31 мая 2013, 17:00
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Итоги
СВОЯ КОЛОНКА
Сергей МИКУЛИК
Московское "Динамо" - традиционно команда трудной судьбы. Причем судьбу эту она сама себе когда-то выбрала. Не углубляясь слишком далеко в историю, возьмем только новейший период - когда с кое-чьей не самой легкой руки наш чемпионат синхронизировался по срокам с европейскими.
Первый экспериментальный сезон "Динамо" начало не здорово, но тот чемпионат был настолько безразмерным, что, вовремя сменив Божовича на Силкина, ситуацию удалось не просто выправить - новый тренер словно гири у игроков с ног снял, и команда явила вдруг такой атакующий потенциал, что в весну вступала чуть ли не претендентом на чемпионство. Но зимы Силкину, увы, хватило, чтобы испугаться собственной прыти и настоять на модели игры, которая якобы только и может быть жизнеспособной в верхней восьмерке. Одна беда: для такого окопного футбола у него были собраны как минимум не те футболисты.
Поэтому в межсезонье, после четвертого места и вчистую проигранного финала Кубка, решено было успеть избавиться от тех, кто по инерции сам продолжал бежать вперед и тянуть за собой остальных. Если уж начали заниматься самострелом - надо быть последовательными и идти до конца. С этой задачей в клубе справились успешно - настолько, что забивать "Динамо" перестало совсем, а пропускать стало столько, сколько и положено команде, добровольно проводящей на своей половине три четверти игрового времени. Силкин, хоть и с большим опозданием, понял, что он натворил, и успел уйти сам. Поступок, конечно, но преемнику он оставлял команду, совершенно разуверившуюся в себе от этих тренерских шараханий.
Нужен был человек, который вышиб из игроков этот аутсайдерский дух, причем максимально быстро. На эту роль Дан Петреску подходил, возможно, лучше любого другого, с кем можно было оперативно договориться на вытаскивание команды с последнего места. И начал он действительно с места в карьер, а продолжил еще лучше, но его бьющий через край темперамент нравился почему-то далеко не всем.
Вместе с остатком дисквалификации Петреску принес с собой в "Динамо" и тот шлейф негатива в отношениях с судьями, что он успел приобрести за время работы с "Кубанью". Ну не нравится нашим судьям, когда каждое их действие громко комментируют со скамейки, бегают за ними по бровке или, того больше, ищут физический контакт. И судей здесь очень даже легко понять.
Не знаю, учитывало ли динамовское руководство при приглашении румына на роль спасителя эти тонкости, но на благосклонность арбитров им после этого рассчитывать точно не приходилось. Еще меньше стоило надеяться, что в столице вспыльчивый характер Дана изменится - хотя бы слегка . Наоборот - почувствовав за спиной авторитет клуба, Петреску стал распаляться еще больше - и судьи, очень похоже, решили поиграть против него все вместе: а ну, чья возьмет? Сколько туров вы там не били пенальти? Желаете продлить серию?
Сам Петреску этот динамовский (точнее, свой) рекорд готов уже оценить как мировой. Говорит, его команда - чуть ли не единственная во всем мире, которой за весь сезон ни разу не дали пробить пенальти. За весь мир я отвечать не готов, а вот в России прецеденты случались: когда-то Игорь Шалимов, принимая "Уралан", во всеуслышание объявил, что его клуб отныне будет обходиться с судьями по-европейски холодно - уберет традиционное калмыцкое гостеприимство. Арбитры сначала не поверили, затем убедились, что так и есть, - и тоже "включили оборотку": симпатичная игра, которую Шалимов сумел поставить "Уралану", так за весь сезон и не получила ни одного поощрения в виде одиннадцатиметрового, и команда благополучно вылетела из высшей лиги.
Зато судьи после ухода Петреску ощутимо "отпустили" "Кубань" - теперь их там не учат судить в агрессивной форме, работать можно спокойно, так что пусть себе играют. А когда арбитры тебе не мешают, то и середняк может у нас доиграться до еврокубков - и это именно "Кубань" (а вовсе не "Рубин") заняла динамовское место в Лиге Европы.
Так что один из двух клубов, с которыми в сезоне работал Петреску, высокой цели все же достиг. Ему бы научиться тренировать, как его легендарному соотечественнику Беле Кароли в гимнастике: отшлифовал упражнение с Надей Комэнеч, вывел ее на помост, а дальше стой и не суетись - ты все свое уже сделал. А вот потом, если оценка судей не совпадет с твоей, устраивай истерики около их столика, подавай протесты - тебя за это только больше уважать и бояться станут. А сам ты не будешь так часто удивляться тому, "как легко дают пенальти другим командам".
Неужели вы, Дан, еще не поняли - почему?