Влюбленная в сборную страна. Журналист во главе федерации. Реклама, вызывающая симпатию, а не раздражение. Индивидуальный подход к лучшим молодым футболистам. России есть чему поучиться у Австрии – но не игре в футбол, а организации футбольного хозяйства.
ИДЕАЛЬНОЕ БОЛЕНИЕ, ИДЕАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Главным героем игры Австрия – Россия (1:0) стал, на мой взгляд, вовсе не автор гола Рубин Окоти, а самый обычный флажок, красно-бело-красный, с логотипом компании-производителя популярного пива местного изготовления.
Фото - twitter.com/teamrussia
За сутки до матча десятки тысяч таких флажков уже лежало на каждом кресле стадиона "Эрнст Хаппель" дожидаясь своего часа. На протяжении всего вечера зрители размахивали ими как заведенные – под песню Life is life, гимн страны, гимн сборной, венский вальс или просто так, реагируя на происходящее на поле. Ну а больше всего поразило то, что публика не стала расходиться после финального свистка. Болельщики почти в полном составе провели на трибунах еще минут десять и вновь исполнили гимн своей команды, сочиненный несколько лет назад.
Флажки – пример идеальной рекламы, которая выгодна и нравится всем. Зрители были довольны, потому что им бесплатно дали чем помахать и объединили в ликующее красно-бело-красное море. Футболисты были довольны, что их так здорово поддерживают. Федерация была довольна, потому что подзаработала и обеспечила заряд позитива для сборной. Спонсоры были довольны, потому что флажки с названием пива миллион раз попали в кадр и на фотографии, но ни у кого не вызвали раздражения – только радость. Многие болельщики унесли их с собой – и придут с ними на следующие матчи.
ПРОДАЕТСЯ ВСЕ
У Австрийского футбольного союза (OEFB) 25 партнеров и спонсоров. У РФС, для сравнения, – десять, если верить официальному сайту. Спортивный костюм игрока австрийской команды напоминает одежду гонщика "Формулы-1", где лейблы уже ставить некуда. Хотя сборная Австрии за последние 16 лет играла на крупном турнире только раз – и то лишь благодаря тому, что вместе со Швейцарией была хозяйкой Euro-2008. Россия за тот же период времени дважды ездила на мир и четыре раза на Европу, становилась бронзовым призером континентального первенства и почти всегда была гораздо выше Австрии в рейтинге ФИФА.
Австрийцы без зазрения совести продают абсолютно все. "Спонсор" счета на табло – крупный немецкий банк. Он же, как заявил диктор, "подсчитал для вас" количество зрителей на трибунах. В перерыве автомобильный концерн устроил развлечение: специальные пушки выстреливали на трибуны футболками, "снаряды" долетали до самых верхних секторов. Телекоммуникационная фирма пошла по стопам пивоваров и раздала гигантские надувные ладошки, чтобы громче хлопалось.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Иногда, правда, стремление продаться с потрохами ради экономической выгоды обретает чересчур изощренные формы. В чемпионате Австрии играет "Ред Булл Зальцбург", а хорошо знакомый российскому болельщику "Штурм" с недавних пор официально (!) именуется "Спортивный клуб Путигамер Штурм Грац". В название добавлено имя еще одного производителя напитка из хмеля и солода.
Здесь, полагаю, у австрийцев явный перебор. Вряд ли миллионы болельщиков "Спартака" или "Зенита" были бы рады, если бы команды с большой историей вдруг стали называться, условно говоря, "Молодой мельник Спартак" или "Водка Сине-бело-голубенькая Зенит". Хотя подобный пример – "Сатурн REN-TV" – в России был. Но там хотя бы название клуба шло первее спонсора.
У СБОРНОЙ ЕСТЬ "УЛЬТРАС" И СЕМЕЙНЫЕ СЕКТОРА
Безусловно, федерация ведет огромную работу по популяризации футбола, связанную не только со спонсорами. Например, у стен арены раздавали выпуски двух бесплатных, ярких и интересных газет, задача которых – повышать футбольную грамотность населения. Диктор на "Эрнсте Хаппеле" – блистательный шоумен. Главный тренер сборной Марсель Коллер после финального свистка стремглав помчался в прямой эфир и, кажется, был согласен находиться перед камерой до глубокой ночи. А травмированный Давид Алаба перед игрой, опираясь на костыли, напутствовал товарищей на победу.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Особая роль уделяется взаимодействию с фанатами. В федерации смекнули, что большая часть публики, болеющей за сборную, инертна и неактивна, а потому поддерживают "свои" фан-группировки "ультрас", всегда сидящие на секторах С и D. Среди них выделяются основанные в 2010 году "ураганы" – по той простой причине, что на стадион они приходят с барабаном.
Всего группировок девять, у каждой – свой уютный уголок на официальном сайте OEFB. Все свои действия они планируют в тесном сотрудничестве с федерацией, получая всяческие льготы и блага, в том числе финансовые. В благодарность фанаты стараются не слишком сильно хулиганить. На игре с Россией был зажжен один файер, но выглядело это как невинное баловство. Австрия нашла золотую середину – болеют за сборную активно, но без дикости, как, допустим, в Турции или на Балканах.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Ультрас-боление в любом случае по душе не всем. Поэтому создан еще один фан-клуб – "Immer wieder ?sterreich" ("Австрия навсегда"), куда вступают солидные семейные люди.
Как известно, в России существует Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ), которое по идее должно заниматься тем же самым, чем "ураганы" и им подобные занимаются в Австрии. На деле трудно понять, в чем функция объединения и чем оно полезно для сборной. Ведь организовать достойную поддержку для российской команды не удается с конца 2000-х, когда "Лужники" яростно и красиво болели против Англии и Германии.
37 ИЗБРАННЫХ, или КАК НАДО ГОТОВИТЬСЯ К ЧМ-2018
Сборная – день сегодняшний. Но нужно смотреть и в завтра.
Россия из кожи вон лезет – готовится к домашнему ЧМ-2018, а Австрия свой большой турнир провела шесть лет назад и вряд ли в скором времени получит еще один. Но выглядит все наоборот – будто им, а не нам важно подготовить к турниру боеспособную команду. На сайте РФС нет ни слова про молодежь, тогда как на OEFB.at существует огромный раздел, посвященный пестованию футбольных талантов.
Все начинается с пирамиды – схематичного и понятного изображения структуры австрийского футбола – от детского до первой сборной и клубов первой лиги.
Фото - oefb.at
Дальше – подраздел со знаковым названием "Особый австрийский путь". Фактически это программа развития футбола в стране, изложенная внятными и доступными для понимания тезисами. Вот основы основ:
– широкий охват населения футболом ("нет ширины – нет и вершины");
– структурированный поиск и развитие талантов;
– индивидуальный подход к наиболее одаренным игрокам;
– систематизированная работа академий;
– футбол – школа – профессия (из футбольных академий не должны выходить дураки);
– работа на перспективу;
– развитие инфраструктуры, и так далее.
Казалось бы, самые простые слова. Но когда вчитываешься, понимаешь, насколько все правильно и системно.
Дальше идут загадочные аббревиатуры – LAZ, AKA – и не менее интригующее название "Проект-12". Оказывается, AKA – единый план работы 12 академий футбольных клубов австрийской лиги, а LAZ – центры футбольного образования (и тут же слоган: "LAZ – мой путь наверх!"), объединяющие усилия родителей, учителей и футбольных клубов. Всего таких центров в Австрии 29.
Но самое интересное – это "Проект-12". В 2009 году была запущена программа индивидуальной поддержки австрийских футбольных талантов в возрасте от 15 лет до 21 года. Сейчас она включает 37 парней и 10 девушек – выбор осуществляли эксперты, тренеры сборных разных возрастов и клубов, а также ученые от футбола. Причем список поименно приведен на сайте!
Проект включает в себя отслеживание выступлений и достижений игроков специалистами и с помощью особой базы данных, совместную работу клубов и федерации над карьерным путем молодых футболистов, научное обоснование трансферов и много чего еще. Иными словами, человек находится под микроскопом, и вся Австрия помогает ему стать по-настоящему хорошим игроком. Предполагалось, что проект просуществует до 2012 года (отсюда и цифра 12), но его решено продлить как минимум до 2015-го.
Плоды тем временем уже есть. Несколько человек из "Проекта-12" уже в первой сборной. А многим это, видимо, еще предстоит – сейчас ребятам лет 15-16. Собственно, мы видим в какой-то мере интерпретацию знаменитой идеи генсека РФС Анатолия Воробьева о создании "клуба-2018". Но если от предложения г-на Воробьева, уж простите, веяло безумием, то здесь все логично. Талантов действительно собрали в один "клуб", где заботятся о судьбе ребят и всей страной помогают им уверенно и правильно шагать по жизни. Невольно возникает вопрос: а где же наши "списки 37" с Бурлаком и Беляевым, Оздоевым и Набиулиным, Давыдовым и Ефремовым?..
Будем, однако, честны: Россию Австрия победила на старых дрожжах. Почти все ключевые игроки нынешнего состава подросли и возмужали без помощи "Проекта-12" или LAZ. Вот только это скорее пугает, чем радует. Что же будет, когда маховик австрийского футбола заработает по полной?
Если "кардинальные решения" в российском футболе, о которых на днях говорил в интервью "СЭ" Виталий Мутко, так и останутся словами, то пройдет немного времени – и Австрия действительно по игре в футбол, боюсь, окажется на голову выше России.
И уж точно лучше нас подготовится к ЧМ-2018.
РУКОВОДИТЕЛИ – БИЗНЕСМЕН И ПИАРЩИК
Собственно, осталось разобраться, кто все это делает. Во главе федерации стоят 64-летний президент Леопольд "Лео" Виндтнер и его одногодок, генеральный секретарь и генеральный директор Альфред "Гиги" Людвих. Причем оба никогда профессионально не били по мячу – разве что в детстве с друзьями во дворе.
Виндтнер получил экономическое образование и всю жизнь проработал в государственной энергетической компании Energie AG. Это, конечно, не "Газпром", но концерн по местным меркам весьма солидный и могучий. В 1994 году герр Лео стал в нем главным человеком – он председатель совета директоров. Матерый экономист и акула бизнеса, Виндтнер всегда проявлял интерес к политике (в первой половине 1980-х был бургомистром родной деревушки) и спорту (возглавлял футбольный союз региона Верхняя Австрия). В OEFB он долгое время занимал пост вице-президента, в 2009-м выиграл президентские выборы.
Леопольд "Лео" Виндтнер и Альфред "Гиги" Людвих. Фото - diepresse.com
Людвих, который много лет работает в спайке с Виндтнером, – по профессии учитель, а по призванию журналист. Проработав в различных футбольных редакциях, герр Гиги нашел свое призвание в работе спортивного чиновника, в его обязанностях – оперативное управление союзом.
После знакомства с биографией этих двух господ сразу становится ясно, почему у австрийской федерации футбола нет никаких проблем ни с экономической, ни с медийной составляющими. Все на поверхности: кто придумывает шоу, а кто добывает "на пропитание".
При этом я вовсе не хочу сказать, что оба – идеальные руководители. Претензий к тому же Людвиху хватает: в 2009-м его обвинили в "половой дискриминации" за разные цены на билеты мужской и женской сборных (!!!), а в 2011-м тренер юношеской сборной Пауль Глудоватц отказался возглавить главную команду страны из-за личной неприязни к гендиректору федерации, который, по мнению специалиста, выбирает наставника "не на основе опыта и качества работы, а по иным критериям".
Впрочем, достижения Марселя Коллера во главе сборной Австрии доказывают, что итоговый выбор Людвиха не так уж и плох.
ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
Безусловно, нельзя просто взять и слепо интегрировать австрийский подход в российскую футбольную действительность. Хотя бы потому, что масштаб проблем несоизмерим. В Австрии живет чуть больше 8 миллионов человек, а в России – 146 миллионов. В Австрии 9 федеральных земель, а в России – 85 субъектов федерации. Австрия занимает 112-е место в мире по территории, а Россия – 1-е. На таких просторах куда труднее что-либо систематизировать, развивать и контролировать. В том числе и футбол.
Другое дело, что пытаться надо, и некоторые австрийские задумки не просто могут, а обязаны быть взяты на вооружение теми, кто уже несет или скоро возьмет ответственность за российский футбол.
Самое обидное, что мы со своим "Проектом-18" уже опоздали.
Вена – Будапешт