Один из лидеров мюнхенской "Баварии" и сборной Голландии Арьен Роббен в очередной раз выбыл из строя из-за травмы
У Мигеля Сервантеса есть прекрасный персонаж - лиценциат Видриера. Этот бедняга однажды вообразил, что сделан из стекла. Он не позволял другим приближаться к себе и разговаривал только на расстоянии. А когда кто-то пытался доказать лиценциату, что он такой же, как и все, обнимая и бросая нашего героя о землю, тот начинал кататься по земле и издавать безумные крики.
Для человека такой структуры и психики было бы противоестественным даже думать о физической работе. Вместе с тем в современном футболе, игре, которая строится на самоотдаче и запредельных нагрузках, найдутся прекрасные примеры стеклянных людей – безмерно талантливых, потенциально лучших, но бесконечно подверженных травмам. И Арьен Роббен – едва ли не самый примечательный из них.
НА ТОНЕНЬКОГО
25 сентября, Мюнхен, 68-я минута матча "Бавария" – "Вольфсбург". Эмоции зрителей на "Альянц-Арене" невозможно определить одним словом. Кто-то хватается за голову, кто-то делает жалостное лицо, кто-то начинает ехидно улыбаться – что, опять, сколько можно, родной? С поля, прихрамывая, уходит Арьен Роббен – гений и изгой нынешней "Баварии". Футболист, который получает травмы едва ли не чаще, чем забивает мячи.
"Ничего страшного, просто возникли проблемы с мышцами", - успокаивал фанатов мюнхенского клуба голландец. А ведь Роббен только-только восстановился от болей в паху, помешавших ему сыграть за сборную против Венгрии, – и вот на тебе, новая травма. Повреждения всегда преследовали его как тень - где бы он ни находился, в каком бы клубе ни выступал, как бы высоко ни поджимал ноги в столкновениях.
Всю карьеру Роббен, что называется, "ходил на тоненького". В "Гронингене" он получил повреждение, которое могло поставить крест на переходе в ПСВ. В конце голландской карьеры весьма некстати травмировал колено – но в "Челси", тем не менее, оказался. Его терпели, ему прощали "болячки" – лишь бы забивал, отдавал, обострял. Несмотря на внушительный больничный лист, его не побоялся купить "Реал". Свой первый мяч за "галактикос" Роббен провел только спустя четыре месяца после перехода. Всего в Мадриде он получил девять различных травм – если матчи шли по графику "два раза в неделю", на вингера можно было не рассчитывать.
НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
В день перехода Роббена в "Баварию" испанская Marca вышла с заголовком: "Удачная продажа". Журналисты смаковали факт немецкого сумасбродства - купить стеклянного человека за 25 миллионов евро. Не беда, что мадридцы заплатили за него "Челси" в два раза больше – от нынешнего Роббена необходимо было избавиться любой ценой.
В Мюнхене следовали своей логике. Клубный доктор Ханс-Вильхельм Мюллер-Вольфарт, человек уважаемый далеко за пределами страны, пообещал стабилизировать состояние игрока - и поначалу все действительно шло неплохо. Первый сезон в Германии стал едва ли не лучшим в карьере Роббена. "Бавария" сделала "золотой дубль" и дошла до финала Лиги чемпионов. Роббен оправился от повреждений ко второму кругу и потащил команду на жилах, через "не могу", забивая невероятные мячи. Он был признан немецкими журналистами игроком года и поехал на ЧМ-2010 в статусе одного из претендентов на "Золотой мяч".
История, которая должна была получить красивый конец, закончилась по обыкновению скверно. Первые два матча Роббен пропустил из-за травмы колена, после чего отыграл оставшиеся пять, жалуясь на боль и не забив Касильясу в финале при выходе один на один. Тогда все списали это на волнение и нехватку концентрации.
Но у врачей "Баварии" было свое мнение. Клубное медицинское обследование выявило у футболиста пятисантиметровый разрыв мышцы бедра - за сборную он играл с незалеченным повреждением. Больше всех тогда бушевал президент "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге:
- Если вы взяли машину напрокат, вы должны вернуть ее в приличном состоянии. Сравнение грубое, но такой же механизм действует и в аренде футболистов. Почему сборная Голландии забирает Роббена в приличном состоянии, а возвращает его помятым, как после аварии?
Мюллер-Вольфарт обвинил голландского коллегу ван Торна в некомпетентности, да только что толку? Роббен, едва почувствовав вкус лидерства и здорового футбола, "вылетел" на полгода.
ДЕФОРМАЦИЯ
К мышечным рецидивам в Мюнхене добавились проблемы с паховыми кольцами и пресловутая травма бедра. В Германии Роббен больше лечился, чем играл, и постепенно из самобытного вингера превращался в футболиста-функцию. От матча к матчу, когда голландец был здоров, он делал одно и то же: брал игру на себя и, смещаясь с фланга в центр, бил по воротам. В этой определенности Роббен двигался и выглядел, как робот – с его поблескивающей от пота лысиной и прилегающей футболкой, словно на два размера меньше нужного. Травмы изменили голландца, привели к психологической деформации: он стал сам по себе, один против всех. Руководство "Баварии" обвиняло его в излишнем эгоизме, болельщики – в незабитых пенальти и промахах по пустым воротам. В последний год он вызывал слишком много недовольства даже у своих одноклубников – Франк Рибери не даст соврать.
Два года назад Роббен пообещал жене и матери, что если он выиграет Лигу чемпионов и чемпионат Европы, то бросит футбол. Титулы – это то, ради чего стоит терпеть боль каждый день. Но ему не довелось выиграть ни там, ни там – и стеклянный человек продолжает мучить себя и партнеров. Игра – боль – лазарет. Два месяца – боль – больничная койка.
Вспоминая самые яркие игры Роббена, поневоле задаешься вопросом: что, если бы не травмы? Не эта психологическая деформация? Может, сейчас не Месси и не Криштиану Роналду признавались бы большинством лучшими футболистами мира? Может, голландец получил бы даже "Золотой мяч"?
…Стеклянный человек выходит к прессе и говорит: все в порядке, немного потянул мышцы, скоро буду готов. А глаза у него под стать всему телу – такие же стеклянные. Роббен говорит куда-то в пустоту, больше не веря, что когда-нибудь сможет отлить своему телу железную оболочку и провести хотя бы сезон без единой травмы.
Другие известные футболисты, карьере которых регулярно мешали различные повреждения.
Роберт Просинечки
Знаменитый хорватский полузащитник 1990-х лихо начал карьеру, выиграв в 1987 году молодежный чемпионат мира в составе сборной Югославии. Просинечки выступал за "Реал", "Барселону" и Севилью" - но в каждом клубе проводил много времени в лазарете. Жертву травм и рецидивов не оставили в покое и после завершения карьеры. Один автомобильный концерн провел рекламную кампанию, героем которого была "кукла Просинечки". В рекламе куклу выпускали на поле и она теряла сознание, а ее руки и ноги отваливались - так копирайтеры обыграли хрупкость футболиста.
Алешандре Пату
Бразильскому форварду всего 23 года, а ему уже впору задумываться о завершении карьеры. Пату с завидной регулярностью получает повреждения - итальянские медики даже всерьез рассматривают идею назвать именем форварда один из характерных видов травм. За последние три года талантливый бразилец пропустил в общей сложности больше 400 дней.
Марат Измайлов
Наш ответ Пату. Измайлов недавно вошел в десятку "потерянных футбольных гениев" по версии одного американского портала. Ранний дебют в сборной, удачные игры в "Локомотиве" и "Спортинге" - все это было перечеркнуто многочисленными травмами, скомкавшими полузащитнику карьеру. Новый сезон в Португалии стал уже четвертым, начало которого Измайлов пропустил из-за повреждения.
Томаш Росицки
В эту рубрику можно было смело записывать большинство игроков лондонского "Арсенала" времен позднего Арсена Венгера. Длинноволосый чех получил свою самую серьезную травму в январе 2008-го в игре против "Ньюкасла", повредив связки колена. На восстановление ушло полтора года. Сейчас Росицки тоже не играет - на чемпионате Европы подвело ахиллово сухожилие. А ведь чех только-только восстановился после повреждения икроножной мышцы…
Денис РАМЗАЕВ