Статьи

19 марта 2018, 12:00

"Семин лишь на следующий день узнал, что победный гол забил я". 20 лет со дня матча "Локо" - АЕК

Игорь НОВИКОВ
Корреспондент
19 марта 1998 года "Локомотив" проводил в Москве ответную игру 1/4 финала Кубка обладателей кубков с греческим АЕК. Команда Юрия Семина героически добыла победу на последних секундах. Такое в еврокубках с нашими клубами случалось редко – и до, и после. "СЭ" вспоминает знаменитый матч.

Кубок обладателей кубков. 1/4 финала. Ответный матч
"Локомотив"АЕК – 2:1 (0:0)

Голы: Харлачев, 55 (1:0). Копицис, 68 – с пенальти (1:1). Чугайнов, 90 (2:1).
"Локомотив" (Москва): Нигматуллин, Соломатин, Харлачев, Арифуллин, Чугайнов, Гуренко, Черевченко, Маминов, Гарас, Лоськов (Джанашия, 27), Косолапов.
АЕК (Афины): Атмадзидис, Махеридис, Касапис, Костеноглу, Маладенис (Кефалас, 89), Николаидис, Копицис, Калидзакис, Гретарссон, Савевски (Себве, 63), Манолас.
Наказание: Манолас, 20 (предупреждение).
Судья: Мерк (Германия).
19 марта 1998 года. Москва. Стадион "Локомотив". 14 000 зрителей (вмещает 30 000). Минус 2 градуса.
Первый матч – 0:0.

ВОСЕМЬ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ЗА ПОБЕДУ НАД "ЛОКО"

"Локомотив" попал в розыгрыш Кубка кубков во второй раз подряд. В 1996-м красно-зеленые оказались там благодаря выигрышу Кубка России-1995/96, но добрались только до 1/8 финала, где уступили португальской "Бенфике" (0:1, 2:3). В 1997-м "Локо" взял национальный Кубок во второй раз подряд, вновь квалифицировавшись в Кубок кубков. В первом раунде московская команда одолела белорусскую "Белшину" (2:1, 3:0), во втором – турецкий "Коджаэлиспор" (2:1, 0:0). В 1/4 финала "Локомотиву" достался АЕК.

Первый матч, прошедший на афинском стадионе "Никос Гумас" в присутствии 30 тысяч зрителей, закончился вничью – 0:0. Ответная игра состоялась в Москве на старом стадионе в Черкизове. На трибунах собралось 14 тысяч болельщиков – не так много, как в Афинах, но для тогдашнего "Локомотива" это была очень солидная аудитория.

– В 1998-м у "Локомотива" еще не было такой армии болельщиков, как сейчас, – вспоминает комментатор матча Виктор Гусев. – В советское время клуб называли пятым колесом в телеге московского футбола. Болели за "Локомотив" только самые настоящие железнодорожники. А вот молодых болельщиков не было. Но со временем они начали появляться – особенно после того, как открылся новый стадион. Но начало было положенно именно тогда – с матча с АЕК. За "Локомотив" в той игре болела вся страна.

19 марта 1998 года. Москва. "Локомотив" - АЕК - 2:1.Андрей СОЛОМАТИН (в центре). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
19 марта 1998 года. Москва. "Локомотив" - АЕК - 2:1. Андрей СОЛОМАТИН (в центре). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

"СУДЕЙСТВО РАЗОЗЛИЛО"

Игрокам афинского клуба пообещали по восемь тысяч долларов каждому, если удастся пройти "Локомотив". В Москву греки приехали с запредельным настроем. И если в первом тайме опасных моментов практически не было, то вторая половина встречи получилась богатой на интересные события. "Локомотив" ринулся в атаку, и вскоре забил Заза Джанашия. После гола грузин совершил фирменный кульбит, но затем недоуменно развел руками – арбитр встречи Маркус Мерк взятие ворот не засчитал. На 54-й минуте москвичи все же открыли счет – отличился Евгений Харлачев. Через 13 минут Мерк вновь принял спорное решение, назначив пенальти в пользу АЕК, который реализовал Харис Копицис. Через некоторое время Харлачев забил снова, но Мерк опять счел, что футболист "Локо" находился во "вне игры".

– Мы попали в непростую ситуацию, – говорит бывший защитник "Локомотива", автор решающего гола в матче с АЕК Игорь Чугайнов. – Счет 1:1 нас не устраивал. Судья отменил два наших гола из-за офсайдов. На мой взгляд, один их них точно был забит правильно. Еще и пенальти в наши ворота поставили: прыгнул человек в штрафной – никакого контакта там, естественно, не было. Это нас очень разозлило, завело – по-хорошему, по-спортивному. И мы побежали атаковать. Потому и победили.

– Помню, что было прохладно. Но не так холодно, как сейчас, конечно, – отмечает Гусев. – Юрий Палыч (Семин. – Прим. "СЭ") был в своей знаменитой шапочке – вся эта история с ней началась либо с этого матча, либо незадолго до него. По ходу самой игры было много несправедливых судейских решений – Мерк назначил пенальти в ворота "Локомотива" и не засчитал два мяча. Насколько я помню, там пассивный офсайд приняли за активный. Судьи реагировали на тех футболистов, кто находился в пассивном офсайде, а забивали те, кто был в нормальной позиции. Очень странно сработала немецкая бригада. Это подогрело настрой, конечно.

– Не то, чтобы судья "мочил" "Локомотив", – уточняет Чугайнов. – Я бы такие формулировки не употреблял. Все-таки работала судейская бригада, а не он один. Главный арбитр лишь реагировал на знаки ассистентов, которые и поднимали флажки в знак офсайда, из-за чего наши голы и не засчитывались.

19 марта 1998 года. Москва. "Локомотив" - АЕК - 2:1.Сергей ГУРЕНКО (справа). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
19 марта 1998 года. Москва. "Локомотив" - АЕК - 2:1. Сергей ГУРЕНКО (справа). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ЧУДО В ЧЕРКИЗОВЕ

Железнодорожникам нужно было спасать игру. Концовку хозяева провели у чужой штрафной почти в полном составе. Прибегал даже голкипер Руслан Нигматуллин. В результате "Локомотив" чуть не пропустил на последних минутах. Спас Сергей Гуренко, не давший футболисту АЕК поразить фактически пустые ворота.

– Греки убежали в контратаку, потому что мы все были в нападении, – рассказывает Чугайнов. – Это тоже показатель того, как команда была настроена на победу. Гуренко мало того, что побежал спасать – Сергей успел выбить мяч из пустых ворот и сохранить его для нашей команды, так что мы даже начали, по сути, голевую атаку. Не зря говорят: "Кто не рискует, тот не пьет шампанское". В нашем случае риск себя оправдал. Хотя, если бы они забили нам, то все бы закончилось. Но ведь они не смогли! А мы – забили!

"Локомотив" добыл победу в заключительной атаке: Чугайнов головой замкнул передачу Харлачева. "СЭ" на следующий день вышел с заголовком "Команда Семина совершает чудо: обыгрывает двух соперников – греков и немецких судей".

Радости футболистов после гола Чугайнова не было предела. И комментатора Гусева тоже. Показывать эмоции во время трансляций тогда было не принято. Гусев же не сдержался. "Локомотив" забивает второй мяч, когда идет вторая минута добавленного времени! И выигрывает матч, и выходит в полуфинал Кубка кубков! – кричал он в прямом эфире. – Я не боюсь этого предсказания, грекам уже ничего не светит! Молодцы, футболисты "Локомотива"! Они использовали последний шанс! Для себя, для болельщиков, для России!".

– Тот матч был показательным в моей комментаторской карьере, – говорит Гусев. – Я еще раз убедился в том, что с каким бы счетом команда не проигрывала, не нужно до конца игры анализировать причины поражения и говорить о том, как все плохо. Нужно болеть вместе со зрителями, вести матч до конца. И даже в самой гиблой ситуации, и даже когда команда плохо играет (а "Локомотив" играл хорошо), все равно нужно верить до последней секунды. А в конце матча с АЕК я, конечно, орал – даже сорвал голос!

 

– В голевой атаке все сработали идеально, – вспоминает Чугайнов. – Гуренко подал с фланга, Маминов в штрафной выиграл верховую борьбу у достаточно высоких греков и сыграл на Женьку Харлачева. Тот тоже быстро все очень сделал – опустил мяч от груди вниз и где увидел наши майки, туда и стрельнул. А там я и Заза Джанашия. Но так получилось, что я первый добрался до мяча.

Радость была запредельная! Не знаю, откуда вся команда прибежала! Мы ведь праздновали вдалеке от лавки – откуда там взялся Владимир Петрович Коротков (помощник президента клуба. – Прим. "СЭ") и остальные? Эмоции переполняли – и не только нас, но и тех, кто пришел на стадион. Столько болельщиков были счастливы за нас – такое количество мы ни разу не видели на своей арене. Это сейчас торсида фанатская у "Локомотива", а тогда нас так не поддерживали. Зато на игру с АЕК пришли болельщики других клубов и болели за нас. В эмоциональном плане этот матч особняком стоит. Всю ночь не мог заснуть – не отпускали эмоции: мы же вышли в полуфинал!

А самая главная история случилась после матча – Юрий Палыч только на следующий день понял, что это я забил победный гол. Он ко мне подошел и спрашивает: "Это ты что ли забил вчера?" Я говорю: "А вы что – не видели?" Может, Семин думал, что это был Харлачев – от лавки далеко до ворот было.

К сожалению, до финала Кубка кубков "Локо" добраться было не суждено. В полуфинале команда Семина попала на немецкий "Штутгарт", потерпев два поражения с минимальной разницей – 1:2, 0:1. Но, в любом случае, выступление "Локомотива" в том розыгрыше можно считать успешным. В следующем сезоне железнодорожники вновь добрались до полуфинала Кубка кубков, где не смогли пройти итальянский "Лацио" лишь из-за гола, пропущенного на своем поле (1:1, 0:0). А больше данный турнир, ведущий историю с 1960 года, не проводился.