8 июня 2013, 09:30
НА СЛУХУ
Александр ПРОСВЕТОВ
В прошлое воскресенье исполнилось ровно 10 лет, как Роман Абрамович купил "Челси", которым руководил Клаудио Раньери. У "аристократов" тогда скопились большие долги, но при этом они не барахтались где-то на глубине. Клуб финишировал на высоком 4-м месте, пробился в Лигу чемпионов. Спустя год при том же Раньери стал вторым, а потом уже с Жозе Моуринью выиграл два чемпионских титула подряд, не считая кубков.
Год назад судьба вновь свела Раньери с "русским" клубом – "Монако". Отличие в том, что эту команду российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев принялся вытаскивать со дна французского D-2. Первая задача – выход в класс сильнейших – была решена. После чего уже в мае клуб из княжества ошарашил всю Европу шикарными приобретениями: 70 миллионов выложены "Порту" за 26-летнего полузащитника сборной Португалии Жоау Моутинью и 21-летнего нападающего сборной Колумбии Джеймса Родригеса (25 плюс 45 миллионов соответственно), как свободный агент пришел из "Реала" 35-летний Рикарду Карвалью, а в последний день месяца было объявлено о трансфере из "Атлетико" 27-летнего форварда Радамеля Фалькао. За самого известного, пожалуй, на свете колумбийца уплачены оценочно 60 миллионов евро (с учетом бонусов).
Слухи вокруг "Монако" бурлят теперь не меньше, чем вокруг "Анжи". Перечисляются имена вероятных новобранцев. О переходе из "Порту" 25-летнего полузащитника Фернанду пишут как о почти свершившемся факте. Интерес якобы вызывают Аггер ("Ливерпуль"), Маркизио ("Ювентус"), Кабай ("Ньюкасл"), Манданда и Нкулу (оба – "Марсель"). Несколько дней назад мне звонил журналист из Франции и спрашивал, реален ли переход из "Зенита" Халка. Я сказал, что вряд ли: бразилец освоился, на него рассчитывают, отпустить – значит, расписаться в том, что в селекции был допущен серьезный промах. Тем более что нападающий, возможно, уже завтра будет блистать.
Так или иначе, "русский" клуб быстро стал восприниматься во Франции как главный конкурент катарского "Пари Сен-Жермен", выигравшего первенство без особого напряжения. Так замахнутся ли и впрямь "новые монегаски" на чемпионский титул?
Взлететь из второго дивизиона одним прыжком на трон было бы круто. "Марсель", вышвырнутый на два сезона из класса сильнейших вследствие коррупционного скандала и взятый под крыло Робером Луи-Дрейфюсом, в первый год финишировал лишь 11-м. Уже потом, усиливая состав, он становился 4-м и 2-м (в 1999 году, когда заодно дошел до московского финала Кубка УЕФА). Другой изгнанник – "Ювентус", возвратившись в 2007 году из серии В, занял с Дель Пьеро, Недведом и Трезеге третье место, а скудетто ему покорилось только в 2012-м.
Звездные новички "Монако", естественно, произносят громкие, хотя и весьма обтекаемые фразы. "Моя цель – выигрывать титулы", – заявил перед отборочным матчем ЧМ-2014 Аргентина – Колумбия Дж.Родригес. "Хотим закрепить "Монако" в элите европейского футбола", – подчеркнул в свою очередь его соотечественник и друг по жизни Фалькао. "Набор именитых игроков не гарантирует результата", – осторожничает вице-президент Жан-Луи Кампора. Наиболее конкретен Рыболовлев: "Стоит задача попасть в Лигу чемпионов. Что будет потом – посмотрим. Я здесь надолго".
Чтобы решить эту задачу, надо финишировать в первой тройке. Неудивительно, что "Марсель" и "Лион", которые в завершившемся чемпионате расположились вслед за "ПСЖ", особенно активно добиваются лишения "Монако" налогового преимущества. Княжество – суверенное государство, на территории которого действуют собственные законы, в том числе чрезвычайно выгодный налоговый режим. Вдобавок в прошлом клуб получал иногда финансовую поддержку из княжеской казны, и никто не был вправе это пресечь.
Между тем во Франции планируется ввести 75-процентный налог на зарплаты, превышающие 1 миллион евро в год, и им в новой редакции будут облагаться не граждане, а компании (в том числе клубы), выплачивающие такие суммы. Посему Французская лига требует от всех клубов (читай, "Монако") иметь штаб-квартиры на территории Франции. Это лишит команду из княжества особого положения.
Развернулась тяжба. При этом у "Монако" нашлись немногочисленные союзники. Так, президент "Тулузы" Оливье Садран заявил на днях: "Монегаски выступают в чемпионате Франции на протяжении 80 лет, и это никого до сих пор не трогало. Но теперь главный акционер клуба – русский, и это распаляет у некоторых воображение. Надо прекратить агрессию по отношению к "Монако" и вести себя по-джентльменски. Если слушать друг друга, то можно договориться".
По мнению Садрана, приход во французский футбол Рыболовлева – благо для небогатых клубов, таких, как "Тулуза", потому что новый "Монако" подстегивает интерес к чемпионату и дает шанс повысить доходы от реализации билетов и продажи телевизионных прав. У нас же возникает не практический интерес, а некое любопытство. Вряд ли босс "Монако" будет организовывать чартеры на Лазурный берег и дегустацию водки с икрой, но мы любим находить где бы то ни было российские корни, а в данном случае их и искать не надо.