22 марта 2018, 15:30
ПОМОЩЬ "НАШИМ РЕБЯТАМ"
Первыми был Андерсон, Реджиналду Рибейру (Нене) и Жуниор, пришедшие в 1997 году. Андерсон в первенстве второго дивизиона забил 15 мячей в 30 матчах. Команда вышла в первую лигу в том числе благодаря ему. В 1998-м из Бразилии подъехали еще девять игроков, конкуренция возросла, и Андерсон присел на лавку, а Нене и Жуниор и вовсе покинули клуб. Причем тогда в первом дивизионе действовал лимит – не больше пяти легионеров на поле. Это, однако, Тулу не спугнуло.
Виктор Соколовский объясняет удивительное количество бразильцев так:
1. "Передача опыта нашим ребятам – хотелось, чтобы они посмотрели на кудесников мяча".
2. Возможностью перепродажи – то есть получением финансовой выгоды.
По словам многолетнего пресс-атташе "Арсенала" Евгения Овсянникова, первые бразильцы, пришедшие в "Арсенал" – тот же Андерсон – "не те люди, которых нужно было сильно заманивать". "А вот более серьезных – Андрадину, Даниэла, Карлоса – привлекали зарплатами", – говорит он.
ДРУГ РОБЕРТО КАРЛОСА
За футболистами зимой 1998 года в Бразилию лично поехал главный тренер команды Евгений Кучеревский, в 1988-м с "Днепром" выигравший чемпионат СССР. "Он там где-то три недели поработал с агентами, в итоге мы взяли нескольких человек – понятно, что не всех сразу", – уточняет Соколовский.
Одним из первых, кого после командировки Кучеревского подписал "Арсенал", стал центральный защитник Тоньяу, поигравший в "Палмейрасе" с Ривалдо и Роберто Карлосом. Он даже ездил в Москву на знаменитый матч "Спартак" – "Реал" – специально, чтобы повидаться с другом Роберто. Бюджет "Арсенала" в 1998-м был самым большим в первом дивизионе. В СМИ фигурировали сведения, согласно которым Тоньяу получал в тульском клубе 20 тысяч долларов в месяц – по тем временам это очень много. Однако Соколовский утверждает, что больше семи тысяч из футболистов никому не платили: "Зарплаты тогда были пять, шесть, семь тысяч долларов. Запредельных сумм не было. Как не было и деления на бразилец – не бразилец. В то время капитаном команды был Валера Климов. И зарплата у него была такая же, как у Андрадины. Зарплат выше семи тысяч долларов не было. По сегодняшним меркам это смешно".
На самый дорогостоящий трансфер "Арсенал" потратил около 200 тысяч долларов. Правда, за кого именно столько заплатили, Соколовский уже не помнит.
У бразильских игроков в контрактах было прописано, что им положены автомобиль, квартира и даже горничная, сообщил Овсянников. "Квартиры выдавались в самой обычной девятиэтажке недалеко от стадиона, – рассказывает пресс-атташе "Арсенала". – Бразильцы увидели наш не очень красиво обустроенный быт. Но мирились с этим. А одно время и вовсе жили в спартанских условиях на старой базе, в бывшем пионерлагере – позднее уже новую построили".
"Первое время они просто на фоне снежных сугробов фотографировались, потому что все было в диковинку, – вспоминает Овсянников. – И кухня была для них непривычна. Они покупали здесь бобовые, фасоль – то, что для них традиционно. А вот наши соленые огурцы, помидоры не ели. Так что было много сложностей. И чисто бытовых, и акклиматизация им была необходима, и, конечно, языковой барьер. Но язык учили – у кого-то даже получалось шутить на русском. Нене – один из первых тульских бразильцев – довольно быстро освоил язык. Играл он, правда, мало, но по-русски изъяснялся лучше всех".
АНДРАДИНА УДАРАМИ РВАЛ СЕТКИ
Сезон-1998 команда завершила на пятом месте. Прекрасно играл нападающий Андрадина, забивший 27 мячей и ставший лучшим снайпером первой лиги. "Бразильцев любили – голы Андрадины даже объявляли на португальском языке, ему это нравилось, – рассказывает Овсянников. – Он говорил, что чувствует себя как дома. Его и других бразильцев было, за что любить – играли ярко, технично".
"А удар с левой у Андрадины был просто фантастический, – продолжает он. – Кучеревский, помню, говорил: "Андрадина с левой бьет так, что сетки рвутся". Удары с пенальти у бразильца были просто неберущимися – все точно в "девятку". Он, а также полузащитник Даниэл тогда могли бы усилить любую команду в России".
Сейчас главный герой "Арсенала" – арендованный у "Зенита" нападающий Артем Дзюба, в трех матчах за команду забивший три гола. По мнению Соколовского, он и Андрадина – совсем разные игроки. "Андрадина забивал дальними ударами – со штрафных, с 25-30 метров. Он вингер. Дзюба же – таранный центрфорвард. Продавить, сбросить – это его", – считает почетный президент "Арсенала".
В августе 1998 года случился дефолт, сильно ударивший по всему российскому футболу, а по "Арсеналу" в частности, ведь контракты с бразильцами были подписаны в долларах. Тем не менее легионеры сезон доиграли. Зимой большинство бразильцев "Арсенал" покинули, зато пришел еще один – Самарони из "Спартака". К красно-белым же отправился Пениче (также известный как Пейшинью) – в составе чемпиона он, правда, провел только два матча, после чего вернулся на родину. После сезона-1999, в котором тульская команда стала девятой в чемпионате, бразильский сериал закончился – в команде остался лишь обрусевший Самарони, в общей сложности поигравший за семь наших клубов. Многие уехали домой, а Андрадина отправился в Японию. Карьеру он завершил в Польше в 2013 году – там играл за "Погонь" и "Корону".
Сейчас "Арсенал" думает над тем, чтобы пригласить Андрадину на один из матчей команды. "Но в это время года звать его в Тулу не хотелось бы, так как ему будет некомфортно. Может быть, удастся сделать, когда будет теплее. Связь с ним есть, он Тулу вспоминает с благодарностью, – рассказывает пресс-атташе. – Мы стараемся следить за нашими бразильцами. Но следы того же Даниэла затерялись. Не могу сказать, чем он занимается. Говорили даже, что он чуть ли не грузчиком где-то подрабатывает".