8 марта 2013, 06:00
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 20-й тур - 8, 9, 10 марта
В преддверии возобновления чемпионата России "СЭ" решил обсудить проблемы показа матчей премьер-лиги с популярным телекомментатором Георгием Черданцевым. Однако разговор вышел далеко за рамки телевизионной темы.
- Российские болельщики и эксперты нередко отмечают не слишком высокое качество телекартинки со встреч команд РФПЛ. Удалось ли изменить что-то к лучшему за зиму?
- Не понимаю подобных претензий. Мне кажется, нарекания идут от людей, которые вообще не смотрят футбол и не сравнивают нашу ситуацию с тем, как показывают чемпионаты других стран.
- Но ведь разница между трансляциями из Химок и, допустим, Перми все же имеется, не так ли? Не раз приходилось слышать, что на некоторых аренах банально невозможно расставить камеры так, как это требуется.
- Думаю, что точно такие же вопросы можно задать по различию качества трансляций из Барселоны или, скажем, Виго. В Италии нельзя сравнивать картинку из Турина и со стадиона "Бари". Места установки камер и, соответственно, качество показа зависят не от прихоти телекомпании, а от возможностей той или иной арены. Не стоит забывать, что в Англии или Германии, которых нередко ставят в пример, есть современные спортивные сооружения, оборудованные всем необходимым.
А в Италии и Испании половина стадионов уже морально устарели. Так что считаю, наша премьер-лига показывается как минимум не хуже, а из проблемных мест даже лучше, чем подобные игры с маленьких арен серии А, которую комментирую. Большинство итальянских трансляций идут в среднем качестве. Даже такая мощная компания как Sky далеко не всегда способна что-то изменить. Словом, не всегда понятно, на что именно у нас жалуются. На мой взгляд, в показе чемпионата осуществлен грандиозный прорыв по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Сейчас зритель в принципе получает даже больше того, на что можно рассчитывать, исходя из российских реалий.
- На каком стадионе вам, как профессионалу, нравится работать больше всего?
- На следующей неделе мне предстоит комментировать матч "Барселона" - "Милан" - буду делать это из Москвы. И не потому, что у нас нет возможности отправить комментатора в Испанию - просто работать на "Ноу Камп" лично мне не очень удобно. Позиция находится, на мой взгляд, слишком высоко, перед носом висят какие-то железные балки, мешающие обзору, приходится часто смотреть на монитор. Казалось бы,Барселона, но для комментаторов, по-моему, не самые удобные условия. На российских же стадионах, причем даже на не новых, комментаторские позиции оборудованы вполне качественно, особенно в Москве и Питере. Безусловно, и по той причине, что у нас не слишком мягкие климатические условия, бывает то очень холодно, то нестерпимо жарко.
Доводилось бывать в командировках в Италии в зимнее время. Так вот там ужасные условия: невозможно нормально трудиться, когда температура около нуля или ниже, ветер, осадки. У нас же на большинстве стадионов комментаторы работают в помещениях с отоплением или кондиционером - о нас заботятся.
Что касается наиболее удобной позиции, то она - в Химках. К тому же пресс-служба "Динамо" всегда комментаторов подкармливает: приходишь на позицию, а там и бутерброды и вода разная. Конечно, туда бывает сложно добраться по пробкам, а еще труднее оттуда уехать. Но сама по себе позиция более чем комфортная. На "Локомотиве" тоже хорошо и тоже кормят, правда, не всегда, но там узкие окна, так что обзор разделен железными балками - не видно углы поля, нужно вставать и подходить близко к стеклу. Моё же любимое место - "Лужники": я вырос и живу в двух шагах, так что это родное место. Еще бы стёкла в комментаторской почаще мыли…
- Недавно ваши коллеги Алексей Андронов и Тимур Журавель сравнивали роль журналистики в российском спорте и за рубежом. Журавель, в частности, отметил, что разница между работой в нашей стране и в НХЛ просто колоссальная. В США и Канаде представитель прессы - часть спортивной индустрии.
- С американским спортом не сравнивал бы. Все, что происходит за океаном - другая планета. Меряться нужно с Европой. В тех же Италии или Англии согласно регламенту тренеры и футболисты должны давать интервью. Но я вас уверяю, что там коллеги имеют не меньше проблем с приглашением звезд в студию - это общеевропейская футбольная проблема. Не сказал бы, что тут мы сильно отличаемся в худшую сторону.
Все общение осуществляется на личных контактах. Есть тренеры, которые говорят исключительно с определенными представителями СМИ. У меня на Апеннинах есть знакомый коллега, который практически единственный, кто берет интервью у тренеров, особенно в Лиге чемпионов. Они ему доверяют. А такого, чтобы спортсмены кидались журналистам в объятия, в Европе нет. Да, во Франции в регламенте прописано обязательное интервью футболиста в перерыве. Но в рамки закона можно заключить все, что угодно - была бы воля лиги. Так что тут вопрос, скорее, уже к ней.
Американские же лиги - совершенно другая история. Я вообще не уверен, что заход в раздевалку - хорошая идея, мне, например, не очень интересно смотреть на потных мужиков. Предпочел бы услышать взвешенное мнение по матчу уже после того, как игрок пришел в себя, остыл и подготовился к общению.
- А как в целом относитесь к такой незаинтересованности спортсменов в общении в СМИ? Нередко после футбольных матчей из 10 футболистов 9 просто проходят мимо журналистов в микст-зоне.
- В Европе - то же самое. Там тоже общаются только с избранными. Я работал на чемпионатах мира - своими глазами видел, как сборная Англии в полном составе игнорировала британских журналистов, а те посылали вслед проклятия. Итальянцы общаются лишь с теми, кого знают в лицо. Это большая футбольная проблема. Потому что заметные игроки считают себя суперзвездами и "парят" над всеми остальными. И им не очень часто хочется снизойти до общения с простыми репортерами.
Хотя определенную роль имеет и недоверие, боязнь сказать что-то лишнее. Примеров такого рода предостаточно: порой просто неправильно интерпретируется прямая речь. Вспомните историю с Мостовым на Еurо-2004. Журналистов стало слишком много. Раньше работало с командой 2-3 человека, которых всех знали. Теперь попасть в микст-зону весьма легко. Получить аккредитацию на матч чемпионата России - не большая проблема. Я честно порой не понимаю, зачем столько людей ходит на пресс-конференции тренеров, если никто даже вопрос задать не может. Поэтому и в ответ на контакт не идут. К сожалению, мало кому действительно хочется узнать у тренера что-то интересное. Так что проблема тут двусторонняя, так сказать.
Еще удивляюсь, почему у нас такая погоня за эксклюзивом, институт пресс-конференций, по сути, совсем в России не развит. Это же отличный шанс задать интересующий тебя вопрос. В Европе они порой превращаются в весьма небанальные мероприятия, на основе которых можно написать отличный репортаж. Отлично помню, как перед матчем Россия - Голландия невозможно было протиснуться в зал - Хиддинка журналисты не отпускали целый час. Причем из России было всего два человека, включая меня, из более чем ста. Потому что им это интересно, а нашим - нет. У нас же опять погоня за эксклюзивом. Почти никто не появляется на открытых тренировках команд. Почему?! Клуб открывается для общения, но никто не едет - всем хочется пообщаться один на один. За рубежом совершенно другой подход. А рассчитывать на эксклюзив, например, с Фергюсоном - почти наивно. Он дает такие интервью, может быть, раз в год. И по большому блату.
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Краснодар | 15 | 32-7 | 37 | |
2 | Зенит | 15 | 33-7 | 36 | |
3 | Локомотив | 15 | 30-18 | 34 | |
4 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
5 | Спартак | 15 | 25-12 | 28 | |
6 | ЦСКА | 15 | 24-10 | 27 | |
7 | Рубин | 15 | 17-22 | 19 | |
8 | Ростов | 15 | 20-26 | 17 | |
9 | Акрон | 15 | 19-30 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
13 | Химки | 15 | 16-28 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 15 | 16-30 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
14 | 16 (10+6) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
11 | 11 (8+3) |
|
Эсекиэль Барко Спартак |
14 | 10 (5+5) |