25 января 2010, 09:00
Бывший президент РФС, министр спорта считает, что его деятельность во главе футбольного союза можно охарактеризовать как прорыв.
- Есть ли удовлетворение от работы, проделанной вами с 2005 года? Таким ли вы хотели видеть российский футбол в момент вашего ухода?
- Футбол - такое явление, что совершенствовать его надо бесконечно. Игре уже больше ста лет, а она продолжает расти. Что касается российского футбола, то, когда я пришел в РФС, были определенные проблемы.
- Какие именно?
- Наметился застой в управлении, разобщенность футбольного хозяйства. Ассоциации, лиги, регионы - все были сами по себе. Поэтому главной задачей было выстроить вертикаль, и это нам удалось. Теперь РФС - авторитетная организация, которая не вмешивается в футбол, но полностью его контролирует.
- Что из сделанного за это время считаете самым полезным?
- То, что мы с вами беседуем. Мне удалось немного изменить отношение к футболу, поднять интерес к нему. О нем и говорят, и пишут.
- А что - главной неудачей?
- То, что сборная России не попала в ЮАР. Хотя только что Мишель Платини напомнил о том, что победе Франции на чемпионате мира 1998 года предшествовали бесславные поражения и такие же непопадания в финальную часть. Мы, по сути, проиграли всего один матч - Словении, но какой!
- При вас была и бронза сборной на Euro-2008. Что перевешивает?
- Это футбол. Одно событие радует, другое вызывает досаду. Но главное - у нас есть сборная. И эти же ребята могут взять и выиграть ближайший чемпионат Европы - кто знает…
- За кого проголосовали бы 3 февраля на выборах нового президента РФС, будь у вас такая возможность?
- Пускай это решится без моего участия. Хочу, чтобы у нас была самодостаточная организация, пусть люди сами выбирают. А голосовал бы за того, у кого есть реальные планы, а не какие-то слова…
- Насколько закономерно мнение, что Сергей Фурсенко будет продолжать заданный вами курс?
- Фурсенко я знаю давно, он тоже работал в "Зените". Но сейчас говорить что-то конкретное преждевременно. Читал программы других кандидатов. Тот же Алишер Аминов ничего нового не предлагает - лишь повторяет мою программу плюс говорит о базе для сборной в Звенигороде. В свое время я приглашал его на исполком РФС, предлагал рассказать то, что он считает нужным, но Аминов прийти не захотел.
- Исход выборов всем кажется заранее известным. Вам тоже?
- Кому он кажется известным? Есть более ста членов исполкома, они и будут голосовать, а не кто-то другой. Поэтому сейчас кандидаты и ездят по регионам, излагают программы.
- Сергей Капков, которого считали главным соперником Фурсенко, сказал, что снял свою кандидатуру, потому что его об этом попросили "уважаемые люди". Это нормальная ситуация?
- Капков - молодой человек, который много говорит, пиарится, умело манипулирует процессами. Если его кто-то попросил, то такие вещи на публику не выносят. Я склоняюсь к тому, что никто его ни о чем не просил. Тем более что до этого он говорил полностью противоположные вещи - мол, выдвигаться будет в любом случае. А вообще-то обсуждать это как-то не хочется. Так или иначе, у нас три кандидата.
- Расстроитесь, если новый президент РФС захочет закрыть Кубок Содружества?
- Это не в силах президента РФС - необходимо решение исполкома. Но такой шаг не в интересах нашей страны. Мы много говорим об интеграции, о роли России на постсоветском пространстве. Смотрите, вот они - президенты ФИФА и УЕФА (кивает в сторону сидящих по соседству Йозефа Блаттера и Мишеля Платини. - Прим. Г.Т.), главы всех национальных ассоциаций бывших союзных республик. Можно говорить о совершенствовании системы проведения турнира, но в целом он необходим.
- Не так давно на съезде отечественных тренеров вы сказали Леониду Слуцкому, тогда главному тренеру "Крыльев Советов", что знаете всю его историю. Всем понятно, о чем шла речь. Предпринимаются ли попытки провести полноценное расследование?
- И так все известно - что здесь расследовать? Все, кто организовывал такой результат, уже наказаны жизнью. "Крылья" теперь имеют проблемы не только с финансированием, но и с болельщиками. В свое время мне в "Зените" через многое пришлось пройти, чтобы сделать клуб открытым и чистым.
- К вам тоже обращались с разного рода предложениями?
- Всякое было...
- Почему в РФС так и не была создана комиссия по этике?
- В уставе такая комиссия записана, и думаю, она нужна, особенно учитывая внимание УЕФА к подозрительным играм. Здесь крайне важно людей правильно подобрать.
- Насколько цивилизованный характер носят отношения в среде футбольных агентов?
- Здесь есть проблемы. Много агентов работает без лицензий. Некоторые преследуют одну цель - заработок. Поэтому мы и приняли новый регламент по их работе, создали комиссию по агентской деятельности, ввели переаттестацию. И будем этим заниматься еще. Агент сейчас - такой же элемент футбола, как тренер, футболист или судья.
- Рассказывают об агентах, которые летают по России и предлагают командам сыграть с определенным результатом...
- Так и есть. Этих людей надо выводить на чистую воду.
- В 2005-м вы позвонили в "СЭ" и сказали, что дело о применении допинга в "Спартаке" будет расследовано и все виновные понесут наказания. Почему о результатах так и не было объявлено?
- Все виновные уже наказаны. Главное, чтобы это больше не повторялось. Думаю, футбол - та сфера, где по части борьбы с допингом еще многое предстоит сделать.
- Вы много занимались проблемой футбольных полей. Хватает ли их теперь в России?
- Есть стратегия развития футбола, рассчитанная до 2016 года. В ее рамках последовательно осуществляется программа "Подарим детям стадион". Если в 2005-м обеспеченность полями была на уровне 8 процентов, то теперь приближается к 40 процентам. Было важно подтянуть инвесторов. Мы смогли привлечь и частных бизнесменов, и НАФ, и "Газпром", и фонд Прохорова, и губернаторов. Таким образом, вместо 60 полей мы сейчас имеем порядка 300. Кто бы из кандидатов что ни говорил, а материальная база теперь есть.
- Как бы вы одним словом охарактеризовали ваш период пребывания во главе РФС?
- Это был прорыв!