Известный российский певец и композитор, народный артист России, давний болельщик красно-белых дал большое интервью для программы «На троих с Рабинером», выходящей в YouTube-канале «РабиНерв». Публикуем первую часть текстовой версии разговора.
— После полуфинала Кубка России «Зенит» — «Спартак» Леонид Федун сказал: «В Лиге чемпионов «Зенит» огребет. Ему там не помогут судьи». Были ли вы согласны с владельцем красно-белых? Думали ли, что это произойдет уже в домашнем матче с «Брюгге»?
— Не сказал бы — «огребет», это нехорошее слово. Игра с «Брюгге» была с моментами у обеих команд. Кстати, не считаю, что руководителей «Зенита» можно за ругать за то, что у клуба лучший состав в РПЛ, а может, даже два или три. Они, как могли, пытались создать себе наиболее благоприятный режим с возможностью покупать за большие деньги звезд из-за рубежа и талантов из других российских команд. У них даже такие, как Ерохин, часто сидят на лавке!
Как идея борьбы внутри нашего чемпионата, это сработало. Но когда это выходит на уровень еврокубков, где денег много у всех, то получается, что звезд у «Зенита» меньше. И все меняется!
Не то, чтобы я был согласен с Федуном, но считал, что проиграть в Лиге чемпионов «Зенит» по этим причинам может кому угодно. Это случайно и получилось. Жалко. Я, хотя и спартаковский болельщик, за «Зенит» в Лиге переживаю и хотел, чтобы он выиграл у «Брюгге».
— «Сочи», против которого «Зенит» играл прямо перед «Брюгге», многие называют фарм-клубом питерцев. Как думаете, это часть того же режима наибольшего благоприятствования, который расслабил сине-бело-голубых?
— «Сочи» играл серьезно. Команда не сдалась заранее, не подняла лапки. И не взяли деньгами (смеется), это было видно. Потом, там же есть игроки и из других команд. Во главе «Сочи» просто оказался человек (Борис Ротенберг. — Прим. И.Р.), который захотел заплатить деньги и создать второй клуб с хозяином, после Галицкого.
Сочи и Краснодар рядом, там море, что же там не жить, не тренироваться?! Гораздо лучше, чем, к примеру, в Красноярске. Теплее! Считаю, если владелец не прикроет проект в Сочи — а в России так часто бывает, примером может служить «Анжи», — то клуб будет конкурентноспособен. Пока у него есть средства, он будет их инвестировать.
— Почему, по-вашему, так много людей злорадствовали из-за того, что произошло с «Зенитом» в матче с «Брюгге»?
— У нас вообще очень много злорадствующих людей в последнее время, и все они почему-то в интернете. Причем злорадствуют по любому поводу, футбол — далеко не главный. Хлеб дешевый в магазине — злорадствуют, дорогой — тоже. Мне это странно, и почему это происходит — не знаю.
Не болею за «Зенит», но тут хотел, чтобы он победил. Не вышло. Но я не злорадствую, нет. Все наши команды, когда они играют в еврокубках, стараюсь поддержать. И ЦСКА, и «Локомотив», и «Краснодар».
— Как вам дебют «Краснодара» во Франции?
— Кое-как вничью сыграли, у них народу-то мало, кто травмирован, кто болен. Особо некем играть, у Галицкого же не безразмерный карман. Невозможно купить каких-то суперфутболистов. Какие есть, такие и играют. У них есть своя школа, но из нее мало кто попадает на такой уровень.
Вот спартаковская игра на Кубок в Красноярске совсем меня опечалила. Думал, Игнатов — хороший кандидат, а его не видно было. Не знаю, может быть, в компании с ведущими игроками он сыграл бы лучше?
— Меня больше всего опечалила травма Эсекиэля Понсе, который набрал шикарную форму. Непонятно, зачем его взяли на дальний кубковый выезд, который можно было проигрывать даже 0:3.
— Да, Понсе забивает, но он просто оказывается в нужном месте в нужное время. Всю игру может находиться непонятно где, и вдруг неожиданно появляется там, где нужно, чтобы ударить или подставить ногу. Но, допустим, Неймар играет по-другому, его все время видно.
— На то он и Неймар. И не в «Спартаке», а в «ПСЖ».
— Да даже Деспотович в нашем чемпионате играет так, что постоянно на виду. И фамилия у него такая, он еще ее и сократил на майке очень весело. Есть игроки, которых все время видно. Например, Соболев в «Крыльях Советов» был таким. А в «Спартаке» — уже нет.
— Почему?
— Видимо, Тедеско не понимает, что ему, правше, нужен партнер для качественных передач с левого фланга. Когда их нет, Соболев незаметен, он начинает выгрызать мячи, ходить на десять метров вглубь поля. Левым крайним должен быть, например, Зиньковский, с которым они играли в «Крыльях», и он доставлял Соболеву мячи. А Ларссон, Понсе и Соболев бегают сам по себе. Передачи в «Спартаке» отдавать некому. Почему «Спартак» Зиньковского не покупает, у них левого крайнего нет?!
— Агентские дела.
— Так дай денег на 30 процентов больше, и никакой агент не будет возражать!
— Как же тогда «Спартак» с «Зенитом» первое место делит?
— Это очень просто объяснить. Уперлись — и все! В других командах еще хуже. Пока наше первенство смешное. В российском футболе нет игроков, способных отдать передачу.
— В прошлом году у Зелимхана Бакаева получалось и с передачами, и проходами. А почему в этом — никак? Перенесенный ковид?
— Получалось очень недолго. Несколько игр было здорово, но потом сломалось. Не знаю, что случилось. Может быть, просто в какой-то момент на него нашло озарение, потом — прошло. А через какое-то время болезнь наступила. Но Бакаев — не последователь Гаврилова, Черенкова, Титова.
Очень скептически отношусь к тому, что происходит в «Спартаке». Тедеско ставит трех центральных защитников, строит вокруг этого схему. Но трех защитников хорошего класса в «Спартаке» нет. Даже игрок сборной России Джикия постоянно не успевает на подачи с флангов, на угловые и штрафные. Он проигрывает очень много мячей, которые идут верхом.
— Но он лучший в России центральный защитник.
— Да, но это не значит, что он хорош. Жиго играет в регби, но не в футбол. Есть Сорокин в «Краснодаре», вижу у него перспективу. Но последним хорошим защитником в стране был Альберт Шестернев.
— Жестко. Играл-то капитан сборной СССР еще в 60-е годы прошлого века.
— Да, давно. Позже — Чивадзе, с Украины хорошие были ребята. Но сейчас никого нет. Поэтому у «Зенита» в центре защиты играют не россияне, а Ракицкий и Ловрен, раньше был Иванович. И как бы они медленно не ходили, внутри нашего чемпионата пройти их было очень сложно. Не знаю, как у них выиграть чемпионат, это маловероятно.
Они выиграют и этот чемпионат тоже. «Спартак» не удержится на том месте, на котором он сейчас.
— Владислав Радимов даже поспорил, что команда не будет в тройке...
— Он ошибается, потому что у всех остальных дела еще хуже. У ЦСКА неплохая сейчас история, они такие «веселые лошадки». Действительно молодцы! Посмотрите, сколько там ребят из молодежной сборной — Обляков, Кучаев, Чалов. И молодежка-то играет хорошо.
— «Спартак» с ЦСКА за серебро будет бороться?
— Думаю, да. ЦСКА, «Спартак», «Локомотив». «Краснодар» — нет.
— Слишком много сил уйдет на Лигу чемпионов, первую в истории клуба?
— У «Спартака» огромное преимущество, что он не участвует еврокубках. «Краснодар» выдохнется, ЦСКА, может быть, нет. У «Локомотива» свои проблемы, там некому играть пока. Не понимаю, как клуб мог Хвичу потерять, это уникальный игрок. Человека, который уже стоит бешеные деньги, а будет стоить в два раза больше.
— А как относитесь к тому, что Василий Кикнадзе убрал Юрия Семина?
— Для меня это вообще непонятная история! Понимаю еще, если бы Юрия Палыча заменили на Бердыева, одну историю на другую. А убрать Семина, чтобы поставить тренера, у которого нет таких побед... Причем Семину 73 года, а он даст сто очков вперед любому молодому.
— Он взял четыре трофея за четыре года. А до этого у «Локо» был один Кубок за шесть лет.
— И это при том, что у Семина не было безграничных возможностей по деньгам. Но собрал же из обычных игроков команду!
— Тем не менее Марко Николич, на мой взгляд, работает лучше, чем можно было ожидать.
— Он ничего не портит (смеется). Тебе сварили борщ, не надо туда никакой ерунды добавлять. Нагрей его, и он будет вкусный.
Смотрю наш футбол, как подорванный, с пяти лет. Видел, как играли Нетто, Воронин, Иванов, Папаев, Осянин, Гаврилов, Черенков. Тбилисское «Динамо» помню. Сейчас это все куда-то исчезло.
И не понимаю одну вещь. Вот я зарабатываю неплохо. Но это — ничтожные деньги по сравнению с теми, которые получает 23-летний парень, который ничего не умеет на поле. И пытаюсь понять — откуда эта история?! Как может человек получать несколько миллионов рублей в месяц, не умея отдать передачу?!
— Эта финансовая перегретость и приводит к таким историям, как у Кокорина и Мамаева?
— В какой-то степени — да. Сносит голову у ребят, и это понятно. В 23-24 года ты можешь позволить себе так много вещей. Они все по-человечески очень неплохие ребята, спорт их делает такими. Но он же создает и это головокружение. Когда достаточно налить в это головокружение 150 грамм — и все, ты уже полный дурак. Это бывает и с артистами, с другими известными людьми. Эта ответственность человека с именем...
По себе знаю — мне вообще ничего нельзя! Нельзя напиться, нельзя пьяным за руль, в ресторане кому-то нахамить. Раз это запрещено, то ты себя воспитываешь. А если не делаешь этого, то получается такая вот ерунда.
— Насчет «пьяным за руль». Тут нельзя не спросить о вашем отношении к кошмарной истории с другим спартаковским болельщиком, Михаилом Ефремовым...
— Человек пострадал в результате собственной расхлябанности, отношения к жизни (вздыхает). Видимо, считал, что пронесет... А оно — раз пронесет, два, а потом не проносит, и человек попадает в ужасную ситуацию. Мишка — хороший человек, я его знаю, но сам сломал себе этот период жизни. Не знаю, как он из этого выйдет.
Во-первых, сломал по моральным соображениям. Потому что страшно жить с ощущением, что ты не просто кого-то убил, а сделал это по своей вине. Может случиться любая автокатастрофа, и погибнут люди. Но ты не напился пьяный и как-то пытался это изменить. А когда ты в таком состоянии, о чем говорить? Получается, ты нарочно все сделал. За это и срок.
— Мог срок оказаться меньшим, если бы не такой чудо-адвокат, как Эльман Пашаев?
— Я смотрел на это, как на какой-то отвратительный спектакль с участием СМИ. Считаю, что срок, который Миша получил, может быть, вполне заслуженный, но... половину этого срока ему обеспечило телевидение.
— Бывший заключенный Александр Кокорин в «Спартаке» — для вас фигура в принципе приемлемая?
— В общем-то, да. Но ему просто надо понять, что делать на поле. Видимо, никто не объяснил, а сам он не знает. Не понимает, куда бежать. Зарплата идет, что дергаться-то? (Смеется). Если ему завтра перестанут платить, скажут, мужик, давай играй — может, и задергается. Но это же невозможно, контракт.
— А может он еще дергаться-то?
— Думаю, что может. Но тренер должен с ним поговорить, объяснить. А тренер прыгает, как блоха на палке, влево-вправо. Не могу понять, что Тедеско делает. В одну сторону Тедеско упрямый, в другую сторону — Черчесов. Они — два упрямца, которые доведут дело до цугундера. Так нельзя.
— В чем, на ваш взгляд, упрямство Черчесова?
— Не понимаю, по какому принципу он вызывает людей.
— А каких игроков вы видите в сборной из тех, кого там нет?
— Сложно сказать. В ворота поставил бы Сафонова, сразу. Искал бы защитников. Но если он вызывает в сборную и из матча в матч ставит в центр защиты Семенова, я хочу знать — почему?
Левый защитник у него Жирков, допустим. Жирков в своем возрасте наголову выше всех (смеется). Не поставить Жиркова может только Семак, потому что у него есть Дуглас Сантос. Но смотрите, обоих не было в матче с «Брюгге», и защита развалилась. Два гола с линии вратарской — это смешно.
А как может сборная играть? Головина нет, Алексея Миранчука нет, еще пары-тройки ведущих игроков. В сборной Франции можно две одинаковых команды поставить. Нет Мбаппе, так будет играть другой. У нас этого нет.
— Так может, не в Черчесове дело, а в отсутствии выбора, конкуренции?
— Конечно, и в этом тоже. Но и в Чересове. Допустим, не взять на последний сбор Ерохина, когда нет Головина и Алексея Миранчука, — это ошибка. Ерохин не очень оцененный игрок, что в Питере, что в сборной.
— Кто для вас самый любимый игрок и тренер «Спартака» за все годы?
— Тренер — Бесков, конечно. Игроки? Три человека — Гаврилов, Черенков, с которым я знаком. Дальше — Цымбаларь и Аленичев. Там была команда сумасшедшая.
Тики-така, знаменитый стиль «Барселоны», был хорош только когда под солистами передней линии — Месси, позже Суаресом, Неймаром, обязательно были Иньеста и Хави. Только Хави ушел, половина игры закончилась, ушел Иньеста — закончилась и вторая.
— От Месси не настолько все зависело, как от них?
— Месси замечательный, но без организации игры, без человека, который дает тебе вовремя и в нужное место передачу, даже такой дриблер, как он, ничего не может сделать. Месси — гениальнейший человек, лучший нападающий всех времен и народов. Я видел и Пеле, и Гарринчу, и Эйсебио, Роналдо, который Зубастик, и Роналдинью. Месси для меня выигрывает у всех. Но он тоже не может все. Все его фантастические финты изучают.
Станиславский говорил, что хороший актер от плохого отличается количеством штампов, у хорошего их намного больше (смеется). К обычному футболисту можно привыкнуть, а у Месси сто вариантов обводки. Выучить все ни одному защитнику не удалось. И потом, как этот человек умеет находить в единицу времени правильное движение, я не понимаю!
— Вы видели Пеле в 65-м году в Лужниках. Как это было?
— Мы проиграли в том матче 0:3, Пеле забил два гола. Шестернев потом сказал: «Странно, там была высокая трава, а Пеле успел мне наступить на ногу и забрать мяч. Он — великий игрок!» (Смеется)
Вторая часть интервью — в ближайшее время на сайте sport-express.ru