Корреспондент "СЭ" предполагает, что Объединенное первенство поможет справиться с большей частью трудностей, с которыми сталкиваются в России и на Украине.
Совсем недавно у многих из нас отняли мечту - увидеть на чемпионате мира-2014 одновременно сборные России и Украины. Российская команда успешно преодолела отборочный барьер, опередив португальцев. Украинцы же, грандиозно финишировав в группе после крайне неудачного старта, нарвались в стыках на вдохновленных, бесподобных в тот ноябрьский вечер французов.
Разница в достижениях и, соответственно, в ближайших планах и маршрутах вовсе не означает, что Россия сильнее, не повышает ее шансов в Бразилии и не влияет на дальнейшие перспективы двух сборных. Пока это всего лишь сиюминутный результат. Какими предстанут обе команды в следующем цикле, к Euro-2016, что их ждет на ЧМ-2018 и так далее, можно лишь фантазировать. Четкого понимания, на что мы с украинцами способны, нет ни у нас, ни у них.
Пока мы просто плывем по течению и рассчитываем на благосклонность фортуны. Выход в плей-офф чемпионата мира для нас - большая удача, а не обязательная задача. Вот мы и добиваемся успеха от случая к случаю, а не законным способом, как это делают ведущие футбольные страны. Нет плана - нет и планомерного развития.
Примерно такая же картина на клубном уровне. Поменять в предыдущем абзаце чемпионат мира на еврокубки, а сборные на названия команд - и все остальное можно оставить, как есть. Мы радуемся ничьим со вторыми составами грандов, высчитываем шансы в споре с чехами за место в Лиге Европы и мечтаем о четвертьфиналах, как о чем-то несбыточном, происходящем у каждого поколения игроков раз, от силы два в жизни. Какие уж там кубки.
Национальные чемпионаты существуют ровно в тех же условиях. Большинство клубов живет сегодняшним днем, предпочитая не портить себе настроение мыслями о будущем. Время от времени и настоящее начинает страшить. И тогда кидает клич о помощи "Томь", начинает сомневаться в своей жизнеспособности "Урал", попадает в реанимацию "Алания". В этом же ряду "Крылья Советов", пусть в последние пару лет об их проблемах слышно меньше, чем раньше.
Стоило на днях Совету Федерации высказать мнение, что госкорпорациям надо бы запретить финансирование футбольных клубов, а тем зарабатывать своими силами, как на депутатов обрушилась лавина гнева. Ведь без этого святого источника профессиональный футбол в России засохнет на корню. А если его еще и пересадить с плодородной бюджетной почвы, совсем сгинет.
В чемпионате Украины, в нижней его части, обстановка печальная. Небогатые клубы один за другим закрываются или подают сигналы бедствия. Киев лишился сразу двоих представителей: несколько лет назад тихо исчезла "Оболонь", теперь крах постиг "Арсенал". В прошлом году ушел в небытие "Кривбасс". Лихорадит "Волынь", "Ворсклу", "Таврию". Недавно главный инвестор "Севастополя" объявил о потере интереса к проекту.
Финансовые проблемы не грозят редким украинским клубам. Большинство - в зоне риска. Не исключено, что премьер-лига в стране, занимающей гигантскую по европейским меркам территорию, сократится до 14, а то и до 12 команд. Проще сразу отсечь проблемных участников, чем терять их посреди сезона, получая в ноябре турнир-инвалид. Как говорится, лучше меньше, да лучше.
Современный футбол с его баснословными и зачастую неоправданными, но вынужденными - из-за необходимости соответствовать заданному уровню - затратами - это дамоклов меч над клубами из небогатых регионов или без выдающихся традиций. "Волынь" и "Таврия", "Кривбасс" и "Севастополь", "Крылья Советов" и "Мордовия", "Урал" и "Амкар", если они хотят удержаться в элите, не могут играть и жить по другим правилам, нежели богатые лидеры, не покупать легионеров и устанавливать скромные зарплаты. При том что уделом этих команд в реалиях наших чемпионатов становится борьба за шестое-седьмое место. Если вообще не за четырнадцатое. А шансов подняться выше практически нет.
Футбольная Россия предложила Украине другой способ решения экономических и спортивных проблем: объединиться. Создать общую лигу, поднять конкуренцию, постараться выйти на окупаемость клубов. Увеличить в разы количество игр масштаба "Спартак" - "Динамо" (Киев), ЦСКА - "Шахтер", "Зенит" - "Металлист". И в том числе за счет этого - зарабатывать самим.
В кулуарах украинского чемпионата идею ОФЛ поддержали многие клубы. На публике они более осторожны, предпочитая дождаться решающего слова федерации и определить согласованную позицию лиги, раздираемой клубными противоречиями.
Между российскими клубами согласия больше - четырнадцать из шестнадцати участников премьер-лиги посчитали вариант интересным и заманчивым. Для руководителей, вкладывающих в футбол как в бездонную бочку, спонсорский миллиард евро в год, обещанный организаторами, сыграл в этом почти всеобщем одобрении не последнюю, если не первую роль. Ведь если посчитать столбиком, то получается, что разница в бонусах между 8-м и 9-м, 9-м и 10-м, 10-м и 11-м местами и так далее стоит не меньше, чем выигрыш нескольких матчей Лиги чемпионов.
Эти деньги, надо уточнить, не разовое вливание и не вечная кормушка. "Газпром" собирается давать лиге по миллиарду в течение первых пяти лет становления чемпионата. На переходный период от дотационности нашего футбола к окупаемости.
Почему, скажете вы, не вложить эту сумму в чемпионат России? Как объясняют идеологи ОФЛ, все очень просто: как продукт, премьер-лига для таких вливаний не интересна. В ней невозможно зарабатывать - при полупустых трибунах, при обилии "нетоповых" матчей, при невысоком рейтинге телетрансляций. Симбиоз лучших клубов двух стран, утверждают в Объединенной футбольной лиге, поможет решить эти проблемы и избежать новых.
Видя это, постепенно меняет угол обзора на ОФЛ и Украина. О Лиге, как о чем-то нужном и полезном, уже рассуждают и тренеры, и эксперты, и футболисты. Разумеется, не все: сколько людей, столько и мнений. Но все больше и больше. В том числе прославленные мастера мирового футбола - Андрей Шевченко, Олег Саленко, Андрей Ярмоленко.
Присматривается Украина. Выживать как-то надо, но в одиночку это делать все сложнее и сложнее. К тому же украинский футбол может дать российскому не меньше, чем мы ему. Что доказал летний "Турнир четырех", где сторонники превосходства российского футбола открыли для себя много непознанного прежде, а сама идея прошла проверку и боем, и зрителем.
Есть еще один вариант коллективного спасения: всем вместе, сообща с Европой, согласоваться с принципами финансового fair play, задать строгие рамки расходным частям бюджета, договориться о величине окладов и гонораров. В общем, всем миром жить по средствам. Это никак не изменит турнирной судьбы команд: "Шахтер", "Металлист", киевское "Динамо" все равно будут многократно богаче, и титулы-медали останутся их прерогативой. Но выживать станет легче.
И вот здесь возникает ключевой вопрос: а зачем вообще нужно выживать? Неужели вся эта умопомрачительная гонка бюджетов, беготня в поисках средств, коллективные тиски ограничений нужны для такой суеты и ерунды - в общечеловеческом понимании - как места в таблице и возможность по два раза сыграть в сентябре-ноябре с клубами из Австрии, Болгарии и Хорватии?
Не произошла ли на каком-то раннем, давнишнем этапе организации футбольного хозяйства подмена понятий? Вследствие которой лига и клубы, чей смысл изначально и безоговорочно - вести бизнес и получать прибыль, превратились, по сути, в дармоедов, проедающих городское благосостояние или частное состояние ради того лишь, чтобы нацепить на себя медали.
Почему футбол стал самым затратным фейерверком в истории человечества?
Ведь когда американцы задумывали полтора столетия назад бейсбольную лигу, а англичане вскоре после них футбольную, речь шла исключительно о том, чтобы зарабатывать. Устраивать шоу, платить за это спортсменам деньги, а взамен получать всевозможный доход от зрителей. Разве не по такому же принципу устроены театр, эстрада, цирк, балет?
В двадцатые годы прошлого столетия братья Патрики, расширяя НХЛ, зазвали мультимиллионера Маклафлина и соблазнили его на покупку "Чикаго Блэкхокс" ничем иным, как возможностью "делать деньги". В то же самое время футбольные клубы Австрии, Швейцарии, Бельгии, Франции ровно с той же целью перешли на профессиональные рельсы и объединились в лиги. Для доходов.
И, кажется, только на просторах и окраинах Руси главной целью во все времена провозглашалось "выявление лучших команд страны и воспитание игроков высокого класса". Хотя для первого достаточно разыграть короткий турнир длиной в месяц, а для второго существуют футбольные школы.
Вот и сейчас, вместо того чтобы создавать условия для заработка, международные и национальные федерации призывают поменьше тратить. То есть чемпионат нужно проводить обязательно, заодно определяя тех, кто в сентябре-ноябре два раза сыграет с болгарами и хорватами, но только по правилам и условиям тех самых федераций. Которые есть суть феоды с вассалами-клубами и лигами.
В этом свете идея Объединенной футбольной лиги - в доходной ее части - сразу приобретает аккордное звучание. Можно по-разному относиться к ней как к таковой (и лично я, скажем, пока лишь хмурю лоб, когда мне начинают об этом рассказывать), но нельзя не признать, что в ней есть немало рациональных зерен. Например, бизнес.
В любом случае объединенный российско-украинский проект обсуждать надо. Сразу отвергнуть, махнуть рукой, плюнуть, растереть и уйти совсем несложно. Но это всего лишь эмоциональная реакция, необдуманная, а она нередко оборачивается упущенными шансами. Правильнее, по-моему, да и гораздо интереснее изучить и понять его со всех сторон. Кто знает, не скрыто ли в этой вызывающей, на первый взгляд, затее что-то по-настоящему ценное. Что всем нам - и футболу в первую очередь - поможет.