РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 30-й тур
Вчерашним матчем со "Спартаком" завершил игровую карьеру капитан "Динамо" Дмитрий Хохлов
Александр МАРТАНОВ
из Химок
28 ноября 2010 года, 15 часов 54 минуты 17 секунд. В этот момент Дмитрий Хохлов в последний раз в профессиональной карьере коснулся мяча. Шла 2-я добавленная минута матча заключительного тура чемпионата России-2010 "Динамо" - "Спартак", который он отыграл от первой до последней секунды. Даже и припомнить трудно, когда подобное случалось в последний раз. Но Миодраг Божович не мог поступить иначе: прощальный матч есть прощальный матч!
Увы, вчера в Химках намечалось одно прощание, Хохлова с карьерой игрока, получилось - два: воскресным утром ушел из жизни Владимир Маслаченко, и матч начался с минуты молчания в память о нем.
Ну а динамовские болельщики вывесили баннер, посвященный, разумеется, Хохлову: "Дима, ты был достойным капитаном!" Причем обе буквы "д" оказались стилизованы под эмблему бело-голубого клуба.
Матч со "Спартаком" - что может быть лучше для прощания с футболом игрока, который половину карьеры провел в майках заклятых соперников красно-белых - ЦСКА и "Динамо"? Но ни один сценарист не осмелился бы включить в сюжет гол, который главный герой забивает в прощальном матче. Между тем именно это и произошло на 38-й минуте вчерашнего поединка: Хохлов головой аккуратненько отправил мяч в сетку самых неприятельских в карьере ворот.
Хотя предположу, что именно в этот миг у него неприятелей на поле не было. Да и вообще у многих на трибунах возникло ощущение, что этот гол спартаковцы чуть ли не подарили прошедшему заметный в российской истории футбольный путь игроку. Как-то театрально выглядело все это: "стандарт", "зависшая" подача и совершенно один в центре штрафной капитан бело-голубых.
Матч завершился вничью - но какое это имело значение? Главным событием вчера был не результат. А то, что человек в динамовской футболке с номером 8 на спине больше на поле не выйдет. Сразу после финального свистка Хохлов обнялся с Александром Колобаевым. Тот, к слову, вчера тоже провел последний матч в карьере. Арбитр и футболист некоторое время постояли рядом, что-то шепча друг другу на ухо. Мгновение спустя Колобаев помахал рукой трибунам. Думаю, мало кто это заметил, хотя для человека, столько лет отдавшего судейскому ремеслу, этот жест значил очень многое.
Трибуны в этот момент вспыхнули так, как, по-моему, не проявляли себя в течение всего матча. Показалось, что даже спартаковские сектора во всю мощь своих глоток приветствовали Хохлова. "Ди-ма! Ди-ма!" - неслось с красно-белой стороны. Послышалось? По-моему, нет. Если так, прослезился бы даже самый черствый сухарь.
Над стадионом звучала песня Владимира Высоцкого из фильма "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго": "Если мяса с ножа ты не ел ни куска..." Довольно символично. На табло крутили клип с подборкой моментов из карьеры теперь уже экс-капитана "Динамо". Вот молодой Хохлов обнимается с партнерами по сборной, за которую прекратил выступление несколько лет назад - преждевременно, на мой взгляд, как и в случае с завершением карьеры. Мог еще и мяч погонять, и молодым примером побыть. Но вчера он уже дал прощальное интервью в качестве игрока. Сначала на поле, после того как попрощался с болельщиками, затем - в смешанной зоне "Арены Химки".
Теперь мы Хохлова увидим, скорее всего, в пиджаке и галстуке, в роли функционера. А может, в спортивном костюме, но тренерском, чего он сам, похоже, желает. Но это все в будущем. А вчера был не просто матч последнего тура чемпионата России-2010 - это был последний матч очень хорошего футболиста.
Александр МАРТАНОВ из Химок
Мимо журналистов он вчера пройти не мог. Хохлов, собственно, и раньше общения никогда не чурался, а тут еще и повод особенный, всем в футбольном мире известный.
- Дмитрий, поделитесь ощущениями.
- Да особых-то ощущений и нет. Наверное, придут позже. А вот матч мне понравился. Были возможности выиграть. Но жаль, что так и не получилось.
- После предыдущего тура вы еще не знали, будете ли играть против "Спартака". Когда вам тренер сообщил эту новость?
- За несколько дней до игры. Но речь не шла о том, что проведу весь матч. Все-таки в последнее время игровой практики у меня было не так много. А потому, честно говоря, думал, что могут заменить.
- Что скажете о своем голе, забитом в последнем в карьере матче?
- Он меня порадовал. Представить, что это действительно удастся, можно было только в мечтах.
- Со спартаковцами насчет собственного гола случайно не договаривались?
- Ну что вы! Какие тут могут быть "договорняки"?!
- Гвоздик для бутс в стенку уже вбили?
- Нет, пока не сподобился.
- Как после матча вас в раздевалке приняла команда?
- Ничего особенного. Поздравили с окончанием карьеры, похлопали по плечу.
- По имени-отчеству уже называют?
- Пока нет. Но думаю, что останусь в "Динамо". На какой должности - пока не знаю. Быть чиновником хочу не слишком, мне по душе все-таки тренерская деятельность. Я же сто лет в футболе. Надеюсь, смогу принести пользу.
- Что будете делать завтра с утра?
- Понятия не имею! Пока не планировал.
- Грустно?
- Уже сказал: пока не понял. Думаю, какие-то особые чувства нахлынут позже, через пару дней.
- Не всплакнули после финального свистка?
- Мужчины не плачут.
Матч "Динамо" - "Спартак" стал для московского арбитра последним в карьере
Григорий ТЕЛИНГАТЕР из Химок
- Не обидно, что приходится уходить из судейства?
- А что расстраиваться? Есть правила. На поле выходит по 11 человек, а 12-й появиться никак не может. Так и у арбитров есть возрастной ценз. Я с этим не согласен, потому что чувствую себя хорошо. Если вы смотрели матч в Химках, то видели, что работал я достойно. Это касается как понимания игры, так и моих передвижений по полю. Однако приходится уходить.
- Как "Динамо" и "Спартак" отнеслись к тому, что их матч стал последним, который вы судили?
- Они это оценили. Пришли, поблагодарили меня после игры. Сказали, что поединок получился хорошим. Божович поздравил прямо на поле, а с Карпиным немного побеседовали позже.
- Какие оценки получили за встречу?
- Все в порядке. Жалоб нет, а оценки высокие. Надо мной ничто не довлело. Судил спокойно и раскрепощенно, что видел, то и свистел. Было бы восемь пенальти - я бы столько и поставил. А по поводу красных карточек... Просто ребята слишком завелись. Лично для меня эти удаления были не только стопроцентными, но даже с запасом. Ропотан взял и ударил сзади Макгиди по ногам. Притом даже не в борьбе. А ирландца, в свою очередь, видимо, подвели нервы. Он посчитал, что против него было нарушение, и решил отомстить, прыгнув сопернику в ноги.
- Когда давали красную карточку Ропотану, учитывали, что он и до этого много фолил?
- Нет. Это решение было не "по совокупности". Он наиграл на красную карточку одним своим движением.
- Надеялись, наверное, что ваш последний матч будет более мирным?
- А какая разница? Главным было закончить достойно. Чтобы ко мне не было никаких вопросов и все остались довольны. То есть отработать на высоком уровне, что я и сделал.
- В последнее время к вам не обращались с просьбой передумать?
- Никто меня не отговаривал. Все будет, как и должно быть. Я обязан подчиниться правилам игры. В Европе заканчивают судить в 45 лет, так что я рад, что у нас этот возраст - 48. Я-то готов еще поработать. По всем нормативам был далеко не последним. Мы так сейчас с вами договоримся до того, что я пойду и напишу заявление на имя Прядкина или Фурсенко. А потом скажу, что это вы меня спровоцировали.
- Хорошо, если что, мы подтвердим.
- На самом же деле мне еще повезло. У каждого судьи своя судьба. Кто-то заканчивает из-за травм или еще чего-то. Я - из-за возраста, проведя отличный сезон, который включил в себя большие матчи, в том числе финал Кубка России. И притом нареканий в мой адрес не было.
- Останетесь в судействе?
- Время покажет. Я же тренер паралимпийской сборной. А что касается судейства, то буду и дальше помогать молодым арбитрам. У нас есть программа "Таланты и наставники", где я веду несколько молодых ребят.
- В вашей карьере были моменты, когда думали бросить судейство?
- У каждого человека бывают периоды в жизни, когда хочется послать все к черту. Но это удел слабых. Я со всеми неприятностями справился. И с тем, что у меня было в 2004 году, и с последствиями гепатита. О чем это говорит?
- О том, что вы можете еще поработать.
- (Улыбается.) Все! Вы меня убедили, пошел писать заявление!