Статьи

30 октября 2010, 00:14

Мягкий диктатор

"Последний диктатор Европы" - отозвался однажды о Феликсе Магате игравший под его руководством во франкфуртском "Айнтрахте" Баширу Салу. Любимое высказывание Магата - "Качество приходит через мучения" - принесло ему кличку Quaelix - Квеликс, образованную от слова qual (нем. - мука, мучения). А невероятные результаты в вытаскивании команд со дна - "Пожарный" и Magiar (Волшебник). Сам Феликс на вопрос, что ему больше всего не нравится в себе, обычно отвечает: "Излишняя мягкость". В чем же проявляется "мягкость" немецкого диктатора?

С ТРЕНИРОВКИ на "СКОРОЙ"

- Тактика, техника, выдумка - все это хорошо, - считает Магат. - Но без атлетизма все вышеперечисленное малоэффективно. И мощная физическая подготовка еще никому не мешала.

В свои 57 лет тренер пребывает в прекрасной форме и нередко бежит кроссы наравне со своими подопечными. Причем Феликс порой может дать футболистам фору. Неудивительно, что от игроков специалист требует не меньшего.

- 50 кругов вокруг поля в приличном, часто предельном темпе, бег по диагонали поля от флажка до флажка или, для разнообразия, через всю поляну от штанги к штанге. Пока не затошнит, - так описывает методы тренировки под руководством Магата Михаэль Марольд, нападающий "Бремерхафен", любительской команды, выступавшей в начале 90-х годов в лиге Бремена. - Я до сих пор с ужасом вспоминаю эти тренировки. Иногда, не поверите, ребят с занятий на "Скорой" увозили! Правда, мы тогда стали чемпионами.

НЕМНОГО ГОР…

Во время работы в "Гамбурге" Магат запирал команду на базе и запрещал игрокам все контакты с внешним миром. А потом выгонял футболистов на кросс в три часа ночи.

- Кого он там готовит - футболистов или коммандос?" - вопрошали руководители клуба.

Но больше всего Магат удивил своими лыжными тренировками. Во время зимней паузы в чемпионате он увез "Гамбург" в Альпы, где заставил игроков встать на лыжи и отправиться бежать кросс. Особенно тяжело пришлось ганцу Энтони Йебоа, доселе не видевшему ни лыж, ни палок. Африканец очень скоро упал в сугроб.

- Не поднимайте его, - требовал Магат - Замерзнет, встанет и побежит. Вмиг научится.

…И НУДИСТСКОГО ПЛЯЖА

В "Вольфсбурге" специалист предпочел другую тактику. Отправил команду во время предсезонного сбора не в горы, а на Балтийское море. Местечко Узедом отличалось от остальных километрами замечательных песчаных пляжей, среди которых, в германской части, немало нудистских. Вот на таком пляже и застукали фотокорреспонденты играющих в футбол "вольфсбуржцев" (в трусах и футболках). За ними с интересом наблюдали обнаженные отдыхающие обоего пола.

- Я еще "франкфуртцев" сюда привозил, - рассказывал потом Магат. - Место замечательное - отличный "Балтик-отель", рядом футбольные поля, с одной стороны пляжи, с другой - лес. На песке прыжки с медболами, игры с мячом, в лесу кроссы и велопрогулки. Нудисты? Ну, занесло игроков на этот кусок пляжа, ничего страшного, ни сил, ни времени отвлекаться у них нет…

Газетчики сочувственно отмечали: "Мы наблюдали за тренировками Квеликса. Собственно, обозначить их можно так: "Сначала жестко, потом еще жестче, затем жестко так, что дальше некуда, и тогда уже по-магатовски. Посмотрим, что это даст в сезоне".

ЛЕСТНИЦА ПЫТОК

Но чтобы усложнить жизнь футболистам, не обязательно куда-то выезжать. К штутгартским временам работы Магата относится создание "лестницы пыток", как называли это "приспособление" игроки. В тренировочном лагере тренер обратил внимание на смотровую вышку с винтовой лестницей. Чтобы предмет обстановки не простаивал без дела, он изобрел очередное упражнение - подъем по этой лестнице прыжками на одной ноге. Сначала на правой, затем на левой, затем снова на правой и опять на левой, и еще раз…

Позже такую пирамидку с обвивающими ее ступеньками обустраивали и в "Баварии", и в "Вольфсбурге".

ЧТО ПЛОХОГО В ДОПИНГЕ?

В свое время почти год Феликс проработал в социологическом НИИ (Infas-institut), где была открыта служба по исследованиям в спорте.

- Мне было просто интересно, - вспоминает Магат. - Я хотел взглянуть на спорт и, в частности, на футбол, с научной точки зрения. Я же собирался вернуться в игру, но прежде нужно было кое-что переосмыслить.

И переосмыслил. Одна из работ Магата была посвящена проблеме анаболиков в футболе. Он не считал анаболики злом, а предлагал "разрешить их использование под тщательным наблюдением медицинского персонала".

- В современном футболе очень многое зависит от хорошей и правильной фармакологии, - писал он. - Я не призываю создавать из футболистов мускулистых монстров, которые начнут задыхаться после пятнадцатиминутного пребывания на поле. Но в подготовительный период для лучшей приспособляемости к экстремальным нагрузкам или во время восстановления после травм анаболические препараты вполне применимы. Сейчас скажут, что я призываю легализовать допинг. Нет, конечно. Есть же разумные рамки использования…

ГОВОРИТЕ ТИХО

Но не думайте, тренер не делает из своих футболистов бестолковых атлетов. Железному Феликсу важно, чтобы игроки его понимали и слышали.

- Я в принципе не люблю кричать, - рассказывает Магат. - Но действительно иногда, особенно на обсуждении тактических действий, говорю тише обычного. Это имеет смысл - игрок вынужден прислушиваться и концентрироваться. Услышал ли он сказанное и как понял, сразу видно на поле. Можно сказать, что такой стиль я перенял у своих великих учителей…

А учителями Магата были Зебец и Хаппель. Причем они оба не очень понятно излагали свои мысли. А переспросить, по рассказам Магата, можно было только один раз.

- Если игрок, разглядывая начерченную тренером схему, не "въезжал" дважды и осмеливался это непонимание показать, - вспоминает Феликс, - тренер ставил на нем крест. Был у нас такой случай с одним из неплохих вроде новичков. Зебец отправил его в глубокий запас, а затем и из команды совсем.

ФУТБОЛ ЖИВ МОЗГОМ ИГРОКА

Одной из своих трех любимых книг Магат наряду с "Сегодня - лучший день моей жизни" Артура Лассена и "Радостью достижения" Феликса фон Кубе называет "Учитесь комбинировать" Ганса Мюллера - учебник по тактике шахматной игры.

- Это второе мое увлечение помимо футбола, - отмечает Магат. - В конце концов, футбол - те же шахматы со своей стратегией, тактикой и фигурами. Шахматы - мать всех стратегических игр. Футболист, играющий в шахматы, обязательно расширяет свой кругозор. Футбол ведь жив не только скоростью, выносливостью и техникой, но и не в меньшей степени мозгом игрока.

В бытность игроком компанию Магату за шахматной доской составлял Юрген Милевски - также интереснейшая личность. Юрген давал советы всем игрокам, как минимизировать налоги, как правильно считать доходы и расходы. Он играл во все карточные игры, а также в шахматы.

ОТПУСТИВШИЙ ВОЖЖИ

- Почему раньше у меня возникали конфликты с отдельными игроками? - сказал как-то Магат в интервью немецким журналистам. - Я всегда хотел извлечь из футболиста максимум того, на что он способен. Допускаю, что был чересчур прямолинеен и бескомпромиссен. Сейчас я немного отпустил вожжи.

О чем может идти речь, если нагрузки, которые специалист дает футболистам, с течением времени не становятся меньше? Возможно, Феликс имеет в виду послабление относительно выпивки, к которому он прибегнул после 2001 года. Он только предложил игрокам не оттягиваться пивом сразу после матча, поскольку "организм уставший и ослабленный", и установил два разрешенных вечера для небольшого распития пива - по вторникам и по пятницам…

ФУТБОЛ - ИГРА, А НЕ ШОУ

- Мне нравится английский футбол, в нем больше спорта, чем рекламы, - отмечает Магат. - Баллак в "Челси" на общение со СМИ и прочие общественно-маркетинговые обязанности тратит в пять раз меньше времени, нежели в "Баварии". Там можно работать… Футбол должен быть эстетичным. Но эстетика игры сама по себе ничего не стоит без результата. Футбол - прежде всего игра, а не шоу.

Тем не менее, от необходимости поддерживать рейтинг "шоу" Магат не уклоняется.  Несмотря на свою суровость, Железный Феликс считается большим модником, любит и умеет красиво одеваться. Особую страсть Магат питает к галстукам - их у него около двух сотен, и коллекция регулярно пополняется. Правда, известный анекдот про галстук на день рожденья в отношении Магата не актуален. Феликс празднует свои именины в июле, когда официальных матчей нет.

ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Еще одно кредо Магата по отношению к игрокам: "Настоящий профессионал должен испытывать постоянное давление, иначе он не будет совершенствоваться. К тому же переубеждать иных игроков не имеет смысла. Нужно просто направить энергию футболиста в нужное русло. Пусть он думает, что он не изменил своим взглядам, а, напротив, развил их". За это многие игроки благодарны Магату.

- Мне очень повезло, что я встретил такого тренера, как Магат. После его тренировок уже никакие нагрузки не страшны. Но главное не в этом. Феликс смог зажечь во мне самолюбие, то, без чего нельзя стать сильным игроком", - вспоминает Глеб.

- Он сделал из меня "звезду", - уверен Дзеко.

- Он вернул мне вкус к футболу, - считает Графите.

За то время, что Магат руководил "Баварией", в команде не возникало никаких серьезных скандалов. У тренера хватило терпения в работе и с талантливым, но проблемным Дайслером, и с попадающим в нелепые истории Швайнштайгером.

Но есть вещи, которые Магат терпеть не будет.

- Игроки имеют право на собственное мнение, они не имеют права его высказывать, - считает специалист. - Без единоначалия невозможно добиться ничего.

Поэтому стоило Макаю выразить свое недовольство попаданием в запас, как он был вызван в кабинет к тренеру. Больше Рой в подобных выступлениях замечен не был.

ВЫЖИВШИЕ БУДУТ

К тому, что футболисты и журналисты думают о его методах работы, Магат относится не без иронии. Как-то на пресс-конференции "Баварии" журналисты напомнили ему высказывание Фьортофта о "переживших катастрофу "Титаника" и их отличной физической форме".

- Герр Магат, "Баварию" ведь можно сравнить с "Титаником". Такая же мощная. Будут ли ее игроки в наступающем сезоне в наилучшей физической форме? - спросили Магата.

Феликс засмеялся и, не задумываясь, ответил: "Выжившие - обязательно".

Екатерина БРЕДИНА