1 марта 2013, 12:05
В свете обещанного инициаторами создания объединенной российско-украинской лиги наплыва зрителей - варианты акций по привлечению болельщиков на стадионы.
Вокруг проекта турнира все больше информации и пересудов. Устроители новой лиги обещают, что одним из главных плюсов станет резкий прирост людей на трибунах. Но как будет решаться проблема зрительского интереса – пока неизвестно. Станет больше звезд и вырастет конкуренция? Так и сейчас в России в этом нет недостатка – однако же средняя посещаемость в РФПЛ едва переваливает отметку в 10 тысяч зрителей.
А как будут решаться вопросы с устаревшими стадионами, матчами в холодную погоду и беспорядками, регулярно вспыхивающими как внутри чаш арен, так и на подступах к ним? В ожидании конкретики мы решили обратиться к примерам акций по увеличению посещаемости, уже опробованным за рубежом.
БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ
Руководство сербской "Войводины", тряся пустыми карманами, приняло волевое решение. Отныне посещение оставшихся домашних матчей нынешнего сезона станет бесплатным. Фанатам из города Нови-Сад придется раскошелиться только на самую последнюю встречу чемпионата - с "Црвеной Звездой" 26 мая. На такой шаг функционеры клуба пошли из-за сложного экономического положения в Сербии – уровень жизни граждан постоянно снижается. Не в последнюю очередь поэтому стадион "Караджордже", вмещающий порядка 12 тысяч зрителей, на каждой игре пустует.
При этом "Войводина" – не какой-нибудь записной аутсайдер, а третий по популярности клуб Сербии, после "Партизана" и "Црвены Звезды", регулярно воспитывающий талантливых футболистов. Например, здесь набирался ума-разума небезызвестный российскому болельщику Милош Красич. "Футболисты играют для людей и нуждаются в поддержке, - говорит президент "Войводины" Ранко Буторович, - Это важнее финансовых крох, перепавших бы нам за билеты".
ДОПЛАТА ЗА ВХОД
В это трудно поверить, но на матчах чемпионата ОАЭ многие клубы платят зрителям за то, что те просто приходят на футбол. Несмотря на то, что в молодой турнир все чаще приезжали звезды (от Асамоа Гьяна до тренера Марадоны), местные арены зияли пустотами. Тогда-то и было принято новаторское решение. За вход на стадион взрослый получал стандартную плату в размере 10 евро, а дети до 12 лет - 5 евро. Еще 5 евро они могли заработать, примерив на себя амплуа активного болельщика – который поет, хлопает в ладоши и размахивает флагом. Для таких ультрас, собираемых за час до стартового свистка, даже проводились специальные тренировки.
Зрители наслаждались игрой, неплохо проводили время – и получали за это деньги. Какие-то клубы спонсировали не всех болельщиков, а только местную фан-зону – в разных матчах на ней собиралось от 500 до 1500 человек. "Резвым глоткам" также предоставили свободный доступ к напиткам и бутербродам. Таким вот популистским способом в молодом чемпионате ОАЭ пытаются изменить отношение людей к футболу.
ВЫГОДНЫЙ ДРУГ
В ноябре 2011 года своеобразную акцию по привлечению зрителей на местную арену "Центральный" решили провести в Гомеле. Она получила название "Приведи с собой друга". По задумке организаторов, любой обладатель билета мог прийти на матч вместе с близким товарищем и пройти на трибуны вдвоем по одному квитку. "Гомель" тем осенним вечером играл с минским "Динамо" – если бы стадион заполнился под завязку и последующее отклики были положительными, руководство команды, возможно, задумалось бы о такой акции на долгосрочной основе.
Но хотели как лучше, а получилось – как всегда. На клуб вылилась куча критики и недовольства - а все потому, что задумка не предусматривала жесткой привязки друга к месту. Как говорится, кто где успел – тот и сел. Многим, чтобы смотреть футбол на соседних креслах, пришлось купить второй билет, и праздника не получилось. После матча в клубе из Гомеля обреченно признали, что больше не видят смысла в дополнительном привлечении болельщиков.
СПОНСОРСКИЕ ПОДАРКИ
В апреле 2010 года побаловало своих фанатов и питерское "Динамо". Клуб, выступавший в первом дивизионе, на домашний матч с астраханским "Волгарем" вручил первым ста фанатам, пришедшим на стадион, по стаканчику мороженого. Выбор такого презента объяснялся тем, что генеральным спонсором был производитель этого продукта.
Сомнительно, что пищевые "премии" смогут поддерживать интерес к футболу на постоянной основе, да и на всех фанатов подарков не напасешься. Но у каждого клуба – свой спонсор, и виды поощрений могут быть самыми разными, вплоть до лотереи. Именно так однажды поступили функционеры молдавского клуба "Дачия" – один из обладателей билетов на матч с помощью лотерейного розыгрыша смог выиграть автомобиль.
ВНИМАНИЕ К ДЕТЯМ
Ни для кого не секрет, что наиболее преданными болельщиками футбола становятся те, кто живет игрой с детства – потому клубу, ориентированному на работу преимущественно с взрослой аудиторией, грозит прямая опасность. Через несколько лет он рискует потерять в популярности и, соответственно, в доходах – когда вчерашние дети немного подрастут. Спасти прибыль может только целенаправленная работа над привлечением на трибуны маленьких зрителей.
Эту фишку уже давно "прощупали" в ведущих клубах Европы. Так, "Реал" предлагает своим юным болельщикам эксклюзивные условия членства в фан-клубе – оно и обойдется в два раза дешевле, чем взрослым, и позволит бесплатно посещать тренировки основной команды и получить скидки на атрибутику.
"Барселона", в свою очередь, вовлекает молодежь в программу "Расти вместе с Барсой". Здесь выделяются разные возрастные категории и разные секции преимуществ – от клубного поздравления с днем рождения и скидок в спортивных лагерях до специального сайта для детей.
Для молодых болельщиков от 6 до 12 лет выделяет отдельный семейный сектор "Шальке". Здесь ребенку не будет грозить опасность от буйных фанатов – помимо родителей, за детьми на протяжении всего матча присматривают представители клуба, а за 45 минут до начала игры для самых маленьких организуют и экскурсию по стадиону.
ЛЮБИМЫЙ ПЛЕЙЛИСТ
Первый матч в родных стенах текущего сезона "Ливерпуль" проводил против того же белорусского "Гомеля". В гостях "красные" победили 1:0, интриги в ответном поединке, понятное дело, быть не могло, но обеспечить забитый под завязку "Энфилд" руководству клуба хотелось. И тогда вспомнили о проверенной акции, помогающей болельщикам поверить в сопричастность происходящего.
На сайте "Ливерпуля" появилось обращение с просьбой составить персональный плейлист – три любимые песни, которые будут звучать до каждого домашнего матча и две песни – во время каждого перерыва. Методом голосования заветные композиции были выбраны – и каждый мог услышать фаворитов уже во время встречи с "Гомелем". Фанатам, известным своей любовью к музыке и мастерским исполнением клубного гимна, такая атмосферная затея пришлась по душе.