Евро-2020. Отборочный турнир. Группа I. Россия — Шотландия — 4:0
Молодежь не помнит, но мы-то, ветераны, от шотландцев всегда будем ждать подвоха. Сколько проживем — столько и будем ждать.
Кажется, все, можно брать голыми руками этих шотландцев. Можно обыграть их в гостях. Можно напоить — если не напьются сами накануне матча. Можно подослать с разведывательными целями в шотландский лагерь Алешу Михайличенко с Олежкой Кузнецовым, как поступил в 92-м Анатолий Федорович Бышовец. Можно, всё можно.
А потом шатающиеся, полуповерженные шотландцы выйдут на поле — и забудут о моральном разложении. Проснутся, когда не ждали. Все напоминает тот 92 год.
Вот поэтому еду я по Москве, вижу плакаты, зазывающие на матч. Дзюба кулачком постукивает по ладони, что говорит о серьезности намерений. Рядом Головин и Черышев. А тревожно!
Давний матч с шотландцами не давал мне покоя, впечатался в память. Помню, приехал доигрывать в Махачкалу Каха Цхададзе, милейший человек и выдающийся футболист. Это из-под него забивали шотландцы в 92-м. Что-то у бедного Кахабера пошло не так.
Заглянул в номер гостиницы «Приморская». Заметил томик Пушкина на тумбочке соседа по номеру, Омара Тетрадзе. С закладкой посередине.
— Какое несчастье! — как-то избыточно всплеснул я руками, припомнив матч с шотландцами.
Цхададзе поморщился:
— Да какое там «несчастье»... Почему-то всем запомнился момент: рикошет от меня, Харин в одном углу, мяч в другом. Этот шотландец бил издалека — попал мне в руку. Кстати, сломал мне мизинец.
— Значит, все-таки несчастье. Вы не знали, что шотландцы собираются отдавать игру?
— Про это потом начали говорить. Выходя на поле, я ничего не знал. Наша ошибка в чем? Начали до игры за шотландцев прикидывать: ага, шансов никаких... Расслабились!
— Что еще знали?
— Что после второго проигранного матча шотландцы здорово напились.
— Перегаром от них несло, как говорил после Добровольский?
— Внимания не обратил. Играли-то они неплохо! Еще подумал: если они, напившись, так смотрятся — может, и нам попробовать?
Бог с ним, чемпионатом Европы-92. Но вот мизинец Цхададзе мы Шотландии не простим.
В Лужниках за два часа до матча такая карусель, что душа радуется. Не знаю, куда бежать — то ли пытаться вытащить из автомата пластмассовый мячик, то ли отстоять очередь — и жахнуть войлочным шариком по мишени. О, нет, нет, погодите. Я вижу что-то поинтереснее!
Это отчаянная четверка — Каряка, Сенников, Пименов и Нигматуллин вызывает на футбольное сражение всех подряд. Я отодвигаюсь чуть в сторонку — четверки соперников меняются одна за другой, вот-вот очередь дойдет до меня. Я б им показал мытищинского Юрия Гаврилова, да как-то боязно. Вон как прокидывает мяч между ног кому-то Каряка. Да и вообще — играет всерьез. Тут мое эго под угрозой.
А кто-то завелся — бух по ногам Нигматуллину! Ба-бах в лица прекрасные черты мокрющим мячом Сенникову! А вот и гол Пименова. Оскорбившийся Сенников немедленно ответил голом в «девятку». Теперь-то я видел все. Даже гол Сенникова.
Ан нет, не все — тот самый мальчик, которого ругали в школе за «прическу Ибрагимовича» и в чью защиту выступили Юрий Семин и Алексей Смертин, приехал с матушкой на футбол. А вот теперь выходит на поле против героев 2000-х. А выводит его наш сын полка, юнкор Ярослав Сусов точно с такой же прической. Вот так номер! Да еще и обыгрывают Нигматуллина с компанией!
Теперь точно пора идти своей дорогой. Ничего интереснее на этой площадке не увижу. Даже Алексей Смертин с Роланом Гусевым застыли, восторженные.
Шотландцы, с утра прибитые новостью об отсутствии на стадионе пива, поступили разумно — напились впрок. Не до состояния падения, понятное дело — попробуй ещё, напои шотландца так. Жахнули в меру. Приблизительно как их сборная в 92-м.
Ходят к килтах, волосы на ногах топорщатся от стужи словно иголки в кукле вуду. Проступают сквозь рыжие заросли буквы — и я угадываю фаната «Абердина»...
— Не холодно вам? — подходим с тяжело дышащим юнкором Сусовым. — Зима же. Зябко.
— Э, нет, нет, — хлопают нас по плечам шотландцы. — Мы так ходим и зимой, и летом, и всегда-всегда-всегда. А тебе что, холодно? У тебя ледяные ножки, хе-хе?
Один попытался, похахатывая, приподнять нашему корреспонденту брючину. Не для того мы его воспитывали, учили уму, чтоб всякие хватали. Вырываю Сусова из британских лап.
Шотландцев-то будь здоров понаехало. Очень странно. На что рассчитывают?
— Давайте-ка сфотографируемся, — навожу мосты я с гражданами постарше. Один из которых — в треснувших очках. Что есть добрый знак. Я и сам таким был.
— А давайте, — шотландцы берут меня в плотное кольцо, заставляя морщиться от перегара. Но я вспоминаю, что нанюхался точно так же в 92-м трепетный Добровольский, выстрадал целый матч и мирюсь. Будь что будет. Потом продышусь.
Той же секундой со сцены громыхнуло что-то музыкальное, игривое — и мои новые друзья как по команде подпрыгнули. Прекрасное фото, украшение альбома — застывший я и пятерка размазанных шотландских физиономий.
— У меня недавно тоже были печальные события, — внезапно принялся делиться со сцены невзгодами Дима Билан. — Но я здесь, сразу откликнулся на приглашение...
Я прижался к картонному Головину и почувствовал тепло. Тепло его души. Все будет хорошо.
Матч не начался — а концерты уже вовсю. Объявляют шотландский гимн, включаются волынки — и никаких тебе певцов у микрофона. Тысяча тех самых отчаянных шотландцев, посягавших на брючину Сусова и прыгавших подле меня, поют! Да как поют! После такого и нашим-то неудобно отмалчиваться во время гимна — подхватывают, дают жару. Пусть знают, черти в юбках.
Если шотландцы держались за простоту как за спасательный круг, то наши мудрили. Сочиняли что-то многобуквенное, избыточное — взгляд мой упал на протокол, на фамилию резервного арбитра. Вот оно! Вот на что походила российская игра — на эту самую фамилию: Мадс-Кристоффер Кристофферсен. Надо б ударить, завершение просится, а всё ищут и ищут мячом кого-то.
Зато на Фернандеса посмотреть приятно, душой отходит парень от клубных проблем. Так радуется, что даже на верхних мячах перепрыгивает вражескую оборону. Всякое подключение — опасность!
Чарли Малгрю, четвертый номер, смотрит на нашего Мариу с недоумением: откуда такой взялся?!
— Чарли, Чарли, смешной чудак, — отвечает ему взглядом Фернандес.
Шотландцы в простоте своей не разбирали ни ног, ни голов. Чуть не покалечили Джикию. Этого «Спартаку» только не хватало. Но Джикия быстро прекратил подавать признаки тошноты — поднялся, блеснул недобро очами: «Я вам сейчас ущерб нанесу...» Они еще не знают, с кем связались.
Играли-то наши здорово. Практически не выпускали за центр поля довольно крепкую команду. Но вспомнить что-то голевое, совсем опасное у шотландских ворот? Не было!
Не один я диагностирую у себя тревожность ко второму тайму. Прикорнули от мучительного однообразия даже наши шотландские приятели на трибуне. Или сосредоточились на растирании оголённых конечностей. Впрочем, едва начался перерыв, из «шотландского» сектора затянула дребезжащий мотив волынка. Наши люди, дослушав, аплодируют — нет голов, так здесь покуражимся. Отогреем ладошки.
Надо было что-то делать — и кому-то за шотландскими воротами вручили микрофон:
— Гол, Россия, эй, эй! Гол, Россия!
Проснулись, однако ж, скорее шотландцы. Заиграли смелее. Трибуна поддержала истошным воплем. Заставляя хрипло свистеть всех нас, русских людей. А это какая нагрузка на связки.
Да плевать на связки — если забивает Дзюба! Если укладывает мяч со всей нежностью под перекладину! Вот и шотландцы узнали, как умеет голосить наш стадион. Как взрывается от рева. А вы сидите и дрожите в своих юбках.
Пока протрезвевшие на студеном ветру шотландцы переглядывались, выясняя конец ли это надеждам, ответил им Оздоев. Выстрелил метров с тридцати, чуть сетку не порвал — вынимайте! А обниматься бросился целенаправленно с Мирославом Ромащенко. Ох, были тут какие-то советы, был какой-то спор накануне...
А вот и снова Дзюба удивил — с угла закрутил мячик так, что тот приземлился на перекладину. Кто вас обучил этому, Артем? Это не из вашего репертуара!
Все эти чудеса — минут за десять. Что ж за слова были сказаны в раздевалке, чтоб все перевернулось с ног на голову? Любимый вопрос начинающих корреспондентов здесь-то к месту: что, что сказал Черчесов?!
Где второй, там и третий — Дзюба словно издевался над Шотландией, выцарапывая мяч во вратарской. А живописные шотландские старцы в армейских шапках семенили к выходу, распрямляя на ходу заиндевевшие килты. Не особенно горевали, надо сказать. Ночная Москва отогреет любого — развлечений здесь на любой вкус. Раз уж футбол для вас не задался.
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы // Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира