОВ

Нынешний футболист "Арсенала" – немец в третьем поколении. Его дед гастарбайтером переехал из Турции в Германию в 1960-е годы. Месуту удалось стать объединяющей фигурой для немцев и турок. Его объятия с канцлером Германии Ангелой Меркель и статус звезды с мировым именем превратили Езила в пример для иммигрантов, продемонстрировав, что и они могут добиться немыслимых высот.

Езил сохраняет связь со своими родными, которые остались жить в Гельзенкирхене. Но то место, где вырос Месут, сейчас пользуется дурной славой. Ни он, ни другие выходцы из Турции не слишком рады наплыву трудовых мигрантов из Восточной Европы. "Румыны", – с грустью бормочет хавбек "Арсенала".

Рядом с домом, где раньше жил Езил, по-прежнему возвышается башня, напоминающая о том, что здесь когда-то добывали уголь. С тех пор прошло 20 лет, и жизнь в этом районе не стала лучше – безработица почти достигла 30 процентов. Но родные Месута сумели безболезненно приспособиться к новым условиям.

 

10 ГОЛОВ ЗА МАТЧ

Сейчас отец футболиста Мустафа Езил является агентом своего сына, а начинал он свою деятельность в роли мелкого ресторатора, после чего осознал возможную выгоду от футбольного будущего Месута. В 1995 году он записал сына в молодежную команду "Вестфалия", где парнишка сразу же произвел неизгладимое впечатление. "Когда я впервые увидел Месута, он показался мне очень маленьким, тихим, замкнутым, – вспоминает его первый тренер Ральф Мараун. – Но на футбольном поле он становился собственной противоположностью. Он был суперзвездой нашей команды".

Об этом говорит и тот факт, что в одном из матчей за "Вестфалию" он забил 10 голов! "Мы все тогда были ошеломлены тем, как Езил обращался с мячом, – рассказывает его бывший одноклубник по "Вестфалии", а ныне специалист в области медицинского страхования Мирко Ланге. – Он обладал прекрасной техникой, и футбол уже тогда являлся его визитной карточкой".

 

ПО СОВЕТАМ ОТЦА

"Месут очень много слушал Мустафу. Если тренер говорил одно, а отец – другое, то всегда выбирал точку зрения папы", – говорит Ланге. И сейчас всеми трансферными делами руководит отец. Именно Мустафа занимался переходом своего младшего сына из "Реала" в "Арсенал".

Правда, на Месута оказывали влияние не только члены семьи, но и окружавшие его люди, например, Кристиан Краббе, который на протяжении пяти лет его классным руководителем в школе. Езил до сих пор поддерживает с ним отношения, несмотря на то, что стал одной из самых популярных персон в стране.

После одной из побед сборной Германии Краббе отправил своему бывшему ученику смс-сообщение, в котором похвалил его за интервью каналу ZDF. "И вы знаете, Месут сразу же ответил, поблагодарив меня", – не скрывает радостных эмоций школьный учитель.

"После знакомств с его родителями мои функции расширились, – рассказывает Краббе. – Я должен был не только заниматься английским языком на уроках, но и следить за тем, что он делает на школьном дворе. И всякий раз, когда я видел, как он пинает мяч перед окном моего кабинета, я мысленно повторял одну и ту же фразу "Ничего себе!". Его навыки впечатляли – речь не только о том, как он обращался с мячом, но и как двигался без него. Возникало ощущение, что он умудряется следить за всем, что происходит на поле – за одноклубниками, соперниками, всеми. Тогда я посмотрел на список учеников и удивился, что Месут оказался на два-три года младше, чем я полагал. Мне ведь раньше приходилось видеть в деле футболистов – до того, как начать карьеру школьного учителя, я работал в одной из газет в Дортмунде. Но ничего подобного тому, что вытворял Месут, я раньше не видел".

 

В ОДНОЙ ШКОЛЕ С НОЙЕРОМ

Краббе также обратил внимание на две немаловажные черты, которыми обладает Месут. "Он всегда прекрасно выглядит, так как следит за собой, а потому запросто общается с такими персонами, как поп-певица Мэнди Кэпристо. Еще когда он был подростком, я посоветовал ему не только отдавать всего себя футболу, но и заниматься развитием собственной личности, характера", – воспоминает учитель.

Пока рано делать далеко идущие прогнозы, но, к счастью для Месута, в свои 25 лет он до сих пор избегал серьезных травм. "Он был очень быстрым и подвижным подростком, – рассказывает бывший учитель физкультуры, а ныне заместитель директора школы, в которой учился Езил, Йоахен Херрманн. – Он, как правило, не получал повреждений на уроках, и не чувствовал болевых ощущений, так как был необычайно гибким и невероятно физически развитым юношей".

Bergen Feld была и остается одной из лучших школ со спортивным уклоном в Германии. Она входит в число самых крупных в стране (1350 учеников), а соседство со стадионом "Шальке" всегда приковывало внимание к ученикам со стороны молодежной академии гельзенкирхенского клуба. К примеру, в ней учился нынешний основной вратарь "Баварии" и сборной Германии Мануэль Нойер.

Но если в школе Езилом гордятся, то многие его земляки не очень тепло отзываются о Месуте в свете его недавнего трансфера в "Арсенал". "Ни один игрок в мире не стоит таких денег, – недоумевает Мараун. – Мне кажется, что это крайне сложная ситуация для любого игрока. Если парня купили за такие деньги, то потом очень трудно рассчитывать, что он будет двигаться в верном направлении".

 

МЕСУТ И ДЕНЬГИ

Подобная реакция Марауна легко объяснима. "Вестфалия" не получила ни цента от трансфера Езила из "Реала" в "Арсенал". А, например, "Рот-Вайсс Эссен", за который Месут выступал в 15-летнем возрасте, может рассчитывать на процент от сделки. "Мы ничего не получили, и это плохо", – с грустью резюмирует Мараун.

С ним соглашается и Ланге: "Мы смотрим за Езилом по ТВ и радуемся за него. Но в то же время "Вестфалия" ничего не получила от этой сделки. Ну и где же справедливость?"

Тем временем Краббе выступает в защиту Езила и его отца, несмотря на новые подробности трансфера игрока в "Арсенал", которые всплывают в различных СМИ. Учитель называет разговоры о том, что Месут покинул Мадрид ради денег, чьей-то выдумкой.

"Мне не важно, кем станут мои ученики в будущем – футболистами, пекарями или водителями грузовиков, – говорит Краббе. – Меня все они интересуют как личности. И я знаю, что Мустафа привил Месуту верные жизненные ценности".