13 декабря 2011, 02:30
Голкипер Вениамин Мандрыкин продолжает лечение после тяжелой автомобильной аварии. Корреспондент "СЭ" навестил его вместе с Владимиром Габуловым - бывшим одноклубником по ЦСКА.
Александр МАРТАНОВ
из Москвы
Первое, что увидели: Вениамин сменил прическу! Он теперь рыжий! Ну не то чтобы совсем, но, скажем так, рыжеватый.
- Мы Веню сначала обесцветили, а потом уже тонировку сделали, - пояснила Жанна, сестра Мандрыкина, которая живет в соседней комнате реабилитационного центра, куда вратаря перевели из госпиталя Бурденко. Практически постоянно рядом, иногда только отлучается на работу - тогда другие родственники подменяют.
- А чего прическу-то решил поменять? - спросил я Мандрыкина, с которым знаком уже много лет.
- Я вообще хотел в белый покраситься. Но знающие люди объяснили: из черного сразу в белый не перекрасишься. Надо пройти "желтую" стадию.
- Он с 2004-го хотел стать светлым, - пролила свет на историю Жанна. - Тогда вышел фильм "Готика" и клип по нему с белобрысым певцом.
"СЛУШАЙТЕ, ТАКАЯ СУММА…"
Вениамина мы с Габуловым навестили ровно тринадцать месяцев спустя после аварии. Заехали за несколько часов до отлета Владимира на отдых.
- Чертовски не хотелось улетать в отпуск с грузом на сердце, - сказал Габулов. - Еще Леша Березуцкий собирался, но ему по ноге засадили в Милане, он сейчас в больнице, не успевает. Глубокая рана какая-то. Когда он умудрился ее получить?
Габулов привез с собой кучу карточек разных игроков с росписями и красно-синий армейский мяч с автографами:
- Все карточки собрал, какие были.
- Для чего они? - спросил я Мандрыкина.
- Здесь сколько любителей футбола! И все просят автографы раздобыть.
"Центр восстановительной медицины и реабилитации Департамента здравоохранения города Москвы" - единственный в своем роде. Не только в России - в Европе. Абсолютно бесплатный! Попасть сюда, правда, не так просто, нужно особое направление. Зато сюда кладут больных с тяжелейшими осложнениями, за которых не берутся нигде.
- ЦСКА искал по всему миру - не нашел, - развел руки Мандрыкин. - Ни в Германии, ни в Израиле, ни где-то еще.
Кстати, о руках. Пару - тройку месяцев назад у него едва поднимались ладошки, и это казалось огромным прогрессом, который даже врачи не могли объяснить. Теперь же вратарь руками вращает, словно мельница. Жалуется, правда, что пальцы пока не действуют. Когда мы вошли в комнату, его старший сын Давид как раз их массировал.
- Развивает местную моторику, - улыбнулся Вениамин.
Давид был очень серьезен. То ли от сознания важности своей миссии, то ли от растерянности при виде гостей.
О ПФК ЦСКА - разговор отдельный.
- Регулярно созваниваюсь с руководителями клуба, Роман Бабаев постоянно поддерживает, - рассказал Мандрыкин. - Нет, само собой, спасибо и Нальчику, и "Ростову", которые мне тоже помогают. Брянск предлагал помощь. Но ЦСКА…
С инициативой собрать деньги для Вени выступил Сергей Игнашевич. Получилось около десяти тысяч ненаших с каждого. Вносили не только футболисты, но и сотрудники ЦСКА. Купюры вручил исполнительный директор клуба Дмитрий Егоров.
- Я обалдела! - не скрывала эмоций Жанна. - Думала, там обычные подарки, сувениры, но когда открыла пакет… Слушайте, такая сумма!
- Крутить колесо коляски можешь? - спросил я Мандрыкина.
- Нет. Я пока не чувствую, чего касаюсь - железа или колеса.
- А тяжести поднимать?
- Могу. Вот, на левом бицепсе уже рельеф есть. На правом - пока не очень, только "струна". С ногами тоже не до конца ясно. Если кто потрогает как следует, тогда ощущаю. Но холода, тепла, боли пока не чувствую, а внутримышечные ощущения присутствуют.
- Из-за чего?
- Есть рубцы, они-то и мешают нормально функционировать. Дают неправильный сигнал. Поэтому обратной связи нет. Мышцы ощущаю, движение их, сокращения. Но обратно - не проходит.
- Потом рубцы исчезнут?
- Нет, но у этих волокон есть способность "обходить" рубцы. Просто для этого нужно время. Очень много времени. У меня ведь и с руками не все сразу получилось, а теперь - смотрите.
И Мандрыкин вновь продемонстрировал всю полноту амплитуды движений рук.
- Упражнения по-прежнему с утра до пяти вечера?
- Да меньше уже. Иногда пропускаю. От состояния зависит. Бывает тяжело физически. И еще: добрые слова хочу сказать в адрес главного врача нашего центра Светланы Альбертовны Воловец. Потрясающий человек! Дай бог ей всего хорошего!
23 ЯНВАРЯ - ОБРАТНО
- Еще мне физиотерапию делают магнитную, - поделился Мандрыкин. - Солевую пещеру посещаю. Комната такая, где кругом соль, и воздух ею насыщен. Там можно даже поспать - минут сорок, час. Очень полезно для дыхания.
- Ближайшие планы?
- 15 декабря отпускают домой, там Новый год и встречу. Это само по себе хорошо - сколько дома не был! да и смена обстановки как таковая не помешает. Буду делать упражнения, которые врачи рекомендуют. А 23 января - обратно.
- Можно фотографию сделать? - спросил я, памятуя о прежних визитах, когда Веня не очень был расположен позировать перед объективом.
- Запросто! Я же теперь сижу.
- И выглядишь хорошо.
- Стараюсь.
- А главное - позитив какой! - не сдержался Габулов. - Я и раньше был уверен, что все будет нормально, а теперь тем более.
- Знаете, 3 декабря был Всемирный день инвалидов. И у нас его, ясное дело, отмечали. Посвятили Елене Мухиной, знаменитой гимнастке. Телевидение приезжало, журналисты. Она единственная, кто не был чемпионом Олимпийских игр, но получила Олимпийский орден: Самаранч вручил. За 26 лет, пока она болела, это была чуть ли не единственная нормальная акция. Теперь проходят мероприятия, но её-то уже нет. Пока жила, за ней лишь мать ухаживала - больше никто. А потом и мамы не стало. Смотрел передачу, показывали, как Елена на трос карабкалась, чтобы в туалет сходить.
- Вам 3 декабря про нее рассказывали?
- Да. Были и паралимпийцы. Один из их руководителей спрашивал: "Хочешь спортом заниматься, если что?" - "Как здоровье позволит". - "Не тужи. Если не выйдет со спортом, займешься общественной деятельностью".
- Верно! Имя-то, слава богу, есть, - поддержал Габулов. - Но ты не торопись, еще и на ноги встанешь.
- Ладно, сейчас не об этом. Я до 23 января дома - прошу ко мне. И не на своих авто…