Евгений ЗЫРЯНКИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ
В среду красно-белые приступят к тренировкам полностью доукомплектованными: все кадровые задачи они решили, заполучив молодого талантливого вратаря (Селихова), столь же перспективного защитника (Джикию), мастера фланговых атак и бомбардира на острие. Массимо Каррере для зимней пахоты созданы почти идеальные условия, с чем он и сам наверняка согласится.
Клуб сработал на "отлично": пока футболисты и тренеры отдыхали, менеджмент деятельно трудился, ничего не откладывая "на потом", и успел до начала сборов исполнить все намеченные планы. Можно без всякой натяжки утверждать, что прямо на глазах "Спартак" превращается в солидный, подлинный футбольный клуб, где все – профессионалы, связанные общей целью и идеей. За таким крайне интересно наблюдать. Пусть чемпионом он пока еще не стал, но почтения уже вполне заслуживает.
ШТЫК-МОЛОДЕЦ
Доводилось читать и слышать скептические замечания по поводу новичков красно-белых – зачем, мол, лидеру чемпионата футболисты из скромного "Амкара", хавбек-ветеран и форвард, который нечасто выходит на поле в Италии? Друзья, пора уже прекращать оголтелую демонстрацию российской футбольной дремучести. В том, что способности Луиза Адриану вам неведомы, ни "Спартак", ни Каррера, ни сам бразилец не виноваты. Как не виноваты и в том, что главный тренер "Милана" Винченцо Монтелла делает ставку на других нападающих, будучи в своем праве и опираясь на собственные игровые воззрения.
Оценивать Луиза Адриану нужно не по этой ситуации, а по факту хотя бы самого по себе его приглашения в "Милан", который в тот момент коренным образом перестраивался и помимо бразильца зафрахтовал и колумбийца Бакку, поставив их, таким образом, на один уровень. Красно-черные внимательно следили за игрой Адриану в "Шахтере", где Мирча Луческу выточил из него идеальный голевой наконечник, этакий штык-молодец, всегда возникавший в нужной точке перед воротами и с тычка, с толчка, а порой и при помощи ловкого финта вгонявший в сетку мяч за мячом. Вершины в этом искусстве Луиз достиг пару лет назад, когда УЕФА признал его, ни много, ни мало, лучшим футболистом групповой стадии Лиги чемпионов. В первую очередь, конечно, за восемь голов в ворота БАТЭ – но поди-ка забей эти восемь!
В "Милане" у него не срослось, скорее всего, по той причине, что команда там складывалась новая, была – да и остается – еще очень сырой, и если тот же Бакка в этой обстановке легко освоился, то Адриану за долгие "горняцкие" годы привык к сыгранности, к отлаженному взаимопониманию, и "с листа" проявить себя не смог. В "Спартаке" же он вновь будет вписан в четкую модель, которая предусматривает его использование строго на линии огня, вплотную с "последним защитником", как он умеет, а не где-то сбоку и на подступах к воротам. Это наверняка поможет бразильцу вернуться на былой уровень. И еще один плюс: ему, восемь лет прожившему в Донецке, совершенно не нужна адаптация.
ВНИМАНИЕ, ПРОМЕС!
Последнее, что нужно делать по поводу Самедова, – изучать его паспортные данные. Этот футболист с возрастом становится только лучше, игра его год от года умнеет, а физические данные не ухудшаются. Другое дело, что в "Локомотиве" хавбек начал закисать, и единственной отдушиной для него осталась сборная, где прошедшей осенью Александр смотрелся едва ли не единственным классным исполнителем и не заслужил ни одной претензии. Возвращение в родной клуб для него – истинное карьерное счастье, за которое Самедов, нет ни малейшего сомнения, будет сражаться как зверь. Ведь в "Спартаке" он – наконец-то! – получает реальный шанс стать чемпионом страны. Шанс, которого тремя годами ранее в "Локо" его, безусловного лидера и вожака той команды Леонида Кучука, бессовестно лишили Диарра и Буссуфа. Уже за одну только эту чемпионскую страсть и нереализованность его надо было брать в "Спартак". Вот и взяли.
С Луизом Адриану, между прочим, Самедов может составить прекрасную связку: бразилец прекрасно играет головой, а россиянин умеет с ювелирной точностью подавать. Впрочем, любой спартаковский форвард способен плодотворно взаимодействовать с Самедовым – для того его, очевидно, и звали, и довели это дело до конца, не отступаясь перед барьерами, которые ставил "Локомотив".
Благодаря новичкам, включая и амкаровцев, резко увеличивается так называемая глубина состава, и у Карреры появляется возможность варьировать его от игры к игре и даже по ходу. Нельзя забывать, что Зе Луиш подвержен травмам, а Промес в нынешнем сезоне нестабилен, и их приходится подменять. Так появление Самедова должно в какой-то степени подстегнуть голландца к скорейшему возвращению лучших кондиций.
Тем же, кто считает, что середняки – не поставщики лидерам, поскольку не воспитывают психологию победителей, можно ответить сотнями примеров. Первые, пришедшие на ум, – Игорь Беланов, Виктор Пасулько и Илья Цымбаларь из одесского "Черноморца". А если брать конкретно Пермь, Константин Зырянов. На этом тему можно считать исчерпанной.
НЕОПЫТНОСТЬ КАРРЕРЫ – СТЕРЕОТИП
Опасность, которую таит неопытность Карреры как главного тренера, – и прежде всего отсутствие в его багаже навыков зимней подготовки российской команды - тоже выглядит кочующим стереотипом, ярлыком мнимой проблемы, к итальянцу не присовокупимым. Одно дело, когда таких знаний не было у Сергея Силкина или Станислава Черчесова в "Динамо": первый ранее никого всерьез не тренировал, второй ни у кого не мог научиться, поскольку в союзе с авторитетами не работал. Отличие Карреры – в его богатейшей футбольной карьере, которая с лихвой компенсирует дефицит тренерских практик.
Человек, отыгравший более 300 матчей защитником в серии А, по умолчанию знает в футболе все – тем более, половина из этих трех сотен проведена в "Ювентусе". А пять сезонов в содружестве с Конте – три в том же "Юве", добравшемся в итоге до финала Лиги чемпионов, и два – в сборной Италии, которая доставила всем истинное удовольствие на Euro-2016, сполна характеризуют Карреру как глубокого и сильного специалиста. Пусть пока в определенном смысле новичка. Нельзя не учесть, что он совершенно не подпадает под расхожее деление на главных тренеров и "вечных помощников": будь иначе, он последовал бы за Конте в "Челси" и сейчас бы в ус не дул, сидя за спиной с планшетом и деля наслаждение от лидерства в чемпионате Англии. Но он решил пойти другим путем и ринулся в неведомые российские дебри. Официально и внешне – помогать Аленичеву. Но все ж понимают, что в перспективе Каррера должен был рано или поздно стать главным, и сам он вряд ли не мечтал о том. В конце концов, даже если не мечтал, то первые три месяца самостоятельной работы показали, что он к ней был готов, а знаний и умений ему сполна хватило, чтоб за предельно короткий срок перелицевать "Спартак" из нестабильного претендента на медали в явного лидера, на которого иногда даже можно уже равняться.
Не видно ни малейшего повода сомневаться в том, что и зиму он отработает успешно, за ней и весну. Причем, не исключено, не только нынешнюю.