Лига Европы. Статьи

26 февраля 2011, 03:30

Модель из прошлогодней коллекции

ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/16 финала.
Ответный матч.
"СПАРТАК" - "БАЗЕЛЬ" - 1:1

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

"Спартак"-2011 отличается от прошлогоднего несколькими новыми именами и похорошевшей игровой формой со стильным принтом на знаменитой горизонтальной полосе. В остальном - тот же лихой и местами очень симпатичный футбол, те же огрехи в обороне, та же невразумительность в завершающей стадии атак.

На первый взгляд, ничего удивительного во всем этом нет. Как уже было не раз заявлено, команда идет давно намеченным курсом, который полностью устраивает совет директоров, а значит, поводов для каких-то трансформаций быть не могло. С другой стороны, приверженность определенной стратегии вовсе не значит, что и на оперативно-тактическом уровне все должно оставаться без изменений. Есть детали, которые надо смазывать при любой модели, и вы их сами прекрасно знаете. Повторюсь, за исключением красивой формы и Дзюбы в качестве единственного нападающего "Спартак", на мой взгляд, предстал в прошлогоднем обличии.

Кто-то, конечно, скажет, что два февральских матча еще ничего не значат, и будет в какой-то степени прав. Первые выводы можно будет делать хотя бы после пяти - семи туров чемпионата. Однако ничто нам не мешает попытаться заглянуть в будущее. Кроме того, есть один момент, который позволяет дать определенную оценку уже сейчас. На нем стоит остановиться подробнее.

О любом тренере судят, исходя из двух вещей: результатов команды и умения держать себя на публике. В некоторых случаях от имиджа зависит не меньше, чем от профессионального мастерства. Попросите знакомых болельщиков охарактеризовать в двух словах Жозе Моуринью - уверен, ответов "великий тренер" и "великий скандалист" будет примерно поровну. Не дословно, но смысл, думаю, таков. В случае с личностями меньшего масштаба общественный образ и вовсе выходит на первый план. К примеру, Игорь Гамула известен в первую очередь как острослов, а не как главный тренер "Закарпатья", а его афоризмы помнят лучше, чем места, которые занимал "Черноморец" в чемпионатах России.

Изменилось ли наше восприятие Валерия Карпина? Ничуть. Карпин-тренер по-прежнему остается для нас загадкой (которая скоро должна разрешиться), а Карпин, как публичная личность, не поменялся ни на йоту. Тот же специфический юморок на пресс-конференциях, та же, на грани фола, риторика, тот же подход к "разбору полетов".

"Такое чувство, что до игры не разговариваем, не общаюсь, не предупреждаю… - сказал Карпин сразу после матча с "Базелем". - После перерыва выходит другая команда. Будем разбираться с этим". А вот для сравнения его же слова после прошлогоднего домашнего матча с "Челси": "Два разных тайма. Абсолютно. Мне понятно почему. Многим, наверное, понятно. После конкретного разговора в раздевалке в перерыве многое изменилось". И еще из той же серии - после поражения от ЦСКА во втором круге чемпионата-2010: "Что изменилось после перерыва? Здесь все понятно не только мне, но и футболистам, в чем они потом признались: после удаления Шембераса бросили играть в футбол, стали заниматься самодеятельностью. Что сказал им в ответ на такое признание? А что рассуждать-то? Объяснил, что они, мягко говоря, были не правы. Да что толку-то".

Во всех трех случаях между строк читается одно и то же: могут, когда хотят, но хотят не всегда, а дело здесь в психологии и в банальном (не)везении. Не в выбранной на матч тактике, не в индивидуальном мастерстве, не в плохой физической форме, а в таких вот тонких материях.

Никто не спорит, психология в спорте - вещь действительно важная, и у "Спартака", судя по первому поединку с "Базелем", дела с этим обстоят не так уж и плохо. Но разве можно считать психологию корнем всех бед и универсальным ключом к успехам? Неужели Карпин действительно думает, что все проблемы, как говорится, от головы? Или все-таки хочет, чтобы так думали остальные? Надеюсь, последнее ближе к истине. Если во время теоретических занятий главный тренер красно-белых говорит что-нибудь более содержательное, чем украсившее заголовки в большинстве СМИ "наверное, надо кого-то бить", а все его выступления на пресс-конференциях - маскировка, то пускай. Главное, чтобы был результат. Благо на третий год работы, когда за плечами не только предсезонка, но и тщательно подобранный и отфильтрованный состав, у тренера есть основания на него рассчитывать. Но если результата не будет, то едва ли болельщиков устроят рассуждения на тему психологии.

Система требует наладки

В ходе матча "Спартак" - "Базель" эксперты "СЭ" понаблюдали за нападающим москвичей Артемом Дзюбой

Юрий ИВАНОВ: - Появление в "Спартаке" форварда таранного типа, согласитесь, напрашивалось. Наличие двух ярко выраженных крайних хавбеков Дмитрия Комбарова и Макгиди, зацикленных на проходы вдоль бровок, навесах или прострелах, требовало присутствия на острие игрока, способного преобразовать их усилия в голы. Выбор пал на Дзюбу, поймавшего в "Томи" бомбардирский кураж. Преобразится ли в грядущем сезоне атака красно-белых, обретет ли разнообразие и мощь? Как говорится, поживем - увидим. Пока же выяснилось одно: системе требуется наладка, поскольку в лужниковском матче с "Базелем" она, если и работала, то преимущественно вхолостую.

Александр МИРЗОЯН: - Процесс настройки, думаю, может ускорить то, что Дзюба - спартаковский воспитанник. На него в свое время надеялись, однако у парня ничего не получалось: негативную роль сыграл переходный период. Он поехал в "Томь", обрел там уверенность, и сейчас, когда в команде появились эффективные края, такой по стилистике нападающий Карпину остро необходим. К тому же Артем горит желанием доказать, что отправка в аренду была досадным недоразумением, и вряд ли предоставленную возможность упустит. Ну а коллективу он поможет однозначно. Ведь не дай бог сломается Веллитон - кто его заменит? Пусть они и разные по манере, но россиянин, готов повторить, для команды свой, знает ее манеру, и это огромный плюс, почти гарантирующий: приспособится. Более того, расширит Карпину простор для тактического маневра.

ИВАНОВ: - Причиной низкого КПД спартаковской атаки в повторной встрече с "Базелем" стала отнюдь не беспомощность флангов, которые с первых минут загрузили новичка под завязку. Не совсем правильно, на мой взгляд, действовал сам нападающий - не демонстрировал того, ради чего, собственно, и был приглашен в команду. Вместо игры по последнему защитнику, создающей глубину атаки и держащей оборону соперника в постоянном напряжении, непозволительно часто отходил назад в поисках мяча. "Сваливался" в края, где народа и без него хватало. Иными словами, разбрасывался и как следствие не оказывался в решающие моменты там, где его искал мяч, посланный партнерами. Причем два-три раза посланный идеально - на удобной высоте, по уходящей от голкипера траектории. Требовалось только ногу или голову подставить, да вот беда - тот, на кого Макгиди с Комбаровым рассчитывали, к передачам-конфеткам не успевал.

МИРЗОЯН: - Вся причина в том, что Дзюба никак не мог найти себя впереди. Мячи доходили до него редко: защитники гостей позаботились. Компенсировать собственную неэффективность форвард попытался большим объемом работы, участием в организации атак, то есть тем, чем ему заниматься абсолютно не следовало. Забыл, видно, что его главный козырь - игра впереди, на грани офсайда, потому и не успевал на острие. Игроки такого плана призваны завершать атаки, навязывать защитникам борьбу. Созидание - не их дело. А Артем тратил много сил на отборы мяча, подыгрыш партнерам и не всегда успевал переключаться.

ИВАНОВ: - Что еще бросалось в глаза, так это поведение Дзюбы в концовках спартаковских комбинаций, довольно странное для нападающего его предназначения. Вместо того чтобы искать встречи с мячом, идя к нему навстречу и вырывая у оппонентов мгновения и сантиметры (иными словами, играя на опережение), он в подавляющем большинстве эпизодов находился в статическом положении. Словно надеялся, что защитники расступятся и предоставят возможность беспрепятственно пробить. Но оборона швейцарцев детских ошибок не допускала. И лишь на 69-й минуте спартаковец все сделал идеально с точки зрения бомбардирского ремесла - рванулся на ближнюю штангу и в высоком прыжке первым оказался "на мяче", отправив его чуть выше перекладины. Увы, ничего похожего ни до, ни после не наблюдалось.

МИРЗОЯН: - Непросто выбрать позицию для успешного завершения атак, если пытаешься объять необъятное. В "Томи" ведь Артем действовал целенаправленно, сконцентрированно, потому и остро - не случайно же попал в список тридцати трех лучших по итогам сезона. У Непомнящего он чувствовал себя твердым футболистом основы, лидером коллектива, и это, естественно, помогало. А сейчас парень старается прыгнуть выше головы, проявить себя в новых ипостасях, чего делать, повторяю, не следует. Глупо искать от добра добра, форвард же ни с того ни с сего вдруг решил поменять стиль. Дрогба, умеющий "продавить" соперника, заставить его ошибиться - вот кто должен служить примером как для него, так и для всех выдвинутых на острие нападающих.

ИВАНОВ: - С первых минут второго тайма (не сомневаюсь, с "подачи" Карпина) Дзюба все-таки пошел вперед, попытался цепляться за мяч, что эпизодически удавалось. Вот только остроты на передовой это не добавило. Практически все передачи форвард принимал, находясь спиной к воротам, а развернуться одним касанием и выйти на оперативный простор, как это умеет, скажем, армеец Вагнер, ему не позволяют внушительные габариты. Свои лучшие и не раскрытые в ходе матча качества Артем продемонстрировал лишь в последней атаке красно-белых. Но будем все же честны перед собой: гости под занавес раскрылись.

МИРЗОЯН: - Лишенную остроты игру спартаковского новичка в Лужниках я все же склонен в первую очередь объяснить издержками адаптации. Дзюба честолюбив и очень хочет зацепиться за место в основе, о чем не раз заявлял в прессе. Но ему не хватает опыта - слишком уж торопит события. Быть может, подгоняет перспектива попасть на скамейку после выздоровления Веллитона? Что же, подобная вероятность существует - форварды разноплановы, и использовать каждого главный тренер наверняка будет в зависимости от ситуации и по отдельности. А впрочем, все зависит от Карпина и его умения совместить несовместимое.