После матчей, в которых соперник оказывается гораздо сильнее, а счет получается разгромным, у сборной России традиционно наступает непростой период. Зайдите под любой твит аккаунта национальной команды по ходу игры с Бельгией — и все поймете. Twitter — хейтерская соцсеть, и по ходу встречи там можно было многое прочитать. Привычный набор жестких мнений. После выхода на Евро-2020 команду любили, она провела очень достойный отборочный цикл, и на финише получать эти 1:4 очень больно.
Все-таки даже при том, что Бельгия сейчас в самом топе рейтинга ФИФА, взяла бронзу ЧМ-2018, а в ее составе выступают несколько футболистов мирового уровня, домашнее поражение в три мяча — это много. Еще хуже, когда за первый тайм тебя деклассировали, в начале второго добили, а затем показательно просто бросили играть.
Да, бельгийцы, конечно, извлекли урок из ничьей с Россией в марте 2017-го, когда к перерыву на табло горело 1:3, а в ходе паузы в игре один известный тренер, как говорят, получил звонок с вопросом о том, готов ли он возглавить нашу сборную. Тогда команда сравняла счет и, возможно, спасла карьеру Станислава Черчесова. Сейчас «красные дьяволы» просто довели встречу до конца в эконом-режиме, позволив россиянам пробить Куртуа.
В матчах с Бельгией в этом отборочном цикле Россия как будто возвращалась в период товарищеских спаррингов до ЧМ-2018, когда все недостатки вылезали наружу. Причем в противостоянии с почти любым соперником, включая Катар (поражение 1:2).
Понимаю болельщиков, которые жестко критикуют команду, указывают на недостатки и спрашивают тренера. Люди имеют на это право еще и потому, что совсем недавно, после выхода на Евро-2020, им сказали, что команда едет выигрывать турнир.
Неважно, что на самом деле имел в виду Черчесов, что потом он стал давать пояснения этому высказыванию. В памяти у болельщиков остались два слова — Евро-2020 и победа. Наши парни едут за ней!
Если так, извольте соответствовать — с того самого момента, как фраза произнесена. А тут у меня сложилось впечатление — будь у Бельгии необходимость забивать нам 5-6 голов, это могло произойти. Настолько большой выглядела не только разница в классе, но и в уровне готовности.
Что произошло в октябре-ноябре с футболистами ведущих клубов, которые слабо проводят групповой турнир в еврокубках? И почему в сборной, после 4-5 тренировок, игроки «Локо», «Зенита», ЦСКА и «Краснодара» должны выглядеть лучше, чем в Европе?
Это, безусловно, аргумент Черчесова, и он косвенно это подтвердил, говоря на пресс-конференции о физическом состоянии команды. Если ЦСКА с Фернандесом запускает от «Лудогорца» пять, то почему с тем же Мариу не может пропустить четыре от Бельгии сборная?
Все, увы, логично.
Но почему тогда так велико разочарование от этих 1:4? Ситуация с заявлением Черчесова о победе на Евро кажется мне странной по двум причинам.
Во-первых, Черчесов пусть и главный тренер самой главной команды страны, пусть он удачно выступил на ЧМ-2018, но все же — наемный работник, а задачи сотруднику должно ставить руководство. А оно о целях на Евро пока молчит. С другой стороны, все может быть и проще, — мы все-таки пока не Бельгия, которой в нынешнем составе все равно, с кем играть, и задачи сформулируем после того, как 30 ноября пройдет жеребьевка финального турнира.
Во-вторых, Станислав Саламович человек очень осторожный, в его словаре запрещенных слов, насколько могу судить по диалогам с журналистами, уже около 20, и история с такими выражениями стала таким же мемом, как в свое время капучино Хиддинка или красные штаны голландца.
К чему это вообще было произносить? Далеко в прошлом остались времена, когда за второе место на чемпионате Европы снимали тренера. В любой российский период главной задачей традиционно остается выход из группы. Вне зависимости от того, кто выпадает по жребию.
Черчесов провел со сборной 40 матчей — это много для такой непростой должности. Он обошел Хиддинка, Адвоката, впереди только Романцев, который, кстати, входил со своей командой топ-3 рейтинга ФИФА. То есть добивался почти того же, что сейчас Бельгия. С момента, когда Черчесов возглавил сборную, она:
победила Гану, Румынию, Венгрию, Новую Зеландию, московское «Динамо», Корею, Саудовскую Аравию, Египет, Испанию, Турцию (дважды), Чехию, Казахстан (дважды), «Чертаново», Сан-Марино, Кипр (дважды), Шотландию (дважды);
проиграла — Коста-Рике, Катару, Кот-д`Ивуару, Португалии, Мексике, Аргентине, Бразилии, Франции, Австрии, Уругваю, Хорватии, Германии, Швеции, Бельгии (дважды).
Позволяют ли результаты за этот период говорить, что сборная России, пусть и сделавшая качественный шаг вперед (под этим подразумеваю уверенное прохождение отборочного этапа), способна решать большую задачу?
На мой взгляд, нет. Как-то в интервью «СЭ» Игорь Шалимов повторил слова одного из великих тренеров «Спартака»: «В футболе неважно, каким ты был вчера и каким будешь завтра. Главное, какой ты есть сейчас».
Еще позавчера, на ЧМ-2018, сборная стала чемпионом наших сердец. Вчера она вышла на Евро-2020, а сегодня ее деклассировала сборная Бельгии. В этом нет ничего страшного. Нет того, что позволяло бы говорить о ситуации как о тревожной. Но нет и того, что заставляло бы верить в победу на первенстве континента.
Нельзя говорить применительно к поражению как о случившемся вовремя — проигрывать всегда обидно. Но сейчас, после истории с объявленной Черчесовым задачей на Евро, есть документальное подтверждение: в каком состоянии те, кто едут туда брать титул реально (Бельгия), и те, кто об этом говорит (Россия).
Важно, на мой взгляд, рассуждать не только о разнице в классе, но и более глобальном — о составе и резерве. Все 2000-е и 2010-е годы в РПЛ двигали туда-сюда лимит (в интересах сборной), говорили о системах подготовки, о молодежном футболе, о развитии — и тоже в интересах национальной команды...
К Евро-2020 его действительно развили «хорошо». Две позиции из 11 в сборной занимают натурализованные, что негативно, как ни крути, сказывается на отношении к национальной команде. Во время паузы в чемпионате России эта тема одна их самых популярных в вопросах аудитории футбольных стримов на YouTube-канале «СЭ». Люди не горят желанием видеть иностранцев в составе. Фернандес и Гильерме в сознании многих болельщиков по-прежнему чужаки.
Все так же актуален вопрос, что будет с позицией левого защитника, когда закончит Жирков — нельзя же его снова и снова просить вернуться. Что произойдет, если случится травма у кого-то из центральных защитников? Семенов, не так давно казавшийся железным запасным, стал основным — просто некому играть. Разговор о повреждениях не носит гипотетический характер. Практически перед каждым из больших турниров сборная по этой причине теряет одного или нескольких людей из основы. Если вспоминать именно о защитниках, то перед Евро-2004 Георгий Ярцев лишился двух центральных — Онопко и Игнашевича. Перед ЧМ-2018 Черчесов не мог рассчитывать на Джикию и Васина.
Что будет сейчас? Снова возвращать Игнашевича? Какой смысл говорить о будущем футбола, если мы видим, что в прошлом его развивали так, что потеря одного из игроков может обернуться серьезными проблемами, а дырки в составе затыкаем натурализованными?
Но есть и вроде бы более мелкая тема — новая форма, которую все бурно обсуждали. Приведу слова генерального секретаря РФС Александра Алаева об этой истории.
— Мы дали свои комментарии партнерам, попросили убрать цвета триколора с рукавов еще в самом начале, — сказал Алаев на пресс-конференции в пятницу. — В январе нам показали форму с рукавами без символики. Тогда форма показалась простоватой и работа продолжилась. И окончательного согласования не было. Это наша обоюдная вина. И наша, и «Адидас». Не хочется искать виноватого. Как сказал Александр Валерьевич, текущий вариант нас не устраивает. Но время еще есть, можем исправить. Все-таки мы с «Адидас» вместе 12 лет. Надеемся, что больше сбоев не будет.
— Почему же состоялась презентация?
— Повторюсь, это наша обоюдная ошибка. Цепочка событий была запущена. Но даже варианты на эскизах были лучше. Мы на каком-то этапе не вмешивались, но когда увидели реакцию СМИ и болельщиков, поняли, что надо вмешаться.
Черчесов же ранее, на той самой презентации, говорил, что форма нравится, а сборная принимала участие в ее разработке. Очень не понравилась и история со вбросами в Телеграмм-каналы, что экипировкой недовольны игроки. Странная и запутанная ситуация.
К тому же получилось, что на ровном месте в период подготовки к матчу с Бельгией образовался нервяк для Черчесова и всей команды. И вообще как в итоге появилась и прошла идея «правильный флаг появляется в тот момент, когда игроки сборной поднимают руки вверх»? Когда поднимают руки вверх, сдаются — а не голы празднуют!
Теперь о нюансах контракта РФС с главным тренером. О пунктах соглашения у нас традиционно ничего не объявляют, за исключением того, что формула «2+2». Важно, является ли выход на Евро условием, при котором работодатель (РФС) обязан предложить работнику (Черчесову) новый договор?
Оказалось — обязан, и о таком предложении объявил президент федерации Александр Дюков. Вероятно, есть и временной грейд, до которого Черчесов обязан ответить, продлевает ли он контракт.
Вот что сказал Станислав Саламович на пресс-конференции перед матчем с Бельгией:
— Контракт лежит у меня дома уже несколько лет. Там есть определенные пункты, в том числе и автоматические. Я хорошо знаю, что у меня лежит на столе. И если там появится что-то новое, я точно это увижу. Контракт как контракт. Единственное, что там надо менять — это срок его окончания. В этом контракте срок заканчивается летом. А ЧМ перенесли на зиму. Это надо менять. Когда мы его подписывали, все чемпионаты мира проходили летом.
Как вы поняли это высказывание? Я уяснил следующее:
— Черчесов не против продления контракта;
— но намекает на то, что один из пунктов контракта необходимо поменять — когда прежнее руководство РФС подписывало договор, не было ясности со сроками ЧМ-2022 в Катаре. Теперь она появилась — турнир пройдет в ноябре-декабре, а значит, срок окончания соглашения следует изменить, перенося его с июля 2022 на декабрь того же года.
Как и определиться с некоторыми нюансами соглашения, которое, напомню, оставил в наследство (как и систему лиг, как и лимит, в том числе начинающий действовать со следующего сезона) бывший президент РФС.
Правильно ли, что контракт с тренером продлевается до финального турнира Евро-2020? С точки зрения Черчесова — безусловно, у него есть гарантированный документ, и если летом 2020-го все пойдет совсем плохо, он получит право на неустойку.
Правильно ли это с точки зрения РФС? Финальный турнир — штука особая. Это не ЧМ-2018, когда мы выступали дома и соперники по группе, кроме Уругвая, оказались не разряда грандов. Евро, возможно, более конкурентный турнир, на котором у нас не будет двух топ-игроков (Игнашевич и Акинфеев), а лидеры — Жирков и Дзюба — стали старше на 2 года.
Нам остается только верить. И быть ближе к земле. Победа на Евро это очень хорошо, но пока два матча с Бельгией дали понять — надежд на самый большой успех через полгода не так уж много.
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы //
Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира