11 марта 2015, 23:00

Дело Газзаева дойдет до президента

В среду в Общественной палате Российской Федерации прошло обсуждение концепции реформирования отечественного футбола "Футбольная Россия. Время перемен", разработанной директором Объединенной футбольной лиги Валерием Газзаевым

Мартовские тезисы Газзаева

Павел АЛЕШИН,
Филипп ПАПЕНКОВ,
Егор ЧЕРНОВ

из Москвы

Даже заседания исполкома РФС не собирают в Доме футбола такого соцветия персонажей, какое можно было наблюдать в эту среду в огромном зале Общественной палаты. Выслушать программу Газзаева с утра пораньше приехали Курбан Бердыев, Анатолий Воробьев, Гаджи Гаджиев, Евгений Гинер, Борис Игнатьев, Юрий Семин, Никита Симонян, Ольга Смородская, Владимир Хашиг, Сергей Чебан, Георгий Ярцев и многие другие, включая различных депутатов и общественников. Набралось больше 60 человек! Был даже известный боксер Александр Лебзяк. А из ведущих клубов разве что "Спартак" не имел своего представителя. Газзаев, сидевший во главе стола, после доклада произнес: "Готов ответить на все ваши вопросы".

Но вопросов как таковых не было. Секретарь палаты Александр Бречалов сообщил, что по итогам слушаний будет подготовлен доклад президенту страны Владимиру Путину. А затем начались "крики" души. Ораторы в двух словах хвалили концепцию Газзаева и говорили о наболевшем.

Одним из первых слово взял Иосиф Дискин – председатель комиссии палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

– Футбол в России – больше чем футбол, – декламировал Дискин, и представители клубов насторожились. – Любые реформы требуют времени, но это не значит, что ничего не нужно делать. Ситуация на грани национального унижения. Ключевая проблема – недостаточная мотивация игроков. Я вижу, как финишируют биатлонисты – они падают без сил. А футболисты даже после ключевых матчей свеженькими уходят с газона. Предлагаю ввести рейтинг самоотдачи российских игроков и клубов!

При этих словах схватился за голову Гинер.


Евгений ГИНЕР и Ольга СМОРОДСКАЯ.

– Хорошая программа, масса проблем учтена, в том числе и детско-юношеского футбола, – признал президент ЦСКА. – Но я о другом: если работники отечественного автопрома будут крутить болты, как немцы, то у нас машины будут лучше? Главная наша проблема – детско-юношеский футбол. Вспомните, еще лет десять назад немецкий футбол был убит. Но потом вмешалось государство, и дело пошло. Наша юношеская сборная выиграла чемпионат Европы в 2006 году – и кто из тех ребят играет сейчас на высоком уровне? Никто! А у немцев в топ-клубах играют семь человек. Не понимаю, почему мы встрепенулись из-за чемпионата мира-2018? Да все в этом зале знают, что мы его все равно не выиграем. Но если мы имеем хорошую программу, давайте по ней работать. Но у нас должна быть не только инфраструктура и методика, но и поддержка СМИ. Английская премьер-лига получает 2 миллиарда, а в 1996 году получала только 8 миллионов. Но если все время твердить, что наш футбол дермовый, никто вкладывать в него не будет.

Критиканов много. Вот, например, сидит Евгений Серафимович Ловчев. Но как много вы сделали в жизни сами? Чтобы "от" и "до"? Или читаю в программе РФС: ввести до 2018-го временный лимит на легионеров, а после него – хоть трава не расти. Сейчас у наших молодых футболистов нет энтузиазма. Показывают паспорт – тренер обязан их ставить. Как у Маяковского: "Я достаю из широких штанин..."

– Я хотела бы предостеречь от популистских шагов, – поддержала Гинера Смородская. – Не надо тыкать нам успехами КХЛ. Провал в Сочи – разве КХЛ не имеет к нему отношения? Посещаемость? Так там залы в среднем на 5 тысяч зрителей! Да и биатлонисты не радуют. Поверьте, у футболистов с самоотдачей все в порядке. У нас на днях человек полматча бегал с переломом носа. А вот с футбольными законами – беда.

Фанаты по-прежнему могут бросать файеры и остаются по большому счету безнаказанными. У полиции нет системы распознавания лиц. Мы установили на стадионе камеры, предоставляем фото хулиганов – а их не могут найти. Необходима неотвратимость наказания. Ведь те, кто хулиганит на трибунах, ничего общего с футболом не имеют. И я не верю, что наш футбол не востребован на федеральных каналах. Людей, которые хотят смотреть спорт вместо криминальных сериалов, хватает.

– А я вот согласен, что надо взять пример с КХЛ, – парировал с противоположной стороны стола Юрий Семин. – Там трибуны заполнены, и в каких дворцах играют команды! Они сделали шаг навстречу НХЛ. А разрыв между российскими футбольными командами и победителями Лиги чемпионов только растет. Сколько у нас футбольных полей в стране? Зеленых, натуральных? Мало. Так надо обязать всех, чтоб имели хорошие газоны. В Анталье, куда выезжают наши клубы, 180 полей. У нас есть? Нет.

Сегодня приехал из Краснодара. Я в восхищении от базы, созданной Галицким. Но их должно быть больше! Сборным нужна база, там обязательно должен быть медицинский, научный центры. Сколько денег потратили на гостиницы? Да мы уже пять баз построили бы! Давайте найдем деньги на детско-юношеский футбол, может, хоть к 2022 году что-то будет.

– Не нужно нам выигрывать никакой чемпионат мира, – мудро и спокойно высказался Бердыев. – Такие цели только мешают. Куда важнее развивать все поэтапно, постепенно, основательно. Именно так было в Казани. Сегодня Татария – спортивный регион №1 в России. Когда были проблемы с финансированием, мы брали паузу, но знали, что делать дальше. Приезжая в Москву, я такой рассудительности не вижу. А о том, что у нас есть Сибирь и Дальний Восток, мы вообще забыли. Как будто это вообще не наша страна.

* * *

А дальше началось самое интересное. Слово стали брать люди "со стороны", непосредственно в профессиональном футболе не работающие.

– Здесь сидят руководители клубов, готовы ли они к расширению премьер-лиги? – вопрошал заслуженный мастер спорта СССР Анзор Кавазашвили. – У вас же нет денег! Вы находитесь на дотации государства, вы фактически банкроты! И вы хотите, чтобы мы сделали на два клуба больше! 18 команд – это нецелесообразно! А ФНЛ? Там и так стадионы пустые! Сколько можно сосать деньги у государства?!

Кавазашвили, превысившего лимит времени, пытались остановить, но он не унимался: "В интересах сборной предлагаю ввести правило: на поле должен быть обязательно мальчик до 21 года. А 10 легионеров в заявке – это перебор!"

– Евгений Леннорович, – обратился к Гинеру Ловчев. – Прошу достойно себя вести и уважительно относиться к людям, которые здесь собрались. Каждый из нас имеет право голоса. А вы запрещаете игрокам общаться с журналистами. Я категорически против всех запретов, в том числе и против того, что Игорю Рабинеру не дают ходить на "Спартак". А еще я не знаю, как вернуть детей на реальные площадки из мира виртуального футбола.


Курбан БЕРДЫЕВ и Александр БОРОДЮК.

Исполнительный директор совета Профессионального союза футболистов и тренеров Владимир Леонченко говорил о необходимости реорганизации конференции РФС. Депутат Марат Бариев гарантировал, что в Госдуме всегда готовы выслушать предложения и внести изменения в законодательство максимально быстро.

– Вот вы говорите: мы хоккей в Сочи проиграли. А футболисты на Олимпиаду вообще ни разу не отбирались, – отметил Бариев. Смородская в этот момент закатила глаза. "Популизм", – шепнула она Гинеру.

– Пришло время что-то менять! Я не поведу ребенка на стадион, где жгут петарды и пьют пиво. А зачем мы покупаем иностранцев? Ведь спорт – одна из моделей патриотизма. Где наша самобытность? Сегодня на поле вальяжные богатые люди. На всех уровнях говорят об импортозамещении, и в футболе тоже нужно замещать иностранный человеческий капитал, – выразил свое отношение к нынешнему чемпионату России председатель комиссии палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.

Завершили действо известный политолог и первый заместитель председателя комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Сергей Марков ("Цель футбола – здоровье нации, в Рио-де-Жанейро на пляже работают 50 муниципальных тренеров") и руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев ("Сегодня российский футбол – это миллионеры, бегающие за мячом. Они дискредитируют игру в глазах молодежи, а наша задача – привлекать ее к занятию спортом. Пиво на стадионах – это вообще недопустимо. А слова о том, что мы не выиграем ЧМ-2018, – позор"). К слову, Бердыева, сказавшего об этом, уже не было в зале.

* * *

В фойе участники живо обсуждали услышанное.

Борис Игнатьев, заслуженный тренер России:

– Нужно как можно скорее составить план реализации программы Газзаева, определиться с приоритетами. Время для глобальных, масштабных перемен настало. Опасаюсь только, что пока государство не возьмет это на себя, сделать мы ничего не сможем.

Георгий Ярцев, заслуженный тренер России:

– Пора уже не обсуждать, а выполнять программу Газзаева. Время не ждет.

Гаджи Гаджиев, заслуженный тренер России:

– Абсолютное большинство присутствовавших признало программу Газзаева деловой. Были сделаны какие-то локальные замечания, но, по существу, все высказывались позитивно. И я присоединяюсь к Евгению Ловчеву, сказавшему: "Спасибо, что нашелся человек, который своей энергией генерирует эти перемены".


Гаджи ГАДЖИЕВ, Юрий СЕМИН и Никита СИМОНЯН.

– Хороших предложений в программе Валерия Георгиевича хватает, – признал генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьев. – Думаю, есть смысл опробовать какие-то вещи в некоторых регионах.

– Вы представляли сегодня руководство РФС. Было ощущение, что находитесь в гостях у конкурентов?

– Нет (улыбается). Главная задача РФС – выработка консолидированного курса. И когда мы разрабатывали стратегию развития футбола, то не скрывали, что собираем многочисленные инициативы и от экспертов, и от журналистов. Всего было около 300 предложений. Валерий Георгиевич высказывается уже не первый раз…

– В какой-то степени это можно считать его предвыборной программой...

– Вопрос немного провокационный. Конечно, чтобы реализовать подобное, нужно обладать определенными полномочиями. Хотя РФС тоже не является регулятором всех футбольных процессов. Таким, например, как Центробанк в финансовой сфере. Орган у нас, с одной стороны, авторитетный, но многие вопросы решаются на уровне лиг, министерства спорта. Если Валерий Георгиевич будет последовательно развивать свою концепцию, то она вполне может стать предвыборной программой. Тем более выборная конференция уже не за горами – до нее полтора года. Но мое личное мнение: Газзаев хотя и проявил незаурядный организаторский талант, но не до конца исчерпал себя как сильный тренер. Таких специалистов у нас мало. А функционеров и так хватает. Так что надеюсь, что Газзаева ждут еще большие успехи именно на тренерском поприще.

– Говорить о том, что моя концепция – это предвыборная программа на пост президента РФС, неэтично, у организации есть действующий глава, – смутился сам Газзаев. – Но сейчас я слышал высказывания о том, что резких шагов делать не стоит и перед чемпионатом мира это может только навредить. Ну давайте ничего не делать... Тогда мы точно не дождемся прироста болельщиков на трибунах. Только активной деятельностью можно заразить и привлечь людей! Нужен мощный мотивационный и эмоциональный фон! Что у нас сейчас, все хорошо?!

10