Корреспондент "СЭ Интернет" - о ситуации, в которой оказался "Спартак" и его нападающий Эммануэл Эменике после решения Комитета по этике РФС
Сергей МАВРИН
Напомним, что ни эта инстанция, ни КДК не вправе аннулировать красную карточку, полученную нападающим в матче 43-го тура чемпионата России с "Зенитом" - подобное с некоторых пор не предусмотрено положениями Дисциплинарного регламента. В 2010 году РФС принял "гениальное" решение: отменять карточки в российском футболе отныне нельзя. Получается, что судья работает безо всякой страховки, его высшая квалификация не подвергается никаким сомнениям. То есть получается, что арбитр Владимир Казьменко в следующей встрече может удалить хоть 10 человек без каких-либо причин. А главное, изменить что-либо после этого нельзя уже НИ-ЧЕ-ГО. Красная карточка, вынутая из нагрудного кармана рефери, становится своего рода точкой невозврата.
Дело тут вовсе не в личности Казьменко. Принимая во внимание нервозность футбольного руководства страны по поводу недавнего инцидента с Эменике и его жестом Эффенберга в адрес болельщиков "Динамо", судья на поле "Петровского" разглядел огонь там, где даже дыма не намечалось. Но что поделаешь, если футбольные власти принимают безошибочную работу арбитров за аксиому? А если, допустим, на электростанциях начнут применять такой же подход? Сгорела какая-то ЛЭП - и весь город остался без света до тех пор, пока не восстановят линию. Подстраховка? Нет, мы о таком не слышали…
А как вам другой пример: представьте, что суд по одним ему известным причинам приговаривает кого-то к исправительным работам. Затем вышестоящая инстанция признает, что состава преступления в действиях осужденного не было, но он продолжаете спать на нарах до конца срока. И какой тогда прок от решения суда высшей инстанции?..
Словом, бред в ситуации с Эменике не подвергается сомнению. В Англии, где футбольный люд, согласитесь, отнюдь не глуп, почему-то есть специальная комиссия, которая собирается практически на следующий день после нашумевших инцидентов и выносит свое решение. Всегда ли правильное - вопрос другой. Но ведь выносит же! При этом местные чиновники дают высказаться фигурантам дела, изучают доказательства. У нас же КДК почему-то собирается через четыре дня после матчей - то есть накануне следующего тура. Если заседания проходят не чаще раза в неделю, то почему бы не передвинуть их встречи на понедельник или вторник?
Вот и получается, что в четверг, за 60 часов до решающего для "Спартака" матча сезона, становится известно: КДК дело Эменике даже не рассматривал, а займется им Комитет по этике РФС. Полагаю, вопрос "Зачем же эти люди ходят в Дом футбола?" возник не у меня одного. Что они решают? Сколько на этот раз заплатит тот или иной клуб за использование болельщиками пиротехники и мат с трибун? Тут дело нехитрое: не обязательно собирать столько уважаемых персон в одном месте, чтобы понять, кричали ли фанаты что-то нецензурное - достаточно включить телевизор с записью игры и просто послушать. Непонятно только, почему штрафы за одно и то же наказание разнятся? Одни кричат что-то более обидное, что ли?
Что такое Комитет по этике - вообще одна большая загадка. Он проводит заседания, что-то изучает, выносит какие-то решения, но юридическую силу они, оказывается, имеют через раз. Вы тоже можете с друзьями на кухне обсуждать последние события и выносить им свою оценку. И в чем же разница между вашей неофициальной компанией и комитетом?
Еще один интересный вопрос: что теперь делать Карпину? Начнет открыто возмущаться и писать во все инстанции - все в один голос скажут, что "Спартаку" больше всех надо. Но как же не возмущаться, когда твоего лучшего форварда удаляют и дисквалифицируют на самую ответственную игру турнира, когда на кону - ни много ни мало - Лига чемпионов? Что означает попадание в главное клубное соревнование Старого Света в плане летней селекции и прибылей, лишний раз объяснять не стоит. Под Лигу чемпионов и футболисты едут более классные, и заработать там можно намного больше. Но эти факторы ни председателя КДК Владимира Каткова, ни его коллегу из Комитета по этике Павла Бородина, похоже, не интересуют.
Примечательно и то, что это уже третья спорная ситуация с участием "Спартака" в этом сезоне. Сначала была дисквалификация Веллитона после столкновения с вратарем ЦСКА Игорем Акинфеевым - беспрецедентный эпизод в российском футболе. Тогда КДК только после консультаций с исполкомом РФС нашел нужный пункт и вынес наказание. Затем оштрафовали все того же Эменике, который заплатил за демонстрацию оскорблявшим его фанатам "Динамо" средний палец в 10 (!) раз больше - 500 тысяч рублей, - чем предыдущий нарушитель, Питер Одемвингие. Теперь вот новая история…
И ведь могут же быть власти при желании адекватными - если захотят, конечно. Помните, как в апреле 2009-го в течение четырех минут в составе "Зенита" в поеднике с "Локомотивом" на поле находилось семь легионеров. Тогда наказания за подобные проступки четко в регламенте прописаны не были. В итоге КДК принял взвешенное решение оштрафовать сине-бело-голубых на 500 тысяч рублей. Мол, и мы, не предусмотрев до конца все нюансы, опростоволосились, так что и решение последовало либеральное. А вот после этого было четко прописано, что в дальнейшем такие моменты будут караться техническим поражением. Теперь же крайними становятся игроки и клуб. А о логичных, казалось бы, изменениях в нормативных документах - в плане возможности исправления ошибок судей с удалениями и предупреждениями - никто даже не заикается…
Вот и поди пойми - это у нас двойные стандарты или просто непрофессионализм. Как бы то ни было, ситуация отдает бредом. Вот и получается, что футболом, в котором крутятся огромные деньги, руководят либо дилетанты, либо… Закончите фразу сами.
Выдержка из Дисциплинарного регламента РФС:
1. Контрольно дисциплинарный комитет РФС:
1) применяет спортивные санкции за серьезные дисциплинарные нарушения, которые не были замечены официальными лицами матча;
2) исправляет следующие ошибки, допущенные судьей в матче:
- ошибочное применение предупреждения или удаления игроку вместо другого игрока;
- неудаление игрока при вынесении ему второго предупреждения в матче.
3) применяет к лицу, совершившему дисциплинарное нарушение, дополнительные спортивные санкции, помимо вынесенных судьей в матче;
4) применяет спортивные санкции за неисполнение решений Палаты по разрешению споров РФС и/или Комитета РФС по статусу игроков в предусмотренных настоящим Регламентом случаях;
5) рассматривает протесты, поданные в соответствии с настоящим Регламентом;
6) рассматривает жалобы на решения юрисдикционных органов РФФ и МРО в предусмотренных настоящим Регламентом случаях.
Владимир КАТКОВ, председатель КДК - о ситуации с Эменике:
- Вообще не понимаю, почему была поднята такая шумиха. Отмена красной карточки не имеет никакой правовой основы. С 2010 года дисциплинарный регламент не разрешает отменять желтые и красные карточки. Там это прямо прописано. Соответственно, у КДК нет таких полномочий. У КДК есть только право отменить наказание, если оно было вынесено в адрес другого футболиста, как это было сделано в случае с амкаровцем Новаковичем.