Премьер-лига (РПЛ). Статьи

29 марта 2013, 22:36

Жоаузинью: "Пока мне не предлагали сдавать матч"

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 22-й тур
Воскресенье. "АНЖИ" – "КРАСНОДАР"

Как-то раз доводилось слышать установку от одного из тренеров клуба РФПЛ. Наставление защитнику перед матчем против "Краснодара" звучало так: "Там у них есть игрок – Жоаузинью. Маленький такой. Так вот, первым делом на поле ударь его по ногам как следует".

– Чувствуете, что к вам особое внимание со стороны защитников? – спрашиваю первым делом бразильца.

– Зависит от матча. Бывает, что играют грубо. Но в целом ко мне относятся так же, как и к остальным.

– Вы лучший распасовщик этого розыгрыша чемпионата России. На вашем счету 12 голевых передач. В чем ваш секрет?

– Просто партнеры оказываются там, куда я запульну мяч.

– Говорят, что в "Барселоне" футболисты отдают передачу под удобную рабочую ногу. Вы тоже это учитываете?

– Нет. Куда важнее игровой момент – расположение футболистов. От этого зависит, в какую зону и на какой высоте я сделаю передачу.

– Известный советский футболист Юрий Гаврилов однажды сказал, что от голевой передачи можно получить больше, чем от забитого гола. Согласны?

– Да, абсолютно. Я играю на линии штрафной площади, голы забиваю редко. Зато, когда ты помогаешь партнеру отличиться, это очень приятное ощущение.

– Недавно появилась информация о том, что зимой вы могли сменить клуб. Это правда?

– Ходят всякие разговоры, но моим приоритетом остается "Краснодар". Если какие-то предложения относительно меня существуют, то они приходят не мне, а руководству команды. Но со мной никто не связывался.

– Считается, что тренер "Краснодара" Славолюб Муслин достаточно мягкий человек и не способен накричать на футболистов. Это правда?

– Я его знаю еще по Болгарии. Он возглавлял "Левски" за несколько лет до того, как я пришел в этот клуб. О его манере работать было много положительных отзывов. Муслин всегда требовательный по отношению к игрокам, когда это необходимо. Ну, а в остальное время он является другом футболистов. В этом секрет успеха Муслина. Он может как требовать с нас, так и шутить.

– А как вы шутите?

– Какие могут быть приколы у футболистов? Сделал на поле удачное действие, так все начинают подкалывать, мол, ты скоро в "Барселону" перейдешь.

– Есть ощущение, что Муслин является другом далеко не всем футболистам. Полтора года назад был в "Краснодаре" полузащитник Руй Мигел. Однажды он мне позвонил и сказал, что хочет дать интервью относительно Муслина. Я согласился, и португалец охарактеризовал его как слабого тренера, которого не любит 90 процентов игроков "Краснодара".

– Помню то интервью. Оно меня сильно удивило. Я не знаю почему Мигел это сказал. Он не проходил в основной состав, и его, как и любого футболиста, такая ситуация не устраивала. Но я в "Краснодаре" уже два года, и могу повторить, что Муслин – друг игроков. От своих слов я не отказываюсь.

– Вы будете так считать, даже если Муслин на матч с "Анжи" не поставит в состав вас, лучшего распасовщика чемпионата?

– Безусловно! Потому что футбол – это момент. Если будет несколько поражений, то болельщики станут требовать перемен. И те, кто раньше были на первых ролях, могут сесть на скамейку. А бывшие резервисты окажутся ключевыми игроками, если начнут приносить результат. Каждое мгновение все может поменяться. Так происходит в любом клубе.

– Болельщикам "Краснодара" хочется, чтобы вы были выше "Кубани" в таблице. А для футболистов это важно?

– Знаю, что для наших болельщиков это принципиально. Когда мы выходим на игру, то у нас не бывает друзей среди соперников. Но за приделами поля у меня нет противостояния с "соседями". Я, к примеру, хорошо общаюсь с Маркосом Пизелли. Мне кажется важнее не оказаться выше "Кубани", а попасть в Лигу Европы. Вот цель, к которой мы идем.

– Эту цель на сезон вам поставил президент клуба?

– Нет. Игроки сами осознают, к чему должны стремиться.

– Как часто футболисты общаются с президентом Галицким?

– Не особо часто. Но у него есть контакт с командой. Он иногда подходит к нам со словами поддержки. Галицкий – большой поклонник футбола.

– В российском чемпионате, судя по всему, есть болезнь, которая называется "договорные матчи". Все руководители клубов отвергают даже намеки на нечистоплотность в их вотчине. И только Галицкий недавно заявил о том, что у него есть подозрения в отношении его команды. Более того, он даже называет конкретный матч,  в котором он сомневается. А вы верите, что не все футболисты "Краснодара" хотят выиграть все матчи?

– Я – человек, который находится внутри коллектива, и пока мне не доводилось видеть, чтобы в команду приходил какой-то человек и пытался что-то предложить. Да, какие-то игры нам явно не удаются, как того хотели бы болельщики, журналисты, президент клуба и мы сами. Но если такие вещи, о которых вы говорите, были у нас в клубе, то можете не сомневаться, до меня лично это никаким образом не доходило. При мне переговоров на этот счет не велось. А что касается тех, кто этим занимается... Такие люди не имеют уважения ни к себе, ни со стороны своих коллег и родственников.

– А в Бразилии бывают договорные матчи?

– Я не могу точно ответить на этот вопрос. Я не знаю.

– У нас, судя по всему, никто не заинтересован в том, чтобы проводить расследования на государственном уровне, как это было в Италии и Турции. Однако говорить об этом не запретишь, вот все и гадают. А в Бразилии тема договорных матчей популярна?

– Бывает, в конце чемпионата встречаются две команды: одной уже ничего не надо, а другая борется за медали или за сохранение прописки в элитном дивизионе. Тогда можно услышать о том, что конкуренты могут дать денег тому клубу, у которого нет турнирной мотивации.

– Но это все-таки другое, не сдача игр.

– Безусловно. Думаю, в Бразилии нет договорных матчей. Тем не менее я понимаю, что подобные манипуляции в мире происходят. Мы видели новости из Италии и Турции. Значит, проблемы есть. Договорные матчи мне кажутся каким-то просто абсурдным явлением в футболе.

ВАНДЕРСОН: "САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОКА ОТ "ЗЕНИТА"

Стоило Юре Мовсисяну покинуть "Краснодар", как его место тут же занял 27-летний бразильский нападающий, забивший 6 мячей за два игровых месяца и оказавшийся на 7-м месте в споре бомбардиров.

- Карьеру легионера вы начинали в шведском ГАИС, где провели без малого пять лет. Как человек, выросший в тропиках, могли согласиться играть в Скандинавии?

- Любой бразильский футболист мечтает уехать в Европу. Я не исключение. Ехал туда, где ждали. Гетеборг - приятное место, мне там было хорошо, когда сумел научиться играть в мороз.

- Долго привыкали?

- Весь первый сезон. Поначалу мерзли ноги, руки, лицо и очень часто хотелось завершить матч побыстрее. Но потом привык, что на поле может лежать снег, а температура - минус шесть с ветром.

- Краснодар - юг России. Вам наверняка нравится климат.

- Верно. Тут тепло, а люди любят футбол.

- Именно поэтому вы так быстро адаптировались к новой стране и новому турниру?

- Важнее было отношение партнеров, их помощь. Жоаузинью старался проводить со мной как можно больше времени, под свою опеку взял начальник команды Хасанбиевич (Нурбий Хакунов. - Прим. "СЭ"), с которым мы пытались учить русский. Кто-то говорил со мной по-английски, кто-то вставлял в речь испанские слова.

- "Краснодар" поначалу арендовал вас у ГАИС, явно желая понять - способны ли вы прижиться в новой стране.

- Я был рад и такой возможности проявить себя. Играть в России интересно. К вам стремятся попасть многие футболисты высокого уровня.

- В свое время вы на сезон уезжали из Швеции в Саудовскую Аравию, где тоже тепло. Но надолго там не задержались. Почему?

- Не смог прижиться. Там другие правила жизни, ее уклад, а у людей особый образ мыслей.

- А футбол отличается от европейского?

- Там все другое. И футбол в том числе. Я не смог привыкнуть к арабской традиции никуда не спешить и при первой возможности вернулся в Швецию. Эта страна мне была понятна.

- Говорят, платят легионерам в Аравии по-царски.

- Преувеличение. Как и везде - по-разному.

- Шведский футбол - какой он?

- Атлетический, много борьбы. В России играть приятнее.

- Вы уверены? Многие полагают, что российская лига - одна из самых жестких в Европе.

- Не мне судить, но в клубах хватает техничных футболистов, есть большие мастера.

- Правда ли, что в Бразилии теперь с интересом следят за нашей лигой?

- Да, это так. Игру с "Анжи", например, посмотрят мои друзья и близкие. То же самое было, когда мы играли с ЦСКА.

- Что вы знаете о команде из Махачкалы?

- Там завершил карьеру и теперь работает Роберто Карлос. "Анжи" - хорошая команда, играет в интересный футбол, у нее есть амбиции. Будет хороший матч, а после него мы с Жоуазинью сможем пообщаться на родном языке с соотечественниками.

- "Анжи" - вторая на сегодня команда российской лиги. ЦСКА, с которым вы встречались в прошлом туре, - первая. Можете их сравнить?

- Нет. Для этого нужно как минимум сыграть с "Анжи". А вообще самое сильное впечатление произвел "Зенит". Очень мощная, быстрая команда с отличным подбором футболистов.

- И среди них - Халк.

- Да, он теперь тоже в России. Этому уже мало кто удивляется. Я же говорил, что очень многие хотят играть именно в российской лиге. Тут интересно.

- Вы прежде были знакомы с кем-то из бразильцев, выступающих в России?

- Ари из "Спартака" - мой земляк. Мы вместе играли в молодежной команде "Форталезы". Остальных парней я лично не знаю. Многие заиграли на профессиональном уровне, когда я уже уехал в Европу. Помню только Виллиана. Он был игроком "Коринтианса" и совсем молодым парнем, подающим надежды.

- Ваш лучший результат в Швеции - 18 голов за сезон в 2009 году. Реально ли повторить в России?

- Давайте поговорим об этом позже, когда я проведу хотя бы один полный сезон.

- В "Краснодаре" вам дали прозвище Ваня. А в других командах как называли?

- В Бразилии и Швеции - Вандер, намекая на перевод этого слова (чудо. - "СЭ"), а в Краснодаре решили поступить оригинально.

 

1