Новости

14 мая 2008, 02:08

Барри Фергюсон: "Чемпионат Шотландии для нас важнее"

Александр Бобров
Шеф-редактор

На вопросы специального корреспондента "СЭ" ответил капитан "Рейнджерс".

     Его боготворят болельщики в Глазго. Он один из тех великих, кто вошел в зал славы "Рейнджерс", встав в один ряд с Алли Маккойстом, Полом Гаскойном, Марком Хэйтли, Энди Горамом, Грэмом Сунессом, Брианом Лаудрупом. В последние годы он носит капитанскую повязку в клубе и сборной. Он несколько месяцев играет с травмой и не участвует в тренировках. На правой руке у него вполне футбольная татуировка Carpe Diem - "Лови свой шанс". Этому девизу он и следует в жизни. Он - это капитан "Рейнджерс" Барри Фергюсон.

     - Не так давно вы признались, что некто заранее предсказал вам выход в финал и будущую встречу с "Зенитом". Можете назвать имя предсказателя?

     - Месяц назад я покупал квартиру, и такой прогноз сделал один мужчина, помогавший организовать сделку.

     - А счет он, случайно, не назвал?

     - Нет.

     - Не нужно обладать особым даром, чтобы предположить, сколь велико для вас значение предстоящей игры. Пусть даже в карьере Барри Фергюсона были сотни матчей, из которых 83 пришлись на еврокубки.

     - Наверное, так оно и есть - матч в Манчестере будет самым важным для всей нашей команды.

     - А что важнее для вас - выиграть Кубок УЕФА или очередной чемпионский титул?

     - Стать чемпионом Шотландии.

     - Несмотря на то, что вы это делали уже много раз?

     - Да, для меня, поверьте, более весомым окажется чемпионство. Это было главной целью с первого дня нынешнего сезона, к этому мы шли весь год. Но и от Кубка УЕФА не откажусь. И буду очень расстроен, если мы его не возьмем. А еще надеюсь на победу в Кубке Шотландии. Мне будет мало побед только в одном или двух турнирах (Кубок лиги "Рейнджерс" уже завоевал. - Прим. А.Б.) - хочу выиграть все четыре.

     - Что говорят о предстоящей встрече с "Зенитом" ваш тесть и агент? (Они входят в число поклонников "Селтика", многие из которых жаждут поражения "Рейнджерс". - Прим. А.Б.)

     - Конечно, желают мне всего хорошего.

     - Вам или "Рейнджерс"?

     - (Смеется.) Мне. Но хотелось бы думать, что за нас переживает вся Шотландия и что все надеются на нашу победу.

     - Оба этих болельщика "Селтика" приедут в Манчестер?

     - Надеюсь на это.

     - И будут сидеть вместе с фанатами "Рейнджерс"?

     - Не знаю. Хотел бы, чтобы в Англию приехали мои дети, дети моего старшего брата Дерека, также выступавшего за "Джерс", двоюродные братья, дядя. Только вот с билетами проблема - всех желающих ими точно не обеспечу.

     - Как ваша семья, родственники выдерживают такую жизнь - за вами постоянно, и особенно сейчас, охотятся журналисты, не дают покоя сотни болельщиков?

     - Ничего особенного - это часть жизни любого футболиста, выступающего за большой европейский клуб, одним из которых является "Рейнджерс".

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ДИК

     - Видели хотя бы одну игру "Зенита" в этом сезоне?

     - Мы занялись изучением DVD в понедельник. Скучноватое это занятие.

     - Вы многим обязаны Адвокату: он ввел вас в стартовый состав "Рейнджерс", дал капитанскую повязку...

     - (Улыбается.) Дик - фантастический тренер! Он предоставил мне шанс, поверил в меня. Здорово, что мы вновь встретимся в Манчестере - и с ним, и с Фернандо. С Риксеном мы не виделись, наверное, больше года. Будет приятно вновь пообщаться с человеком, который был моим партнером по "Рейнджерс" и хорошо играл за нас.

     - Ажиотаж в преддверии финальной игры нарастает с каждым днем. Как вы воспринимаете происходящее?

     - Никогда не был в такой ситуации. Хотелось бы быстрее окунуться в атмосферу матча. Впрочем, я волнуюсь перед каждой игрой. Сезон пока получается хорошим, а может стать и самым лучшим. Никогда раньше не думал, что нам удастся пробиться в финал еврокубка, но мы этого добились. Полагаю, мы это заслужили.

     - Когда поняли, что сможете дойти до финального раунда?

     - После игры в Бремене. А после первого домашнего матча со "Спортингом" был вполне уверен, что пройдем дальше: все было за нас - поле, то, как мы играли. По тому же сценарию шли поединки с "Фиорентиной": такой же результат в матче дома, затем в гостях мы действовали не так хорошо, как в Лиссабоне, но даже в дополнительное время и в серии пенальти уверенность, что мы дойдем до конца, меня не покидала.

     Вокруг говорили, что нам все равно, что нас особо не волновало, пробьемся мы в финал или нет. Полная чушь! Как футболист ты хочешь выиграть любой турнир. Действительно, нам приходится играть очень много матчей, но не соглашусь с теми, кто заявляет, что мы устали. Каждый в состоянии хорошо отдохнуть и восстановиться. Так что никакой проблемы в этом я не вижу.

ГОТОВ СНОВА БИТЬ ПЕНАЛЬТИ

     - Правда, что вас не было на стадионе на первом матче с "Фиорентиной", который вы пропускали из-за дисквалификации?

     - Да, я не поехал на "Айброкс", а телевизор дома отключил. Не в состоянии смотреть матчи своей команды со стороны! Просто сидеть на трибуне не смогу - буду все время вскакивать с кресла. Так что тот день я посвятил детям, все время провел с ними. Как только начали приходить сообщения на телефон, выключил и его.

     - Как давно вы травмировали левую лодыжку?

     - Зимой.

     - Впервые у вас такое повреждение?

     - Да.

     - Никогда не слышал, чтобы футболисты команд такого уровня из-за травм вообще не тренировались, но продолжали играть.

     - Все равно у нас по два-три матча в неделю. После игры минут десять кручу педали на тренажере. В обычных тренировках с командой в последующие дни не участвую. Прохожу только необходимые восстановительные процедуры - и все. Дальше - очередной матч. По возможности тренер в ходе сезона давал мне передышку. Я, может, и не играл бы столько, если бы не важность каждой следующей встречи.

     - Придется делать операцию?

     - Пока решение не принято. На самом деле о травме стараюсь не вспоминать. Меня больше волнуют важные матчи, которые нам предстоят в разных турнирах. А после сезона будем думать, что делать дальше.

     - Футболисты из Санкт-Петербурга на две недели остались без игровой практики. Не считаете ли вы, что отмена по просьбе "Зенита" матчей российской премьер-лиги может пойти вам на пользу?

     - По мне лучше играть - по средам и субботам. Необходимо постоянно держать себя в игровом тонусе. Возможно, этот фактор станет плюсом для нас. Равно как и поддержка болельщиков, которых по численности будет больше, чем поклонников "Зенита". На автобусе от Глазго до Манчестера можно доехать за три часа. Наших в городе соберется свыше 100 тысяч.

     - Если обладатель Кубка УЕФА будет определяться в серии 11-метровых, согласитесь войти в пятерку бьющих или, памятуя о неудаче во Флоренции, откажетесь?

     - Конечно, соглашусь. Почему нет? Ну не забил, такое случается, пойду бить еще раз.

Я ЧИСТИЛ БУТСЫ СМИТА

     - Кто еще помимо Куэльяра, признанного лучшим игроком сезона в Шотландии, заслуживает самых высоких оценок?

     - Карлос блестяще проводит сезон, но рядом с ним скалой всегда стоит Уэйр. Жаль, что приз нельзя вручить двум футболистам. Уэйр из тех, кто никогда ни на что не жалуется, просто тренируется и играет. Никакого нытья и жалоб, так и должно быть. А ведь в субботу ему стукнуло 38!

     Вообще, если говорить о командном духе, о воле к победе, о желании выиграть, это лучшая команда из тех, в которых мне довелось выступать. И все благодаря тренеру. Вспомните, какими мы были полтора года назад (до Смита "Рейнджерс" тренировал Поль Ле Гуэн. - Прим. А.Б.), и сравните с сегодняшним днем. То же самое произошло и в сборной Шотландии, когда ее возглавил Смит.

     (Словно по заказу, в комнату как раз в этот момент зашел главный тренер "Рейнджерс". Мы засмеялись, и Фергюсон, повышая голос, продолжил рассказ.)

     Он лучший, что еще сказать. И я ему за многое благодарен. Был момент, когда мне казалось, что в "Рейнджерс" оставаться нет смысла. Но он вмешался и сделал все, чтобы я не ушел из команды во второй раз.

     - Кем вас правильнее называть - атакующим полузащитником, центральным полузащитником, диспетчером, вторым форвардом?

     - Скорее плеймейкером или атакующим хавбеком.

     - Говорят, вы стеснительный человек. Как же решились опубликовать книгу о себе?

     - Она выпускалась в благотворительных целях. А что касается меня, то вне футбола стараюсь посвящать время только семье и друзьям. Нельзя все время жить футболом.

     - Когда я упомянул о стеснительности Барри Фергюсона в разговоре с Шотой Арвеладзе, он засмеялся.

     - (Улыбается.) Наверное, Шота вспомнил что-то из тех времен, когда он играл здесь.

     - В Англии и Шотландии было, а в некоторых клубах по-прежнему существует правило, когда молодые игроки чистят бутсы старшим, готовят их форму. Вы тоже этим занимались в "Рейнджерс"?

     - Да. Я отвечал за бутсы главного тренера - Уолтера Смита (он работал с командой несколько лет и в 90-е годы. - Прим. А.Б.).

     - А кто из молодых сейчас занимается вашей обувью?

     - Никто. Теперь такого обычая нет. Почему от него отказались, не знаю. Считаю, что для младших по возрасту было полезно делать подобную работу.

     - В наше время на первом плане всегда результат. Согласитесь, что футбол потерял ту искренность, ту живинку, что присутствовали в былые годы?

     - Пожалуй. Результат сейчас важнее, чем качество и зрелищность тех действий, которыми он достигается. Футбол меняется, на первый план выходит физическая подготовка. Все больше бег, бег и бег, тогда как раньше был пас, пас и еще раз пас.

     Мнением о Фергюсоне с корреспондентом "СЭ" поделились его бывшие партнеры по "Рейнджерс":

     - Он был еще молодым футболистом, когда Дик Адвокат назначил его капитаном "Рейнджерс", - рассказал Шота Арвеладзе. - Определяющими стали лидерские качества, которыми Барри обладает сполна. Он только кажется спокойным и тихим. На самом деле это заводной человек, с характером, не подарок. Фергюсон был и остается лидером команды. Его очень любят в Глазго, он свой воспитанник.

     - Барри весь отдается игре. Чем-то напоминает Гаттузо, - подчеркнул Андрей Канчельскис. - Агрессивный, злой на поле, неуступчивый в единоборствах, всегда идет до конца и жаждет побед. В жизни он совсем другой: более спокойный, очень доброжелательный.

     - Барри был молод, когда я играл за "Рейнджерс". Но он выглядел старше. Теперь выглядит на свой возраст, потому что уже постарел, - так начал свои воспоминания о бывшем партнере голландец Михаэл Молс. - Помню, как Адвокат нянчился с ним, тратил на него много времени, улучшал его качества. Он сразу увидел в Фергюсоне талант. Поначалу тренер часто кричал на него, и Барри приходилось непросто. В Голландии всегда так: если тренер видит в ком-то будущее, он обязательно устраивает игроку нелегкую жизнь и разговаривает на повышенных тонах. В Глазго до сих пор вспоминают времена Адвоката, тех футболистов, кто тогда выходил на поле, качество игры, которое было лучшим за многие годы. Сердцем я, безусловно, за победу "Рейнджерс" в финале. А вот голова считает иначе - шансов больше у "Зенита".