Товарищеские матчи

5 сентября 2016, 12:30

Виктор Бондаренко: "Упрямые и жесткие ганцы очень неприятны в единоборствах"

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Завтра РОССИЯ – ГАНА

Мнением о сборной Ганы поделился российский тренер, который более двадцати лет проработал в Африке – в Мозамбике, ЮАР, Египте и Анголе.
2013 год. Виктор БОНДАРЕНКО (справа) и РИВАЛДО. Фото из архива Виктора Бондаренко
2013 год. Виктор БОНДАРЕНКО (справа) и РИВАЛДО. Фото из архива Виктора Бондаренко

– Футбол Черной Африки давно не экзотика, но для сборной России встреча с соперником из этого региона все-таки редкость. Наша команда лишилась возможности играть, не зная особых организационных забот, в рамках европейской отборочной группы. Зато появилась возможность встретиться с представителями разных футбольных школ. Так, может быть, нет худа без добра?

– Абсолютно с вами согласен. На чемпионате мира может попасться любая команда, в том числе из Африки, а Гана – хороший спарринг-партнер. На своем континенте эта сборная котируется очень высоко. Когда 30 лет назад я в первый раз приехал в Африку, Гана вообще гремела. Ее лидер Абеди Пеле, чьи сыновья Андре и Джордан Айю играют теперь за сборную, три года подряд удостаивался звания лучшего футболиста Африки. В рейтинге ФИФА ганская команда сейчас занимает 35-ю строчку и располагается, таким образом, на три позиции выше России, а среди африканских стран уступает только Алжиру. Причем, столь же немного. Если работающий с командой Авраам Грант выставит основной состав, играть будет интересно.

– Между тем известно, что в Москве не выступят Асамоа Гьян и Андре Айю.

– Это, конечно, досадно. Первый – снайпер номер один сборной за всю историю, второй – лучший бомбардир последнего Кубка Африки. Но в Гане футболисты растут как грибы после дождя. Появляются новые значимые фигуры. Есть, например, такой интересный исполнитель, как Кристиан Атсу, который был признан лучшим футболистом Кубка Африки-2015. На тот турнир не ездили Эссьен и Квадво Асамоа, а также дисквалифицированные за дисциплинарные проступки Боатенг и Мунтари. Нет их в команде и сейчас. Тем не менее, Гана полтора года назад дошла до финала, в котором уступила Кот-д’Ивуару только в продолжительной серии 11-метровых. Причем, по ходу игры она выглядела предпочтительнее будущего победителя.

– Как бы вы охарактеризовали стиль, которого придерживается наш будущий соперник?

– Как скоростно-силовой, но с проявлениями индивидуальной техники у отдельных игроков. Ганские футболисты упрямые и жесткие, очень неприятные при единоборствах ребята. Надо будет приложить большие усилия, чтобы справиться с этой командой.

– А в чем отличие "Черных звезд" от европейских сборных?

– В Европе в целом тяготеют к комбинационно-творческому футболу. При сравнении с ним ганская команда выглядит все-таки прямолинейно. Случается, она на этом попадается, защита не выдерживает прессинга. Бывает, игроки неправильно располагаются. Особенно центральные защитники. Физически сильные, мощные, они, бывает, теряются, когда соперник начинает действовать через фланги, использовать "стенки" и забегания. Но, возможно, эти впечатления, датируемые началом прошлого года, несколько устарели. Все-таки с командой уже довольно давно работает такой опытный специалист как Авраам Грант.

– На ваш взгляд, он мог что-то кардинально изменить?

– Во всяком случае, мог попытаться дополнить скоростную игру комбинационным началом. Если перед Кубком Африки 2015 года Грант только принял команду, и было слишком мало времени на внесение существенных корректив, то теперь израильтянин работает весь цикл. Определена задача – выиграть Кубок Африки, который при всех успехах не покорялся Гане с 1982 года. На карту поставлено все. До турнира, стартующего в январе, не так уж много времени, поэтому, думаю, в Москве ганцы будут стараться показать себя с лучшей стороны. Кроме того, у них на носу отборочные матчи чемпионата мира, а среди соперников по группе значится Египет.

– На субботний матч в Аккре с Руандой игроки добирались из Европы и Америки за свой счет. Вас не удивила эта история?

– Отчасти. В Гане всегда был организационный бардак. Мне немало рассказывал об этом Эрве Ренар, который одно время, когда я работал в Анголе, возглавлял сборную этой страны. Ранее же француз помогал в сборной Ганы своему соотечественнику Клоду Ле Руа, и тогда команда заняла третье место на домашнем Кубке Африки-2008. Ганцам соблюсти бы преемственность и передать бразды правления Ренару. Этого не произошло. Он же через четыре года выиграл Кубок Африки с Замбией, а еще через три – с Кот-д’Ивуаром.

– Разве в других африканских странах бардака нет? Там же вечные проблемы вокруг премиальных.

– Безденежье иногда дает о себе знать, случаются конфликты. Но Гана, по-моему, в организационном плане выделяется на общем фоне в худшую сторону. Во всяком случае, никогда не слышал, чтобы игроки, добираясь на официальный матч сборной, приобретали авиабилеты за свой счет. Напротив, в трудных ситуациях государство старается помогать, изыскивает средства из разных фондов. Африканские руководители, во-первых, считают, что подобные истории позорят страну, а во-вторых, понимают, что население буквально боготворит футбол, и потому избегает непопулярных шагов на этой почве.

1