Юрий Никифоров в интервью "СЭ" рассказал о Цымбаларе, "Спартак", сборной России и начале своей тренерской карьеры.
В субботу в Москве состоялся турнир памяти Ильи Цымбаларя, который ушел из жизни 29 декабря прошлого года. Он собрал в сокольническом манеже "Спартака" много великих ветеранов красно-белых. Из теплой Испании специально почтить память Цымбаларя приехал и бывший защитник сборной России, который специально для "СЭ" вспомнил спартаковские времена, рассказал почему он отказался от выступлений за национальную команду и высказал свое мнение о перспективах бывшего клуба и нашей сборной.
ЦЫМБАЛАРЬ НАВСЕГДА В МОЕМ СЕРДЦЕ
– Мы всей семьей ехали на машине в Мадрид, чтобы на следующий день улететь в Чехию. И вдруг звонок. Я был за рулем и телефон взяла супруга. Смотрю на нее и понимаю: случилось, что-то страшное.
Здесь Никифоров неожиданно замолчал, словно на минуту уйдя воспоминаниями в ту жуткую минуту. И нам показалось, что разом притих даже спартаковский манеж в Сокольниках, своды которого еще мгновение назад сотрясали перестук мячей и голоса сражавшихся на поле разгоряченных игрой футболистов.
– Мы остановились на ближайшей заправке, – чуть хрипловатым голосом продолжил Юрий. – И жена молча проятнула мне пару таблеток валидола. "Илюши больше нет, – тихо сказала Наташа. – Нет его больше". И заплакала. "Как нет? Почему?! Ничего не понимаю". Словно во сне, набираю брата в Одессу – может это какая-то дикая ошибка. "Умер Илюха, – слышу убитый голос Саши. – Мы все в шоке…"
На следующий день позвонил жене Ильи Ирине, поговорил с сыновьями Олегом и Сергеем. Но толком так и не понял, что же на самом деле стряслось в тот кошмарный день. До этого я слышал, что у него были какие-то проблемы с сердцем. Но Илюха всегда был из тех, кто своими бедами никого не грузил. Так и ушел молча…
Попасть не его похороны из Чехии не было ни единого шанса. Позвонил родственникам, все объяснил, извинился. Они меня поняли и знают – главное, что Илюшка навсегда остался в моем сердце. Уверен, когда нам доведется встретиться на небесах он улыбнется и скажет: "Не переживай, Ника. Значит то была судьба". А когда буду в Одессе, сразу же из аэропорта примчусь к нему на могилу.
ДЗОФФ ХОККЕЙНЫМИ КОМАНДАМИ ИГРОКОВ НЕ ПОКУПАЕТ
– Вы же вместе с Цымбаларем приходили в "Спартак"?
– Точно. Еще мечтали вдвоем уехать за границу. Жаль, не сложилось…
– Как вас приняла команда?
– Мы сразу приехали на базу. Помню, Олег Иванович спускался по лестнице, поздоровался. "Обживайтесь, – говорит. – Будьте, как дома". Уже через пару дней улетели на турнир в Германию. В игре с ребятами и познакомились. Вот так пошло-поехало. Тем более, со многими уже довелось поиграть в юношеских сборных. А Витю Онопко знали по донецкому "Шахтеру". В общем, попали в родную команду.
– Цымбаларь – истинно спартаковский игрок?
– Не то слово. Выдумщик, фантазер, хитрец. Что он вытворял левой ногой! Этому научить невозможно – такое от Бога.
– А правда, что когда Илью звали в "Лацио", он поставил Дзоффу условие, что перейдет в римский клуб только с Никифоровым?
– Это скорее из категории баек. На чемпионате Европы в Англии нас с Ильей вызвало руководство "Спартака". Сказали, что нами всерьез интересуется "Перуджа". Посоветывались с Игорем Шалимовым, который сообщил, что команда с перспективой и хорошими деньгами. Потом встретились с италянцами, обговорили зарплаты и другие условия. Мы на вершине от счастья – играть в Италии, да еще вместе – мы же об этом и мечтали!
Лично я был уверен на 99 процентов, что окажемся в "Перудже". И тут к Илье приезжают представители "Лацио", который тогда тренировал Дино Дзофф. Илюшка пошел на встречу, где сказал, что мы с ним уезжаем в "Перуджу". И если есть возможность вдвоем уехать в "Лацио", то он согласен. Тренер ответил: "Я хоккейными командами футболист не покупаю". Такая вот история. А то, что Цыля ездил специально в Рим на переговоры – выдумка журналистов.
Вернулись в Москву и поняли: "Перуджа" и "Спартак" не договорились…
ЗАЧЕМ "АРСЕНАЛ" ЗВАЛ ИЛЬЮ НА ПРОСМОТР?
– В итоге вы уехали в "Спортинг", а Илья остался.
– Да, я отправился в Хихон, а через полгода мне позвонил Алексей Касаткин, работавший на испанском футбольном рынке и сказал, что Цымбаларя хочет купить "Расинг", но до него никак не могут дозвониться. Сразу набрал другу и сказал, что его зовут в Сантандер, который расположен рядом с Хихоном. А Илюшка отвечает, что уезжает в лондонский "Арсенал". Пожелал ему удачи. Но когда он туда прилетел, оказалось, что сразу подписывать контракт с ним никто не собирался, а позвали только на просмотр. Дикость какая-то – зачем, скажите на милость, звать на смотрины человека, который играет в сборной.
– Самый яркий эпизод в вашей совместной футбольной карьере вспомните?
– Пожалуй, гол, который я забил в ворота "Нанта". Илья тогда так здорово навесил, что мне оставалось только голову подставить. Потом шутил – мол, видел твою башку, а в нее промахнуться невозможно (Смеется). С юмором у него все в порядке было. Таких людей я больше не встречал. Как он издевался над защитниками на тренировках! Делал из нас дураков и все это с шутками-прибаутками! Бывало, обыграет тебя, как ребенка, бежишь за ним злой с мыслью – ну все, сейчас я тебе ноги оторву! А он поворачивается и улыбается. И мы оба со смехом падаем на траву. На него просто невозможно было обижаться! Было…
– После завершения карьеры он не жаловался на невостребованность в футболе?
– Никогда. Это не про Илью. Не было такого, чтобы он на что-то жаловался, или что-то просил. Не бы-ло... От него исходил только позитив.
ХОЧУ ТРЕНИРОВАТЬ В РОССИИ
– Тяжело было вырваться из Испании на вечер памяти Ильи?
– Сейчас свободного времени у меня хватает. Позвонил Слава Егорович и сказал, что 8-го февраля состоится турнир памяти Илюшки. И я сразу же взял билет.
– Работа в Испании сейчас есть?
– Нет. Одно время занимался недвижимостью. Сейчас друзья хотят открыть бизнес: помогать русским, которые пытаются обосноваться в Испании. Мне предлагают стать представителем фирмы. А пока поступил на курсы ВШТ в Москве.
– Почему решили учиться в России? В Испании такой возможности нет?
– Хочу получить образование на родном языке.
– В России сейчас в основном тренеры-иностранцы...
– В Испании совсем другие порядки. Скажем, если тренера увольняют, то он до конца года не имеет права работать в Испании. А вот за гранцией – пожалуйста. Таким образом дают возможность проявить себя новым наставникам.
– А вы лично связываете свое тренерское будущее с Россией?
– Да. Если получу лицензию и поступит какое-то предложение, с удовольствием его рассмотрю.
– Не смущает, что из тех, с кем вы играли, только один Валерий Карпин пока вышел на довольно высокий уровень?
– Нет. Понимаю, что сразу стать главным тренером нереально. Потому с удовольствием соглашусь на роль помощника, что даст возможность набраться опыта. Ведь одно дело играть, а другое – руководить командой.
– Кто еще с вами учится на курсах?
– Семак, Булыкин, Кириченко, Коновалов, Адамов, Алдонин. Как видите, известных фамилий хватает.
– Но вы же, наверное, в курсе, что в России постоянно исчезают команды, а тренеров становится все больше.
– Повторю, я не ставлю перед собой задачу сразу возглавить клуб. Нужно осмотреться, вникнуть в новое дело, а потом уже принимать решение.
РОМАНЦЕМ МЕНЯ ПОДДЕРЖАЛ
– А если преложат стать тренером защитников, согласитесь?
– Почему бы нет?
– В "Спартаке" самой проблемной линией является оборона. Вы в хороших отношениях с Карпиным. Если он попросит разобраться в проблеме, откликнитесь?
– Наверное, не буду оригинален, если скажу, что все бывшие игроки "Спартака" хотят работать в этой команде.
– Спросим по-другому. Вы никогда не задумывались, почему "Спартак" нестабильно играет в защите?
– Этот вопрос лучше задать самому Валерию Георгиевичу. Еду к нему на стажировку в Марбелью – там, возможно, и поинтересуюсь.
– Внимательно следите за российским футболом?
– Сейчас уже да. А когда только завершил карьеру, два года вообще не смотрел матчи.
– Почему?
– Не знаю, что-то переклинило. А вот в последнее время меня вновь потянуло. Поэтому и поступил в ВШТ, стал следить за теми командами, в которых работают мои друзья.
– С Романцевым довелось пообщаться в Москве?
– Да.
– И что сказал Олег Иванович?
– Что я сделал правильный выбор. Вообще хорошо, что мне есть к кому обратиться за советом. Тот же Карпин консультировался у Романцева. Ведь в тренерском деле нельзя сразу добиться серьезных успехов.
– Когда наблюдаете за игрой сегодняшнего "Спартака" проводите параллели с командой, за которую выступали вы?
– Нет, считаю, это некорректно. У Карпина свое видение игры. Только конечный результат покажет, правильно ли он все делал или ошибался. Сейчас все у него хорошо – команда в лидерах. Считаю Валеру очень хорошим тренером, у которого все впереди.
– Кому из нынешних игроков "Спартака" симпатизируете?
– Точно не отвечу. Слишком много за последнее время произошло изменений в составе. А раньше очень нравился Алекс – яркий футболист. Жаль, что из-за проблем в семье он вынужден был вернуться в Бразилию. Хорош был Веллитон.
ПОЧЕМУ АДВОКАТУ ПОЛОЖИЛИ СТОЛЬКО ДЕНЕГ?
– А кого выделили бы среди защитников российского чемпионата?
– В России хватает квалифицированных стопперов. В том же ЦСКА есть Игнашевич и Березуцкие, в "Зените" – на фланге убедительно смотрелся Анюков. Подтягивает Капелло к сборной и молодых – например, Козлова из "Кубани".
– А не помешает ли Береузцкому и Игнашевичу на чемпионате мира их возраст?
– Ничего страшного. Это в России считается, что в 30 лет нужно вешать бутсы на гвоздь. А в Европе люди играют спокойно до 35. Вспомните, например, Мальдини.
– В одном из интервью вы сказали, что не понимаете, зачем РФС пригласил Адвоката.
– Считаю, что нужно было во что бы то ни стало оставить в сборной Гуса Хиддинка. Не знаю, почему этого не произошло, может, не хватило денег. Адвокат – прекрасный тренер, он здорово отработал в "Зените". Но дело в другом. На родине он получал около 600 тысяч евро. А у нас ему почему-то положили зарплату чуть ли не в 10 раз больше. Вот и подумайте – стоил ли он таких денег?
– Давайте тогда поговорим о нынешней сборной. Как оцените перспективы команды Капелло в Бразилии?
– Нужно просто верить в наших ребят. Да и Капелло мудрый специалист. Так что выйти из группы нам вполне по силам.
– В 2002-ом году, в Японии, группа также была далеко не самой сложной…
– В том, что произошло, виноваты только игроки. Обязаны были тем составом попадать в плей-офф. Где-то недоработали. В 1994 и 1996 годах в сборной были какие-то подводные течения, трения, недомолвки с РФС. А в Японии нам вообще ничего не мешало...
ПОЧЕМУ ОТКАЗАЛСЯ ОТ СБОРНОЙ
– А почему вы в свое время отказались выступать за сборную?
– По глупости. Я уже играл за границей, когда налоговая полиция вышла на РФС. Оказывается, когда мы получали деньги за выступления в сборной, нужно было расписываться в графе об уплате налогов. Нам тогда давали деньги в конвертах и говорили, что налоги уже вычтены.
А затем, как снег на голову, появляется информация о заведении на меня уголовного дела… Я был в шоке. Приехал в сборную и мы с Тукмановым отправились в налоговую полицию. В итоге я оказался в кабинете один на один с четырьмя следователями.
Мне дали понять: буду отпираться, назад в Испанию не уеду. Рассказал, как все было на самом деле. Тогда мне объявили, что я должен заплатить штраф в 10 тысяч долларов за неуплату налогов. В принципе, это не было большой проблемой. Но стало обидно, что из меня сделали козла отпущения. Мы ведь играли за сборную не из-за денег. Да и премиальные на фоне нынешних, были копеечными. А тут с тебя еще что-то требуют, хотя в РФС говорили, что все проблемы с налогами решены. В общем, переклинило меня. Ну и заявил, что в сборную больше ни ногой.
– Сейчас считаете, что погорячились?
– Да. Совершил огромную ошибку. Футболист никогда в жизни не должен отказываться от своей сборной. Мне, кстати, потом не хватило игр за национальную команду, чтобы уехать в "Рейнджерс", где тогда работал Адвокат, и я оказался в "Валвейке". Такая вот история.