19 ноября 2011, 00:08
"СЭ-Воскресенье" посвящает отдельный материал тому, что на футбольном поле отличает одиннадцать человек друг от друга – номеру на спине. Сегодня – технической стороне вопроса, а в следующем выпуске мы расскажем о цифрах, которые вошли в историю.
"Уникальная возможность отличиться вашей команде! Наши клиенты играют только под счастливыми номерами!" Вот такой кричащий баннер совершенно случайно завел автора этих строк на один из сайтов, предоставляющих целый спектр услуг: печать, полиграфия, шелкография и еще куча всяких "графий". "Номера на футболки наносятся по технологии термопресса – как в ведущих клубах мира, - продолжает завлекать сайт. – Состав ткани любой на ваше усмотрение – хлопок, смеси, синтетика". И все в таком духе. Главное дать клиенту понять, что все уникально, суперсовременно и, конечно же, премиум-класса. Впрочем, оставим разговор о приемах маркетинга до лучших времен. Лучше воспользуемся поводом и заглянем в историю развития такой важной футбольной составляющей, как номер на спине игрока. Порой он может сказать даже больше, чем целая биография.
Вообще-то футбол – командная игра, поэтому изначально игроков никак не идентифицировали. Главное, чтобы 11 человек выглядели одинаково, а кто там забивает голы – не так важно. Все началось в 1928 году, когда руководство лондонского "Арсенала" в лице главного тренера Герберта Чепмена решило пронумеровать собственных футболистов. Телевидение, дескать, развивается, а на крохотном черно-белом экранчике зритель не понимает, что к чему. Нововведение прижилось только через пять лет, когда в финале Кубка Англии 1933 года обе команды ("Эвертон" и "Манчестер Юнайтед") вышли с цифрами на спинах.
Сначала номера изготавливали из чего придется и просто пришивали к футболкам. Это мог быть кусок другой материи или обыкновенная кожа. Особо продвинутые наносили цифры прототипом акриловой краски. К 60-м годам система стала упорядоченной – практически все мировые команды использовали обыкновенный войлок.
- В юношеских сборных мы пришивали номера сами, - вспоминает бывший футболист "Спартака", "Динамо" и сборной СССР Александр Бубнов. – Помню, мы порядочно навозились с этим войлоком! Он плотный, пока проткнешь его иглой – все пальцы исколешь. Дело было в конце 60-х. Кстати, и белые буквы "СССР" спереди тоже пришивали сами, и они тоже были сделаны из войлока. Все на одном предприятии выпускалось. Потом материал стал современнее, номера уже приклеивали, а сейчас технология дошла до того, что все на заводе выпускается с номерами и фамилиями, которые никогда в жизни не отклеятся и переживут своих хозяев!
Номера в СССР появились после окончания войны и должны были соответствовать четким стандартам: высота 25 сантиметров, а ширина полоски – 3.
Принципы присвоения номеров игрокам все время были разными, однако в целом соблюдалась тенденция – чем больше цифра, тем ближе к чужим воротам позиция. К началу 70-х годов, когда большинство команд играло по схеме 4-3-3, была принята следующая система: первый номер, понятно, вратарю, центральные защитники – 3 и 4, крайние – 2 и 5, крайние полузащитники – 6 и 8, центральный хавбек, "мозг" команды – 10, крайние нападающие 7 и 11 и центральный форвард – 9.
- Я любил играть под пятым номером, несмотря на свою позицию, - вспоминает Бубнов. – Почему? Да потому, что мой любимый футболист Франц Беккенбауэр носил на спине пятерку. Что касается "святого" десятого номера, то под ним не обязательно играл диспетчер. Часто его себе забирали лучшие игроки команды. То же самое с девяткой и "барабанными палочками" - номером 11. Так что эта система с номерами-позициями весьма условна. К примеру, в 60-е, когда еще царствовала схема 4-2-4, все было по-другому.
Поначалу все было просто – номера присваивались с 1 по 11 для основных игроков и так далее до запасных. Число номеров было ограничено заявкой.
- На чемпионате мира 1986 года нам еще до старта сказали, кто под каким номером будет играть, - рассказывает Бубнов. - Судя по всему, это было связано с тем, что на спине печатали и фамилии. До 86-го никаких фамилий не было. По крайней мере в 82-м в Испании у нас были только номера. А вот в 90-е годы, когда я уже завершил карьеру, стали появляться номера и спереди. Опять же, сделано это было в интересах телевидения. Но мы смеялись – в наше время на груди номера носили только волейболисты или баскетболисты.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ