Италия

9 октября 2010, 02:50

Луиджи Рива. Бог Сардинии

Корреспондент "СЭ" встретился c легендарным итальянским форвардом, чемпионом Европы-1968, вице-чемпионом мира-1970, лучшим бомбардиром в истории "Скуадры адзурры", а ныне ее менеджером.

Луиджи (Джиджи) РИВА

Родился 7 ноября 1944 года в Леджино (Италия). Форвард. Рост 180 см. Левша.

Сезон-1962/63 отыграл за команду серии С "Леньяно", после чего 12 лет защищал цвета "Кальяри". В серии А провел 289 матчей, забив в них 156 мячей. Лучший бомбардир чемпионатов Италии-1966/67 (18 голов), 1968/69 (20) и 1969/70 (21). Чемпион Италии-1969/70.

В составе сборной Италии провел 42 матча, забил 35 мячей (национальный рекорд). Чемпион Европы-1968. Вице-чемпион мира-1970. Участник ЧМ-1974.

После окончания игровой карьеры занимал различные посты в руководстве "Кальяри". В последние 20 лет параллельно работает главой официальной делегации сборной Италии. Имеет собственную детскую футбольную школу, носящую его имя.

На Сардинии автор этих строк оказался по делам нефутбольным: приехал с женской волейбольной сборной на турнир "Гран-при". Но о встрече со знаменитым нападающим подумал, еще когда узнал о командировке в Кальяри. Ведь именно в этом городе на юге средиземноморского острова провел всю карьеру Джиджи Рива, наколотивший в 42 матчах за одну из сильнейших сборных мира 35 мячей. Почему, собственно, 65-летнему экс-бомбардиру до сих пор не жить в Кальяри, если даже в лучшие футбольные годы он не променял его на Милан, Турин или Рим?

Отгадайте, сколько времени прошло, прежде чем я услышал голос Ривы? Хотите верьте, хотите нет: ровно пять минут! Именно столько потребовалось, чтобы узнать в офисе "Кальяри" телефон местной футбольной школы, которую он возглавляет много лет. Правда, выяснилось, что по-английски Рива не говорит, да и через переводчика интервью дать не готов, поскольку улетает в Рим.

Не буду утомлять читателя подробностями, но в итоге мы все-таки встретились в офисе Ривы. А понять друг друга помог... случайный прохожий по имени Фабио, которого я попросил поработать переводчиком. "Джиджи Рива? Это же бог Сардинии! Я за "Кальяри" болею с двух лет и всегда мечтал пожать его руку. Конечно, я вам помогу!"

ЮЖНОАФРИКАНСКИЙ КОШМАР

- Я в самом деле лечу в Рим - не думайте, что пытался вас обмануть, - пояснил в начале беседы Рива. - То, что очень занят, чистая правда. Вот планировал было отдохнуть на море с внуками, но времени мало. В моей школе начался новый сезон, а знаете, сколько там занимается детей? Десять команд! Вообще школа у нас огромная. Одно большое поле и еще много тренировочных. Забот хватает.

- А зачем летите в Рим?

- По делам федерации. Я ведь с 1990 года еще и менеджер сборной Италии (точнее именовать должность Ривы "постоянный глава официальной делегации". - Прим. А.Б.).

- После провала "Скуадры адзурры" на ЧМ-2010 и смены тренерского штаба не подумывали оставить пост?

- Я не отвечаю за тренировочный процесс и не вмешиваюсь в него. Моя задача - обеспечить сборной все условия для нормальной подготовки, создать рабочую атмосферу. Конечно, игроки и тренеры всегда могут спросить моего совета. Но я своего мнения никому не навязываю. То, что произошло с нами в Южной Африке, конечно, кошмар. Однако к этому все шло. Еще на прошлогоднем Кубке конфедераций команда порой выглядела просто жалко. Впрочем, тем во все времена и отличалась итальянская сборная, что после таких вот провалов всегда следовал новый подъем. И мы вернемся туда, где были совсем недавно. Кстати, мой контракт с федерацией действует до 2014 года.

- Почему итальянская серия А уже не занимает тех позиций, которые имела еще лет 10 - 15 назад? И главное, не видно предпосылок, чтобы в скором времени она опередила выбившуюся в лидеры английскую премьер-лигу.

- Молодой человек, кто выиграл последнюю Лигу чемпионов?! (С ухмылкой.) Следующий вопрос.

РАСКАТ ГРОМА

- Скажите, кто и почему впервые назвал вас Rombo di Tuono - "Раскат грома"? И кого из современных итальянских футболистов могли бы сравнить с самим собой?

- Прозвищем обязан нашему знаменитому спортивному журналисту Джанни Брере. Оно приклеилось ко мне еще в 60-е - видимо, за сумасшедшей силы удар. А насчет сравнений... Современный футбол - бизнес. В мои годы он был просто игрой.

- Но когда "Ювентус" предлагал за вас "Кальяри" сумасшедшие деньги, это ведь уже был бизнес.

- Меня звали к себе не только "Ювентус", но и другие ведущие клубы. А я каждый раз выбирал игру. Поэтому никуда из "Кальяри" и не ушел. Этот клуб дал мне все, о чем я мечтал. Я попал сюда в 18 лет, хотя вырос на севере, в Ломбардии. И именно здесь стал тем Джиджи Ривой, которого помнят до сих пор. Здесь завоевал скудетто (в 1970 году. - Прим. А.Б.). В конце концов, здесь было уютно моей семье. Зачем мне было переходить в "Юве" или куда-то еще?

- Можете представить себе, чтобы в современном футболе трижды лучший бомбардир чемпионата Италии провел всю карьеру в таком маленьком клубе, как "Кальяри"?

- Молодой человек, не надо повторяться. За последние 40 лет футбол изменился до неузнаваемости. Я ведь уже сказал: сегодня это прежде всего бизнес и только во вторую очередь игра.

- Поэтому "Кальяри" уже никогда и не видать второго в истории скудетто?

- (Пауза.) Следующий вопрос.

- Скажите, вы хорошо помните обстоятельства, при которых в 1968 году сборная Италии стала чемпионом Европы?

- Я забил в финале победный мяч в ворота югославов.

- А то, каким образом ваша команда попала тогда в финал, не припоминаете?

- Вы имеете в виду жеребьевку после нулевой ничьей со сборной СССР? Да, это было довольно странно - определять победителя с помощью монетки. (Тут Рива в первый и последний раз за разговор улыбнулся.) Будь футбол уже тогда бизнесом, такое вряд ли было бы возможно. Но мы с русскими находились в равных условиях. К тому же я в том матче не участвовал. В ту пору замены еще были запрещены, а в стартовый состав наш главный тренер Ферруччо Валькареджи, под руководством которого мы потерпели всего шесть поражений за восемь лет, меня не включил.

О РОССИИ С УВАЖЕНИЕМ

- Часто пересекались на поле с советскими футболистами?

- По-моему, ни разу. В 1966-м, когда сборные Италии и СССР попали в одну группу чемпионата мира, я турнир из-за травмы пропускал. Тогда "Скуадра адзурра" опозорилась примерно так же, как сейчас в Южной Африке. Уступила даже северным корейцам. Однако четыре года спустя мы играли в финале! Это к разговору о том, как наша команда умеет держать удар.

Вот в качестве менеджера могу вспомнить много матчей против России. И они всегда получались очень тяжелыми. Ваша сборная не пустила нас в финальную стадию Еurо-92. На Еurо-96 мы в упорнейшей борьбе победили русских 2:1. Потом были стыковые матчи за право сыграть на ЧМ-98. Мы забили всего на мяч больше. И все-таки самая сильная сборная, на мой взгляд, была у вас в 60-х.

- А что думаете по поводу сегодняшней российской команды?

- Когда многие ваши футболисты выступали в серии А, я легко мог дать им оценку. Прекрасно помню Колыванова, Шалимова, Михайличенко. Сейчас мне проблематично судить о вашей сборной. Скажите, кто ее лучший игрок?

- Аршавин.

- Ах да, четыре гола "Ливерпулю"! Техничный форвард. А кто еще?

- Вообще-то наша команда в 2008-м была полуфиналистом чемпионата Европы.

- Я знаю, молодой человек. Но назовите мне фамилии.

- Семак, Павлюченко, Жирков, Игнашевич, Зырянов, Семшов, Акинфеев...

- Извините, я их не знаю. Хотя с большим уважением отношусь к вашим футбольным традициям. Просто, как мне кажется, в последнее время Россия немного ушла в тень.

- Вашим звездным часом в "Скуадре адзурре" стал ЧМ-1970. Часто вспоминаете знаменитый полуфинал против ФРГ, когда в дополнительное время команды наколотили друг другу пять мячей и один из них забили вы?

- Многие считают ту игру вообще лучшей в истории чемпионатов мира. И я с этим согласен. А ведь если бы не гол Шнеллингера на 90-й минуте, мы победили бы не 4:3, а 1:0... К концу матча никто из футболистов не чувствовал ног. Ведь дело происходило в Мексике, на высокогорье. Восстановиться к финалу против Бразилии было уже невозможно. Хотя я не собираюсь оспаривать справедливость того бразильского чемпионства. У бразильцев была фантастическая команда...

В этот момент Рива как будто о чем-то вспомнил и жестом в виде перекрещенных ладоней показал: пора, мол, ребята, закругляться. Мы с Фабио перечить, разумеется, не стали. Но напоследок я решил сделать несколько фотографий Ривы в его кабинете. И тут - новая напасть: мой мобильный телефон со встроенной камерой вдруг ни с того ни с сего разрядился...

Пришлось бежать в ближайший магазин покупать зарядное устройство. На все про все у меня ушло минут 15, не более. Но когда я вернулся на Via Tola, 30, ни Фабио, ни Ривы там не обнаружил.

"Может, все это был сон?" - подумал я, выходя на улицу. Однако сомнения были быстро развеяны. Сделав несколько шагов, я увидел на противоположной стороне знакомую фигуру. Рива о чем-то непринужденно разговаривал с двумя одетыми во все черное молодыми людьми. Попытался объяснить, что хочу сфотографировать его в директорском кабинете. Но очередная порция английской речи вызвала у собеседника лишь раздражение. В итоге пришлось довольствоваться банальным фото Ривы на фоне какой-то забегаловки, после чего он неожиданно обратился ко мне сам.

О чем шла речь, если честно, не понял. Разобрал только отдельные слова: "Кальяри", "Италия", "Россия", "2:0" и "2005 год". Закончив, Рива и его спутники, пожав мне руку, стремительно погрузились в черный автомобиль и скрылись в неизвестном направлении...

Только вернувшись в отель, я при помощи интернета выяснил, о каком эпизоде, судя по всему, вспомнил напоследок Рива. Оказывается, в 2005 году перед проходившим в Кальяри товарищеским матчем Италия - Россия (том самом, в котором наши вышли на игру в черно-белой "антирасистской" форме) местный клуб торжественно вывел из обращения футболку с 11-м номером. Тем самым, под которым Раскат грома провел всю блистательную карьеру.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ
Кальяри - Москва