5 декабря 2011, 02:50
Дмитрий СИМОНОВ
"Его голос дрожал..." Эти слова нашего интернет-корреспондента сразу вспомнились мне, когда на той неделе я узнал, что прославленный советский вратарь Анзор Кавазашвили госпитализирован с подозрением на инфаркт. Буквально за несколько дней до несчастья корреспондент звонил Кавазашвили, чтобы узнать, как продвигаются дела по рассмотрению двух вызвавших подозрение матчей ФНЛ. Заметка в "СЭ", основанная на том разговоре, называлась так: "Экспертный совет по борьбе с договорняками по-прежнему на птичьих правах".
Кавазашвили сообщил тогда, что, несмотря на изначально обозначенную дату - 1 ноября, президентом РФС не приняты ни поправки о наказаниях за сговор, ни положения и регламент созданного при нем, президенте, органа. То есть совет как бы есть. Но его как бы и нет. Чувствовалось, Анзор Амберкович переживает страшно. "Пора определиться, какой у нас статус! В противном случае - как дальше работать?"
Сегодня - заседание исполкома РФС. Кавазашвили предстояло выступить там с докладом, чтобы убедить почтенную публику... не совсем понятно, в чем. Неужели не все члены исполкома в курсе, что в России кто-то играет в странные игры? Меньше знаешь, крепче спишь? А может, доказать следовало не факт существования договорных матчей, а необходимость борьбы с ними? Или саму возможность такой борьбы? По идее опыт Италии и Турции дает однозначный ответ: можно! Но у России свой путь, как известно.
Теперь вообще не ясно, что будет с докладом. Может, не прозвучит вовсе. А может, вместо Кавазашвили выступит кто-то из замов - Александр Бубнов или Юрий Жмурко, в начале осени назначенный советником президента по борьбе с коррупцией в футболе. Исполком завизирует существование экспертного совета. Или не завизирует. Или перенесет рассмотрение на следующую встречу...
Иные считают Кавазашвили и его товарищей в определенном роде чудаками. Эх, мол, старики-разбойники, чего разбушевались, чего неймется! От деятельности совета действительно веяло откровенным донкихотством. Причем сами его члены все понимали прекрасно.
Но все равно шли в бой - хотя знали, что одни. И собирались. И толпились в коридоре. И спорили. И выносили вотум недоверия. Им было не все равно.
Главное, что я для себя уяснил, побывав (спасибо Анзору Амберковичу за приглашение) на заседании совета: в российском футболе достаточно неравнодушных людей. Да, Кавазашвили, Бубнов, Ловчев - личности, к которым относятся по-разному. Но ведь помимо них приходили - и не один раз, а регулярно - известные юристы, крупные представители МВД, тренеры, специалисты по судейству…
Ей-богу, создавать экспертный совет исключительно для галочки не стоило, ибо это боль для собранных в нем людей. Пока все выглядит исключительно как возможность дописать очередную красивую строчку в резюме. "Опубликован Кодекс чести". "Созван комитет по этике". "Запущен проект "Человек футбольной национальности". А кто по Кодексу чести реально живет? Чего добились разогнанные ныне "этики"? И почему с трибун по-прежнему беспрепятственно несутся националистические лозунги?
Позиция нынешней футбольной власти понятна: сконцентрироваться на достижении не только важных, но еще и внешне эффектных задач. К примеру, попадание сборной на Euro-2012. Вышли - и все критики мигом позакрывали рты. Но ведь есть еще и мелочи, детали, в которых, увы, скрыт дьявол, а не бог. Об истории с избиением Гогниева все упорно молчали, "чтобы не бередить", - и домолчались до того, что за дело взялась ФИФА. Тем самым продемонстрировав миру: в России самостоятельно разобраться не сумеют.
Мы способны провести чемпионат мира на высоком уровне, построить красавцы-стадионы, пустить скоростные поезда, отгрохать аэропорты и отели - кто в этом сомневается? А вот защитить одного избитого - почему-то нет. И вывести на чистую воду организаторов хотя бы одной нечестной игры тоже не в силах. Парадокс.
Когда речь о глобальном, добром, вечном - мы вместе. Но стоит коснуться болевых точек - и вот ты уже один в бою.
Анзор Кавазашвили потихонечку идет на поправку. Президент РФС поручил оказать ему максимально возможную помощь. Хочется поблагодарить Сергея Александровича за достойный жест. А Анзору Амберковичу - богатырского здоровья. Нужны России деньги, се ля ви. Но рыцари ей нужны тем паче.