Премьер-лига (РПЛ). Новости

21 апреля 2009, 09:50

Роман Шаронов: "Мы не обольщаемся"

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент

     После 5-го тура чемпион страны единолично возглавил турнирную таблицу. На следующий день после победы над "Динамо" интервью корреспонденту "СЭ" Андрею Анфиногентову дал старожил казанского клуба - этот сезон для него в "Рубине" уже восьмой.

     В понедельник у игроков "Рубина" был выходной - тренировались только те, кто не принимал участия в воскресном споре с "Динамо". Однако Шаронов, отыгравший в этом матче все 94 минуты, отведенные главным арбитром, назначил встречу на дневное время и на тренировочной базе клуба, куда приехал ради восстановительных процедур.

НЕ ЗРЯ БЕРДЫЕВ ЕЗДИЛ В ЛОНДОН

     - Если бы голове Романа Шаронова, которому в этом году исполнится 33, придать ноги того футболиста, которого пять лет назад стабильно вызывали в сборную, смог бы он провести в ее составе больше чем семь официальных игр?

     - Сколько матчей провел бы в сборной, неизвестно, но определенно могу сказать, что о футболе я тогда многого не знал. Не знал, как правильно готовиться к играм, как восстанавливаться. На тридцать третьем году жизни знакомлюсь с новыми упражнениями и многому удивляюсь. Мне кажется, у нас тогда не было контакта с Европой, многое нам не было известно, а какая-то профессиональная информация, если и поступала, не была систематизирована. Не зря же Бердыев сам несколько раз ездил в Лондон, в "Арсенал" - смотрел, как там все устроено, учился.

     - Со стороны кажется, что и в 32 года футболист Шаронов прогрессирует. А какие ощущения у вас?

     - Так и есть. Я о футболе сегодня узнаю много нового и прибавляю. Раньше этого не было: к футболу относился непрофессионально. Формально профессиональным игроком я был, но по отношению к делу - только процентов на 50, наверное.

     - Есть ли у этих перемен конкретная причина?

     - Желание играть. Я в прошлом году попал в "Рубин" из первой лиги и сразу стал чемпионом страны. Поэтому, наверное, теперь еще сильнее хочется продлить жизнь на поле. Когда читаю, как люди говорят: "Я убил в себе футболиста", - сразу о себе думаю. Я футболиста в себе убивать буду с большим трудом. Футбол - это не только деньги, но и эмоции, жизнь команды - тренировки, сборы... Мне этого будет очень сильно не хватать.

     - По паспорту вам 32 года. А на сколько сами себя чувствуете?

     - Даже не на тридцать лет - помоложе.

     - В "Рубине" самая жесткая конкуренция - среди центральных защитников: на два места шесть кандидатов. Как в этой ситуации сохранить нормальные человеческие отношения, дружбу?

     - Дружбы с теми, кто конкурирует со мной за место в составе, у меня нет. Да и не было никогда. А вот отношения с коллегами нормальные, как принято говорить, рабочие. Думаю, это результат работы наших тренеров.

     - Травм в этой ситуации, наверное, особенно боитесь - можно ведь потерять место в основном составе?

     - Я лично этого не боюсь, и ноги убирать никогда не буду. Таков уж футбол - в нем можно оказаться вне игры по состоянию здоровья. Да и нельзя думать о том, что можешь травмироваться: иначе это обязательно случится.

КЛАСС - ЭТО СТАБИЛЬНОСТЬ

     - Со стороны нынешний "Рубин" выглядит очень мощно. А как ваше лидерство видится изнутри команды?

     - Чтобы понять это, нужно почувствовать атмосферу наших тренировок. У нас нет людей, которые не отдавались бы делу целиком. Пусть кто-то в состав сегодня не проходит и настроение у него не лучшее, но по работе этого не скажешь.

     - Можно ли сказать, что в прошлом году "Рубин" в лидеры вышел из-за того, что так сложилось, а в этом - потому, что вы этого хотели?

     - Да. В прошлом году у нас так получилось, а теперь мы к этому стремимся. Но футбол такая штука - нельзя быть уверенным в том, что завтра ничего не изменится. Лидерство приятно, но мы на этот счет не обольщаемся.

     - От "Рубина" сейчас исходит ощущение силы. А вы сами ее чувствуете?

     - Рано так говорить - "сильный", "слабый". Пять туров всего прошло.

     - И все-таки в чем она, сила "Рубина"?

     - В главном тренере и нынешнем коллективе. В Казани сегодня настоящая команда, а не набор хороших или очень хороших футболистов.

     - Играет команда явно лучше, чем в прошлом году, а 4 очков уже недобрала. В том числе двух домашних.

     - Нельзя так говорить: недобрали, перебрали - футбол этого не любит. Все определяет счет на табло. Если он в твою пользу, ты играл правильно.

     - Шесть лет назад, когда "Рубин" дебютировал в премьер-лиге, вы всей командой ходили в рестораны, общались, легионеров в клубе специально опекали, делая все возможное для их скорейшей адаптации. Нынешнему "Рубину" это не нужно?

     - Не знаю, но встречаемся и вместе ужинаем мы по-прежнему регулярно. В этом году, правда, пока это получилось только один раз. Приходят все - с женами, детьми. У нас в команде много детей в возрасте трех-четырех лет, им друг с другом интересно. Хотя нельзя сказать, что мы специально собираемся, выпиваем и ведем задушевные разговоры, чтобы стать единым целым. Главное - чтобы мы были едины на поле.

     - А как появилась эта традиция?

     - Это была общая идея Рустема Сайманова (бывшего спортивного директора "Рубина". - Прим. "СЭ") и игроков. Рустем вообще многое сделал для создания единого коллектива. Семак, Ребров, Милошевич тут тоже многое определяли. Саво многое в прошлом году для нашего успеха сделал, хотя играл мало. Меня весной поразило, как он сказал: мол, играю давно, а вот чемпионом один раз только был, и до сих пор хочется повторить тот успех... Я тогда думал, что титул - это нереально. А оказалось - реально.

     - А вообще - что такое класс футбольного коллектива, как думаете?

     - Стабильность. Это главное.

"ВЫШЛИ!"

     - Со стороны кажется, что сегодня игра "Рубина" уже не зависит от какого-то одного футболиста: решить исход матча может любой. Так ли это?

     - Было бы очень тяжело, если бы вся игра команды держалась на одном человеке. Другое дело, что в каждой из линии у нас есть лидеры. В атаке - Семак, Бухаров, Домингес. В обороне, в воротах - Рыжиков.

     - Ваш напарник в этом сезоне - испанец Сесар Навас, с которым вы отвечаете за важнейший участок обороны - центральную зону. Как вы с ним общаетесь на поле?

     - Легко общаемся. Даже сами приятно удивлены. Сесар сразу подкупил тем, что очень хотел играть, быть полезным команде. Он уже в первом матче за "Рубин", на сборе в Испании, освоил одно русское слово: "Вышли!" Сегодня этих слов он знает достаточно, чтобы в игре не теряться, услышав русскую речь. Иногда я помогу - крикну за него, если ситуация требует...

     - Ваши голы - следствие импровизации или наигранных комбинаций?

     - У нас есть определенные вещи, которые мы наиграли, и я там не посторонний человек. Какие - не скажу. А гол "Динамо" - как раз импровизация. Помог промах Габулова, откровенно говоря.

     - Почему на угловые и штрафные к воротам соперника обычно ходите вы, а не Навас или, скажем, Квирквелия?

     - Потому что у Давида есть другое сильное качество - хорошая передача. А Сесар вперед ходит, зря вы. Просто голов пока не забивал, но все впереди.

СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ МАРУСЯ

     - Когда вы поняли, что ваша судьба - "Рубин"?

     - Когда уходил из команды. Менять клуб не хотел, но пришлось. Наверное, это к лучшему. Останься я тогда, было бы хуже. Не "Рубину" - мне. А так посмотрел со стороны и на себя, и на "Рубин", и на футбол. За три года, что играл не в Казани, в голове многое изменилось в лучшую сторону.

     - Задумывались над тем, что такое судьба?

     - Нет, никогда. Просто понял, что в футболе очень важно меняться, а возраст тут ни при чем.

     - А когда сами изменились?

     - В "Шиннике". Юран помог - он очень требовательный тренер, хотя и молодой. Ему самому еще многому предстоит научиться, но команде, игрокам он что-то давал, помогая расти, развиваться. У меня ведь в "Тереке" не получилось, и я поехал в Ярославль, где перед командой поставили задачу. Да, это первая лига, но я там изменился. Иначе бы, наверное, Бердыев меня в "Рубин" не вернул.

     - Жена и дочка в вашей жизни появились в Казани. Вы чувствуете себя в этом городе своим?

     - Да. Для меня здесь хорошая аура.

     - Вы бы смогли остаться здесь жить, завершив карьеру футболиста (Шаронов москвич. - Прим. "СЭ")?

     - Не знаю... Пока я играю в "Рубине", мне в Казани хорошо. Близкие мне люди родились в этом городе.

     - Жена и дочь на футбол приходят?

     - Да, на второй тайм. Дочка, Маруся, любит на базу приезжать - бульон там с папой кушает и уже понимает, что к чему: что такое карантин, как называются команды премьер-лиги, что такое подготовка к игре, а что - восстановление... Очень сообразительный человечек.

     - "Рубин", на мой взгляд, играет в интеллектуальный футбол. А вы успеваете развивать свой интеллект, занимаясь самообразованием или хотя бы читая книжки?

     - У книжек есть сегодня серьезный конкурент - интернет. Иногда он затягивает, откровенно говоря. Книжки у меня лично получается читать только на сборах. Пробовал увлечь себя этим перед игрой - ничего ровным счетом не выходит. Хотя есть у нас в команде люди, которые, наоборот, в день игры изучают самую серьезную литературу. Самообразованию мешает моя голова: вроде знает, например, что нужно бы выучить английский, но пока находит причины этого не делать. По правде говоря, я просто не готов заниматься этим серьезно.

     - Вы чувствуете, что этот "Рубин" - самый сильный за то время, что мы его знаем?

     - Подойдите ко мне с этим вопросом после завершения сезона. А пять туров - не тот отрезок, чтобы делать такие глобальные выводы. Вот прошлогодний "Рубин" - да, он реально был самой сильной командой из тех, в которых я играл.

     - Можете назвать хотя бы одну черту нынешней команды, которая вас безусловно радует?

     - Профессионализм. И еще сплоченность, для подкрепления которой не нужны никакие особые слова. Она просто есть - и это здорово.