24 апреля 2013, 00:34

Бездействующие санкции

ЕСТЬ ТЕМА
Белое и черное
// Бенуа Ангбва: "Ехал в Россию с открытым сердцем" // 5 скандалов на расисткой почве

В ближайшее время Российскому футбольному союзу, вероятно, придется менять один из своих основных документов

Борис БОГДАНОВ

Перемены потребуется вносить в Дисциплинарный регламент РФС и прилагаемую к нему таблицу, определяющую, какую кару влечет за собой то или иное нарушение. Вынудит к этому РФС (как и национальные ассоциации других европейских стран) решение, которое наверняка примут на майском исполкоме УЕФА в Лондоне.

Суть вопроса, который будет обсужден в британской столице, ненова: речь о противодействии давнему бичу европейских, и российских в том числе, стадионов – расизму. Новшество – в ужесточении санкций за его проявления.

Как сообщил генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино, игроки и официальные лица, допустившие оскорбления расистского толка в адрес других участников матча, будут дисквалифицироваться на 10 игр. Командам, чьи болельщики повинны в таком нарушении, грозит проведение одного матча при частично пустых трибунах (без зрителей на секторе, где произошел инцидент), а в случае рецидива – при закрытых дверях. Минимальный штраф клубу составит 50 тысяч евро – в переводе на российскую валюту 2 миллиона рублей.

Для сравнения: дисциплинарный регламент РФС в нынешнем виде предусматривает за "оскорбление игроком или официальным лицом клуба другого лица по поводу расовой принадлежности, цвета кожи, языка, религии или происхождения" 5-матчевую дисквалификацию и штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей (в зависимости от статуса соревнования: верхняя планка относится к премьер-лиге). Если аналогичное нарушение допущено болельщиками, это влечет для клуба штраф (для премьер-лиги – от 100 до 500 тысяч рублей) и/или проведение от одного до трех матчей без зрителей, и/или снятие трех очков.

Если исполком УЕФА утвердит новые антирасистские санкции (в чем можно не сомневаться), в соревнованиях под эгидой европейского футбольного союза их начнут применять уже с будущего сезона. При этом УЕФА настаивает, чтобы все входящие в него национальные ассоциации привели свои дисциплинарные регламенты в соответствие с европейским.

Президент ФИФА Йозеф Блаттер недавно, кстати, предложил пойти еще дальше: за инциденты, связанные с расизмом, ссылать клубы в низшие дивизионы. Вскоре, правда, дал обратный ход, признав, что такая мера способна стать орудием в руках провокаторов: фанаты могут начать устраивать расистские акции на матчах конкурентов, чтобы навлечь на них гнев футбольной Фемиды.

Как бы то ни было, в случае с Россией куда важнее собственно размера санкций выглядит обеспечение их неотвратимости. Конечно, 2 миллиона рублей (и это, напомним, минимум) – более весомый, чем 100 и даже 500 тысяч, аргумент, чтобы заставить клубы серьезнее работать с болельщиками. Но ведь достаточно суровыми выглядят и ныне действующие наказания. Ключевое здесь, однако, слово "действующие": в российских условиях оно звучит издевательством. Для того чтобы футбольные власти решились провести матч премьер-лиги без зрителей и снять с одного из клубов три очка, потребовалась петарда, едва не изувечившая Антона Шунина. А вот ни за баннер, оскорбивший Веллитона, ни за бананы, адресованные Роберто Карлосу, ни за бесконечное уханье с трибун никто еще ни разу толком не по-платился. Можно сколько угодно ужесточать наказания, но где гарантии, что и при новых санкциях дела о расизме не будут "спускаться на тормозах"?

4