Германия

6 октября 2012, 10:00

Разогнаться до 29 лет

Венгерский полузащитник Саболч Хусти после возвращения в "Ганновер" вновь обретает себя.

В "Ганновер" из "Зенита" вернулся Хусти – талантливый, разносторонний полузащитник, чья карьера в России откровенно не задалась. И когда казалось, что лучшие годы Хусти позади и панихида по просиженному на скамейке таланту игрока состоится со дня на день, венгр с ходу принялся колотить голы и раздавать передачи. Блудный сын ганноверского футбола подарил сюжет из серии "иногда они возвращаются", невольно заставив сопереживать себе и всей команде.

ДВА УДАЛЕНИЯ

Осень 2012 года. Ганновер. На табло две двойки, гости из Бремена мыслями уже в раздевалке. Ничего, переждем пару атак – и в душ, играли хорошо, тренер нас похвалит – читается на лице Клеменса Фритца.  И тут следует подача с левого фланга, десятка "Ганновера" откидывает корпус назад и со всех сил лупит по мячу. Фритц при виде этих "ножниц" словно застывает, а мячу только того и надо - срикошетив о спину защитника "Вердера", он звучно рвет сетку гостевых ворот.

Стадион беснуется в экстазе, а автор гола швыряет на газон футболку и бежит с обнаженным торсом к трибунам, лезет на ограждения, жмет фанатам руки. Кажется, на поле нет эмоционально безучастного человека, но вскоре становится понятно, что это не так. Арбитр встречи Дениц Айтекин хладнокровно выписывает за празднование забитого мяча сразу две желтые карточки. Одну – за снятую футболку, вторую – за момент единения с болельщиками. Удаление, нелепее которого сложно себе придумать. "Десятка" понуро отправляется с поля, и в спину летит шквал продолжительных аплодисментов…

Перенесемся в Санкт-Петербург, на "Петровский", тремя годами ранее. "Зенит" играет "бронзовый" матч с московским "Спартаком" и зарабатывает опасный штрафной неподалеку от гостевых ворот. К мячу подходит двадцать третий номер – и арбитр Сухина показывает, что бить можно только по свистку. Игрок будто игнорирует жест судьи – и в следующую секунду выводит Быстрова на ударную позицию. Сухина тут же останавливает матч и тянется в кармашек за карточкой желтого цвета – второй в матче для номера 23. Игроки "Зенита" грозно обступают судью из Малаховки, показывают на уши, скалят зубы, но тот непоколебим – питерцы остаются в меньшинстве, а в спину удаленному игроку раздается свист. Который сменяется овациями – Зырянов с того самого штрафного забивает, и на один миг футбол кажется ужасно справедливым.

Эти две истории приключились с одним и тем же футболистом – Саболчем Хусти – и являются очень показательным примером. Венгр всегда много работал на поле и старался созидать, но если в Ганновере все, к чему прикасалась его нога, превращалась в золото, то в Санкт-Петербурге – в черепки.

СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР

В "Зенит" Хусти приезжал в роли наследника Аршавина. Чтобы понять, как давно это было, достаточно представить у руля той команда Дика Адвоката, а в составе такого игрока, как Радек Ширл. Голландский тренер следил за венгром четыре года, а когда "Зенит" покинул еще и Домингес, в клубе образовалась острая нехватка креативных созидателей. Лучший игрок Венгрии-2006, с его кинжальными передачами, отличным видением поля и универсализмом (мог сыграть сразу на трех-четырех позициях), был призван заменить экс-лидеров "Зенита" и стать шестеренкой в не дающем сбоев механизме питерского клуба.

И ведь дебютировал Хусти – на заглядение. Уже на второй минуте дебютного матча "положил" гол-красавец старым знакомым из "Штутгарта" в Лиге Европы, как будто бы и не уезжал из бундеслиги, из старого доброго "Ганновера". "Зенит" победил немцев и в ответной игре, и там Хусти вышел в стартовом составе. Ему будто не требовалось времени на адаптацию – венгр раздавал фирменные передачи и выделялся на поле объемом проделанной работы. А после матчей светился от радости, уповал на схожесть в менталитете восточноевропейских народов и планировал каждую встречу попадать в стартовый состав при лимите в премьер-лиге на легионеров "не больше шести".

Что случилось потом? Хусти был жив-здоров, но перестал попадать в состав. Очень скоро стало понятно, что, по мнению руководства "Зенита", он не в состоянии не то что заменить Аршавина, а хотя бы играть на одном уровне с Данни, Файзулиным, Ионовым, а позже – Быстровым и Розиной. Медленно, но верно венгр превращался в железного резервиста. Можно было бы списать все на травмы или тренерскую предвзятость, улыбнуться криво – вот мол откуда северный ветер дует. Но позвольте - Адвоката сменил на тренерском мостике Анатолий Давыдов, Давыдова – Лучано Спаллетти, и ни у кого Хусти не стал игроком стартового состава. Он не выдерживал конкуренции и превратился в игрока отдельных эпизодов, игрока-функцию. Выйти на замену, опасно пробить штрафной или навесить с угла поля – вот для чего тренерам "Зенита" был нужен Хусти. 

За три с половиной года в России полузащитник провел 56 матчей и забил 6 мячей. Устав наблюдать победы "Зенита" со стороны скамейки запасных, Хусти в свои 29 лет принимает решение вернуться в "Ганновер". Клубы договариваются в цене, и венгр отправляется в город, где в футболках с его именем еще ходят по старой памяти и ностальгическим причинам.

ДАВИ НА ГАЗ

Прошло всего несколько туров, а самый эффективный трансфер бундеслиги уже известен. Когда-то "Ганновер" продал Хусти в "Зенит" за 3 миллиона евро – чтобы летом купить скисшего венгра за жалкие 750 тысяч. Эта сумма, к примеру, составляет меньше одного процента от той, что потратили питерцы на Халка и Витцеля.

Оказалось, что в России Хусти не утратил своих сильных качеств. Он все так же мобилен, цепок в единоборствах и искусен в передачах. Венгр коллекционирует спортивные автомобили – вот и в начале нового этапа своей карьеры он что есть силы "надавил на газ". Матч против "Вольфсбурга" – четыре голевые передачи. Игра с "Вердером" – два гола и пас. Домашний поединок с "Нюрнбергом" – гол и две передачи. Что это за зверь – недоумевают фанаты в Германии? И только в Ганновере спешно достают старые футболки с десяткой на спине. А кто-то бежит прямиком в клубный магазин. Хусти вернулся!

В четверг полузащитник отличился с пенальти в матче Лиги Европы, и "Ганновер", игравший 80 минут вдесятером, сумел вырвать победу у "Леванте". Складывается впечатление, что футболист, сменив обстановку, снова нашел себя. Приходит разгадка, почему же у него не получилось в России. Хусти – это такой тип игроков, которому легче быть "первым парнем" в команде крепкой, сбитой, но все же не ставящей перед собой сверхамбициозных задач. Для этого в "Ганновере" нет ни длинной скамейки, ни больших футбольных традиций, ни должного финансирования. В "Зените" венгр должен был стать одним из лидеров, что потащит за собой, но не потянул. Ментально он может играть только в маленьких, но гордых клубах. Забивать в их составе "Нюрнбергу" и "Вердеру" ножницами, вырезать передачи на Конана или Собеха, пользоваться полным доверием Сломки. Словом – проводить яркий насыщенный сезон, упиваясь возможностью в каждом матче выходить на поле и полностью отдаваться эмоциям…

Все это выглядит так, как будто после долгого периода лишения водительских прав Хусти садится в спортивный автомобиль и разгоняется до 29 лет. Впереди еще несколько сезонов на высокой скорости – здесь никто тебя не остановит. Это бундеслига, здесь важна скорость, важна ровная дорога, но больше всего важно время. Время для игры в футбол.

Денис РАМЗАЕВ

10