Премьер-лига (РПЛ). Статьи

29 августа 2013, 12:30

Игорь Егоров: "У нас число арбитров ничтожно по сравнению с Европой"

Александр Бобров
Шеф-редактор

ЕСТЬ ТЕМА
Трудно ли стать судьей в России? //
Николай Левников: "Всех желающих принять не можем" //
Андрей Будогосский: "60 процентов кандидатов не проходят по здоровью"

Один из лучших российских арбитров начала XXI-го века, лауреат конкурса "СЭ" "Золотая мантия" о том, в каком возрасте судьям нужно начинать и заканчивать карьеру.

– Как молодому нижегородцу стать судьей? Ехать учиться в Москву?

– Совсем необязательно – у нас есть школа молодого арбитра. Уроки проходят два раза в неделю. А в летнее время в основном идут практические занятия.

– Вы тоже преподаете?

– Когда есть свободное время. Больше разбираем с ребятами прошедшие матчи в первой и высшей лигах. Обязательно просматриваем их собственные игры, делаем замечания.

– Вслед за вами из Нижнего Новгорода в высший дивизион пришли несколько человек. Правильно ли говорить, что сейчас есть некоторое преимущество у тех городов, где живут арбитры премьер-лиги?

– Всегда легче, когда рядом судьи из высшей лиги, первопроходцы. А среди остальных много самоучек. Сегодня существует серьезная проблема обучения футбольных арбитров. То их число, что есть у нас, ничтожно по сравнению с развитыми европейскими государствами.

– Тут готов поспорить. В некоторых городах из средней полосы России считают, что существующих арбитров вполне достаточно для обслуживания не такого уж большого числа региональных турниров.

– Развитие судейства зависит от развития футбола.

– Сейчас идет искусственное омоложение. Получается, что человеку, поигравшему в футбол на определенном уровне, путь в судейство закрыт? Вы бы смогли в нынешней ситуации стать арбитром?

– Я пришел в судейство в 25 лет. Думаю, смог бы.

– Но по нынешним меркам в таком возрасте вроде бы уже поздно начинать учебу.

– Все относительно. И я не во всем согласен.

– Не согласны с чем?

– С утверждениями, что нужно начинать судить лет в 15-16. Мое мнение: человек, поигравший в футбол, иначе читает игру. Ему легче дается понимание моментов. Как футболист ты, каждый раз сталкиваясь на поле с судейскими решениями, уже вырабатываешь определенные стереотипы. И впоследствии судить легче, чем тем, кто не понимает, что же они делают на поле, и лишь фиксирует написанное в правилах.

– С этим не поспоришь. Знакомые тренеры из второго дивизиона с сожалением говорят, что проблема нынешних судей в том, что они не понимают футбол. И слишком много совсем молодых арбитров. Или возьмем 26-летнего Сергея Костевича. Наверняка ему очень непросто управлять на поле игроками, которые гораздо старше его.

– Конечно. Нужно учитывать еще и наш менталитет. А игроки, которые еще толком не знают Костевича, позволяют себе вещи, остающиеся безнаказанными. Когда же на поле авторитетный арбитр, команды ведут себя по-другому.

– Есть смысл вводить возрастные лимиты?

– Не знаю. Но последние из них привели к потере трех-четырех хороших арбитров. А они могли бы взять на себя часть матчей, которые тяжело даются молодежи.

– Исходя из вашего опыта, могли бы предположить, каков все-таки век футбольного рефери? Сколько лет в среднем может человек судить с учетом физической и психологической нагрузки?

– В физической нагрузке нет ничего страшного. Самая большая нагрузка – психологическая. Это действительно очень непросто. У каждого век свой – как у футболиста, так и у судьи. Поэтому ставить какие-то рамки и промежутки, на мой взгляд, кощунственно и неправильно.

– В Англии вовсю судят в 50 лет.

– Хотим мы этого или нет, но правило: чем быстрее и дальше бежишь, тем лучше судишь – не работает.

– Подавляющее большинство арбитров, завершая карьеру, идут в инспекторы. Вы этого делать не стали. Почему?

– Не стал инспектором, но это не значит, что не стану им никогда. Я насудился, и пока меня в инспектирование сильно не тянет.