Премьер-лига (РПЛ). Новости

17 ноября 2008, 14:30

Чернобыль в Питере

     Обозреватель "СЭ Интернет" Игорь ЛАРИН - о новой "культуре" боления, продемонстрированной в прошедшие выходные в футбольном Санкт-Петербурге и хоккейном Челябинске

     Не собираюсь произносить те обидные слова, которые в субботу скандировали болельщики хоккейного "Трактора" в ходе матча с рижским "Динамо". Не собираюсь рекламировать мерзкий плакат, вчера вывешенный на гостевом матче другого "Динамо" - футбольного  - в Санкт-Петербурге и замусоривший "СЭ-БЛОГИ". Собираюсь рассказать о другом - о настоящем болельщике.

     Нам, мальчишкам восьмидесятых, повезло. Мы в отличие от поколения нынешнего не выпадали из исторического процесса, ощущали себя продолжателями футбольных дел своих отцов и дедов. Мы только начинали знакомиться с западным явлением под названием "фанатизм", проявления которого - будь-то флаги на трибунах или громкое скандирование - считались вызовом общественному мнению и наказывались как минимум посещением милицейского "воронка". Мы, "фанаты", были самой радикальной оппозицией, которую на стадионе отлично уравновешивал средний класс болельщиков - взрослые мужики, их жены и дети.

     Десять процентов фанатиков и девяносто процентов обычных болельщиков -  такой была футбольно-хоккейная аудитория восьмидесятых. И она точно отражала картину нашего общества, соответствовала его настроениям, повышала статус спортивного процесса, придавала ему народный характер.

     И вот пришли - и прошли - девяностые. И выпал средний класс. И сгинули в историю невинные речевки "про мяч, летящий в табло от ноги Сергея Шавло", "про Дасаева, короля воздуха как Москвы, так и Гималаев, лучшего, чем Круифф, даже в пределах замка Иф" и многие другие. И спорт перестал восприниматься как явление народной жизни.

     Давайте будем честными перед собой. Наш футбол (хоккей, к счастью, в меньшей степени) в последнее время стал зрелищем для выпавших из времени, брошенных на семь ветров истории подростков-неучей. И устремились в Лужники и на "Петровский" раскачивающиеся электрички с обезьяноподобными существами, висящими на поручнях. И эти существа, вскарабкавшись на арену, по какому-то сюрреалистическому недоразумению начинают "забукивать" темнокожих игроков, а не себя. И самый радикальный для 80-х плакат про "Бабарико и национальный вопрос" (был такой хоккейный вратарь в "Динамо") заменяет гадкий, антинародный баннер-2008 про лучшего вратаря футбольного "Динамо" и нашей сборной всех времен...

     Уверен, если бы сегодня на трибунах существовал тот средний класс, который мы, мальчишки восьмидесятых, уважали и которого, что уж скрывать, побаивались, все эти "иваны, не помнящие родства" были бы жестко наказаны уже в момент разворачивания своего "произведения". Но, увы, этот класс на наших стадионах - как, кстати, и в нашей жизни - сокращен едва ли не до нуля. Вот и воцарилась на трибунах атмосфера духовного Чернобыля...

     Истории в Челябинске и особенно в Питере, уверен, бросают вызов нынешним хозяевам спортивной жизни. Они в последние годы не только привыкли заигрывать с нашими радикалами, но и в ряде случаев помогают им, делают на них ставку. Насколько логичен и перспективен этот курс? Принесет ли он дивиденды - как имиджевые, так и финансовые? Спасет ли он зрелище под названием футбол от вырождения?

     Мне кажется, последние события не говорят - кричат! - нам о том, что пришло время собирать камни и возрождать средний болельщицкий класс. Наш спорт - особенно в долгосрочном плане - ничего не потеряет от того, если несколько тысяч подростков, которым еще учиться и учиться, сядут не на трибуну, а за парту. И наш спорт много приобретет, если их место займет нормальная, консервативная аудитория - папы, мамы (помните московскую акцию "Возьми маму на футбол"?) и дети.

     Уверен, что только в этом наше болельщицкое возрождение!