23 июня 2015, 08:00

Особый путь футбольного Крыма

В декабре 2014 года УЕФА запретил крымским клубам принимать участие в российском первенстве и объявил о создании на полуострове специальной зоны, которая будет развиваться под эгидой европейского футбольного союза. Обозреватель "СЭ" – о нынешнем положении дел.

Александр ПРОСВЕТОВ

В своей политической фантасмагории "Остров Крым" Василий Аксенов описал вымышленное русско-татарское государство, существовавшее рядом с Советским Союзом и развивавшееся в отличие от большого соседа по законам капитализма. Согласно фантазии писателя, его создали белогвардейцы, отбившие наступление Красной армии.

Футбольный Крым пока тоже будет следовать особым путем. В ближайшие дни зарегистрируется федерация, которая предварительно получила название "Крымская футбольная организация", а 16 или 23 августа должен состояться первый тур четырехкругового первенства профессиональной крымской премьер-лиги, в которой примут старт восемь клубов. Будет и турнир второго дивизиона, который предполагается назвать первой лигой. Сейчас же проходит соревнование с участием 20 клубов, служащее смотром местных кадров.

Но футбольным "островом", оторванным от России, республика все равно не окажется. Хотя бы потому, что клубы будут существовать как за счет частных инвестиций, так и субсидий из бюджета Республики Крым, а также резервного фонда министерства спорта Российской Федерации.

О планах на ближайшее будущее было подробно рассказано в конце прошлой недели на пресс-конференции, видеотчет о которой выложен, в частности, на сайте футбольного СКЧФ "Севастополь". В ней приняли участие Юрий Ветоха, глава инвестиционной компании "Арена-Крым", который должен возглавить Крымский футбольный союз, как бы его ни окрестили, президент "Севастополя" Александр Красильников и президент симферопольского ТСК Сергей Бородкин. Первые двое вели 19 мая в Ньоне переговоры с представителями УЕФА и ФИФА, благодаря которым в крымской футбольной истории произошли позитивные подвижки.

В России иногда выражали недовольство тем, что указанные организации выступили против участия трех крымских клубов в зоне "Юг" второго российского дивизиона. При этом забывают, что они руководствуются позицией ООН в вопросах признания государств и соответственно футбольных федераций, а также принадлежности тех или иных территорий.

В случае Крыма найдено компромиссное решение. Причем по некоторым позициям налицо движение ему навстречу.

С одной стороны, в связи с возражениями со стороны Украины крымские клубы исключены из российского чемпионата. С другой – УЕФА взял на себя обязательство помогать развитию в Крыму детско-юношеского футбола и инфраструктуры. В Крымской футбольной организации будут работать и администратор от министерства спорта РФ, и советник от УЕФА.

Пока крымские клубы не вправе проводить официальные международные матчи, но никто не мешает им играть так называемые выставочные (читай, товарищеские) игры. И в этом сделан незаметный, на первый взгляд, шаг вперед. Когда зимой в Севастополь приезжало "Торпедо", пришлось связываться с самим Зеппом Блаттером. Ведь даже для проведения товарищеского матча требуется разрешение местной федерации. С созданием и регистрацией Крымской футбольной организации, которая сейчас тщательно согласовывает с УЕФА свой устав, политические разночтения устраняются.

Даже насчет еврокубков оставлена надежда. Пока для крымских клубов установлен мораторий сроком на два года. Но они сейчас и не готовы должным образом. Крымские руководители футбола делают акцент на необходимости растить в благодатном южном регионе юных игроков. Именно поэтому, чтобы охватить весь Крым, решено включить в премьер-лигу по одному клубу из разных городов. В ней стартуют: "Таврия" (Симферополь), СКЧФ "Севастополь", "Рубин" (Ялта), "Океан" (Керчь), "Кафа" (Феодосия), "Евпатория", "Бахчисарай" и, наверное, "Титан" Армянск, которому, впрочем, еще надо решить вопрос со стадионом – иначе его команду заменит "Крымтеплица" из поселка Молодежное Симферопольского района. Возможны и изменения названий. Так, "Таврия" будет выступать под названием ТСК (аббревиатура "Таврия", Симферополь, Крым), как и в российской ПФЛ, если Украина воспротивится использованию имени, под которым клуб играл в ее чемпионате.

Клубам разрешат привлекать "много" (точное число не называлось) легионеров. Однако до сих пор не определено, кого ими, собственно, считать. У крымчан российские гражданские паспорта, так что они вправе защищать цвета сборной России, если дорастут до нее, как в свое время уроженец Алупки Евгений Алдонин. В то же время футбольные паспорта у участников чемпионата Крыма будут, видимо, крымские. Впрочем, этот вопрос еще находится в стадии обсуждения с УЕФА.

Во что выльется футбольная самостоятельность Крыма, трудно сказать. Но не исключено, что она пойдет ему на пользу. Если ТСК держался в зоне "Юг" недалеко от лидеров, то СКЧФ "Севастополь" и ялтинская "Жемчужина", испытывавшие проблем с финансированием, располагались среди аутсайдеров. Большие победы им в обозримом будущем точно не светили. А сугубо крымский турнир будет компактнее и, следовательно, экономнее. К тому же в особых условиях, да еще при обещанной помощи со стороны УЕФА клубы, возможно, получат больше внимания и капиталовложений. В этом случае те, кто хотел навредить, добились обратного эффекта.