12 сентября 2009, 08:44
На роль эксперта, способного оценить ситуацию в споре аутсайдеров премьер-лиги, "СЭ" пригласил специалиста, в 90-е годы пять раз принимавшего участие в подобной борьбе.
- "Химки" еще могут рассчитывать на что-то всерьез, а не теоретически?
- Двадцать очков в десяти играх - чемпионский график. По силам он "Химкам"?
- Почему именно 20 очков?
- Богатый личный опыт подсказывает. К финишу, чтобы уцелеть, нужно прийти с багажом в 30 очков.
- С "Химками" ясно. А кто ваш фаворит в споре Перми, Краснодара и Нальчика?
- "Спартак".
- Почему?
- В Нальчике есть Красножан. Главный тренер дееспособен, не задерган руководством клуба и давно работает с игроками, которых сам собирал. Это важный козырь. Во-вторых, в Нальчике есть коллектив, команда. Она в двух последних играх набрала шесть очков. Это серьезно. Такие ситуации людей, борющихся за выживание, окрыляют. Я, признаюсь, после первого круга в Нальчик уже не верил. Выходит, ошибался.
- Почему же не верили?
- У команды Красножана было всего 11 очков. Мало. Но "Амкар" проиграл четыре раза подряд. Буксует "Кубань". Вот "Спартак" и подтянулся. В Перми вообще был стык за шесть очков, сверхважный матч. Проиграй Нальчик - многое было бы решено.
- После этого поражения "Амкар" простился с Димитаром Димитровым, возглавлявшим команду с декабря. Своевременное решение?
- Раз вернули Рахимова, да. Дело же не в одном поражении, так? За это не увольняют. Может, внутри команды не все прекрасно? А Рахимову не нужно вникать заново во взаимоотношения людей в Перми - он там не чужой.
- Новый тренер для команды - всегда встряска, и хорошая.
- Это работает два тура, ну три. Потом эффект исчезает. У меня в "Алании" показательная история с Кутарбой была. Мы с Германом договорились: как только его начинают провоцировать, а вывести его из равновесия - дело пятнадцати минут, он смотрит на меня. Я жестом показывал: мол, сдерживайся, молчи. Две игры Герман был абсолютно лучшим на поле - забивал, отнимал, обыгрывал. Потом вспылил, на меня не посмотрел и получил 5 матчей дисквалификации. Вернулся - еще раз удалили. И все, нет у меня игрока. Хотя Кутарба мастер, все умеет.
- Насколько важен для тренера, решающего задачу по спасению команды от вылета, выбор игроков? У Красножана, скажем, он есть, а в Перми и Краснодаре скамейки запасных откровенно куцые.
- Гораздо важнее стабильность состава. Чем меньше перемен, тем лучше. Плюс психология. Если в коллективе группировки, брожение - все, беда. Меня в этом плане "Кубань" очень смущает. Африканцев уж очень много. Народ своеобразный. Как там с ними управляются, чем мотивируют?
- Фора "Кубани" и "Амкара", опережающих "Спартак" на очко, имеет какое-то значение в их споре?
- Гораздо важнее количество побед. Я вполне допускаю, что к финишу команды придут с одинаковым числом очков.
- Осенью в России особенно любят поговорить о футбольном закулисье. Дескать, вокруг интриги, проводятся странные матчи, ужасное судейство. Это просто слова или нет?
- Закулисные моменты я исключаю. Все случаи - единичные. Тем более сейчас, когда абсолютно все игры премьер-лиги транслирует телевидение. Люди не слепые, правда? Думаю, одной громкой истории в этом году хватило, чтобы многое понять.
- Ну а судейство?
- Больная тема. По-моему, судить уже просто некому. Всех почти наказали и отстранили. Жестко тут все сегодня, но арбитры наши все равно ошибаться не перестанут. Потому что они люди со своими слабостями, достоинствами, проблемами.
- Насколько велико в споре аутсайдеров значение календаря оставшихся матчей?
- Этот фактор поставлю на первое место. Ключевой момент - игры на своем поле. "Кубань" вообще домашняя команда. А "Амкару", скажем, очень важно набрать в Перми хотя бы девять очков, лучше - десять. В шести гостевых играх уральцы, думаю, где-нибудь два-три очка "зацепят".
- У "Кубани" и "Спартака" домашних игр - по шесть. Большая фора?
- Не думаю, что две южные команды смогут выиграть все оставшиеся домашние матчи. Слишком оптимистичный сценарий, нереальный. Другое дело, что такой календарь дает моральную фору над "Амкаром".
- Насколько велика роль финансовых рычагов в борьбе на выживание?
- Когда я в высшей лиге работал, эти вопросы многое определяли. Мотивация резко менялась, если деньги находились. Во Владикавказе, скажем, с моим появлением команде условия сразу улучшили. Понимали: это нужно. В остальных клубах спешно гасили долги. В Элисте деньги за победу несколько раз отдавали прямо в раздевалке. "Динамо", помню, дома обыграли - игрокам все выплатили, едва они из душа вышли. В "Алании" так же поступили. Я команду принял - две победы. Едем в Москву с ЦСКА играть. Руководство команду собрало, пообещав выплатить премиальные сразу после матча. Выиграли. Деньги раздали прямо в раздевалке. Правда, тогда зарплаты были другие. Я в Самаре, скажем, с 200 долларов начинал.
- Теперь премиальные за одну игру как минимум в два раза больше.
- Но могут и больше двух тысяч заплатить, правда? А если выплачивать все быстро, попутно долги, если были, погасив? Деньги никто не отменял. Какие суммы ни плати, стимул заработать есть всегда. Так что, думаю, и сегодня эти факторы работают.
- В те времена вы обижались на ярлык "спасатель", прилепившийся с подачи журналистов. А теперь?
- Приятно, что мой труд помнят. С задачей я не справился только в Воронеже, но там просто дикое невезение было. С "Динамо" играли, так судья голевой пас сопернику отдал! Мяч в его ногу так попал, что человек потом один на один вышел. Есть, словом, что вспомнить. В итоге я так и остался заложником созданной самому себе репутации. Потом еще долго так работал - в первой лиге, в Казахстане, вечно кого-то спасая. Но я не грущу. Пусть кто-то попробует повторить мой путь - почти 300 игр в премьер-лиге, успешная работа в режиме постоянного стресса. Вспоминаю то время, и оно мне нравится.