29 августа 2013, 12:30
ЕСТЬ ТЕМА
Трудно ли стать судьей в России? //
Игорь Егоров: "У нас число арбитров ничтожно по сравнению с Европой" //
Николай Левников: "Всех желающих принять не можем"
Руководитель центра "Футбольный арбитр", член судейского комитета РФС, инспектор РФПЛ – о своей школе и современных проблемах подготовки арбитров.
– Как поступить в ваш центр?
– Чтобы стать слушателем, нужно выполнить ряд очень простых действий. Когда идет набор, необходимо прислать заявление на сайт нашего центра. Допускаются практически все юноши и девушки, желающие стать арбитрами – вступительных экзаменов нет. Но при одном условии: должна быть медицинская справка, что по состоянию здоровья они могут быть допущены к выполнению нормативов по физической подготовке и к судейству соревнований по футболу.
После этого мы уведомляем слушателей о зачислении и времени начала занятий. Обычно за парты они садятся в первых числах октября – в Российском государственном университете физической культуры и спорта, на кафедре теории и методики футбола.
– Какова продолжительность обучения?
– Первый курс – с октября по конец декабря. Мы даем базовую подготовку, изучаем правила игры и основы физической подготовки арбитра. Сдается два экзамена – тест Купера и по теории и методике судейства. Кроме этого у нас проводится углубленное медицинское обследование. Нужно знать, насколько человек готов выполнять функции арбитра. Если слушатель талантлив, стараемся максимально уменьшить период учебы и некоторых уже с января переводим на второй курс, где обучаем судейству на практике.
В общей же сложности слушатели занимаются три года, включая четвертый курс, который мы условно называем группой высшего спортивного мастерства. Это те судьи, кто реально может попасть в нелюбительский футбол.
– На занятия нужно приходить каждый день?
– Как правило, поначалу один-два раза в неделю. На третьем курсе – чаще. Теоретические занятия ведем по вечерам. Специальная подготовка идет в основном по субботам, в первой половине дня. Судят по воскресеньям – это может занять и целый день.
– Кто преподает в вашем центре?
– Опытные учителя, у многих из которых ученые степени. Например, генеральный директор центра Евгений Турбин – кандидат педагогических наук, Евгений Новоселов – кандидат медицинских наук. Преподают у нас действующие арбитры Алексей Николаев, Сергей Карасев, Алексей Еськов, Антон Кобзев, Александр Богданов, известные судьи Алексей Спирин, Андрей Бутенко, Виктор Кулагин, Игорь Захаров.
– Занятия проходят в Москве, заочного обучения нет – получается, иногородним к вам не попасть?
– Почти 40 процентов слушателей приезжают из других регионов. Например, у нас очень тесные отношения с Самарской областной коллегией судей – учатся шесть ее представителей. Спросил у них, сколько они каждый раз тратят на дорогу. "Две тысячи семьсот рублей", – говорят. Сказали, что целый год копили деньги.
– Сколько стоит учеба в вашей школе?
– Сейчас семь с половиной тысяч рублей за курс. Эти деньги не позволяют полностью покрывать расходы на содержание центра. У нас есть другие источники – средства выделяют наши друзья и коллеги. Хочу подчеркнуть, что за все 15 лет работы мы не получили ни одной копейки от Российского футбольного союза.
– Что дает диплом выпускника? Представляет ли он собой некий пропуск в тот или иной дивизион?
– Сертификат, выдаваемый по завершении четвертого курса, естественно, юридической силы не имеет. Профессия футбольного арбитра пока еще, если можно так сказать, не зафиксирована.
– Какой процент ваших выпускников остается в футболе?
– В среднем после четвертого курса в большую судейскую жизнь выпускаются 10-12 человек. Начинают же учебу 45-80 слушателей. Приведу такую статистику: сегодня 45,4 процента арбитров премьер-лиги – наши выпускники. Почти половина.
– Сколько лет самому молодому и самому возрастному слушателям вашего центра?
– Самым возрастным в свое время стал Максим Лаюшкин (выпустился в 30 лет. – Прим. А.Б.). Самый молодой? Есть вот, например, Глеб Голубин. Он родился в 1996-м.
– Идет резкое омоложение российского судейского корпуса. Означает ли это, что после завершения карьеры футболисту нет смысла приходить в вашу академию?
– С большой настороженностью относимся к той тенденции, что существует в профессиональном футболе. Когда человек приходит в 30-32 года с желанием стать арбитром, если он талантлив, наверное, должен судить. А омоложение – не панацея и не тот путь, по которому должно идти наше судейство. Преждевременное исключение из списков таких арбитров, как Баскаков, Сухина, Егоров, Малый, – не самый правильный путь. На мой взгляд. Судья – это штучный товар, все равно что огранка бриллианта. Чтобы его выпестовать, нужно внимание, деликатные шаги.
– Зачем молодежь приходит в судейство?
– Мы всегда просим заполнить анкету, чтобы они рассказали о цели прихода. Желаемый минимум – судить чемпионат России. Амбициозных достаточно. Я в свое время закончил ВГИК, тогда все, кого ни спрашивали, мечтали стать актерами. Но не всем удалось этой цели достичь. Так и у нас. Изначально каждый хочет быть судьей самой высокой категории.
– А здоровья им хватит?
– На первом же занятии говорим слушателям, что они должны быть готовы физически. Затем проводим комплексное медицинское обследование. Беда нации! Порядка 60 процентов молодых людей функционально не готовы работать в футболе!
– Вы один из немногих, кто столько лет обучает судей. Трудно ли быть в какой-то степени монополистом и держать марку?
– Всегда непросто быть первыми. Мы же стремимся не только ими быть, но и работать по новым технологиям. Счастье, что у нас добрые отношения с академией Николая Левникова и что мы никогда не противопоставляем себя друг другу. А беда в том, что в нашей России пока еще нет других организаций, способных серьезно заниматься подготовкой судей. Хотелось бы, чтобы стало иначе.