16 октября 2013, 16:00
ЕСТЬ ТЕМА
Полиция футбола.
В форме и без //
Санкт-Петербург: главное оружие – улыбка //
Самара: дело за малым – подготовить 300 стюардов //
Донецк: в среднем –
800 рублей за матч //
В Германии труднее всего –
с гостями
Заместитель начальника отдела по безопасности и работе с болельщиками РФПЛ Александр САФОНОВ – о стюардах на российских стадионах
– На скольких стадионах в России используют стюардов? Эффективны ли они?
– Недавно принятый Закон о болельщиках вводит понятие контролера-распорядителя. К сожалению, предложение термина "стюард", которое общепринято, в процессе согласования поддержки не нашло. Поэтому юридически правильно использовать именно этот термин – "контролер-распорядитель".
Хотя изменения вступают в силу только 25 января 2014 года (через полгода после официального опубликования закона), контролеры-распорядители задействованы на различных соревнованиях уже давно.
Если взять чемпионат России, то на все без исключения встречи должны привлекаться контролеры-распорядители – из расчета как минимум один сотрудник на сто зрителей. Это закреплено в регламенте турнира и направлено прежде всего на то, чтобы клубы уже сейчас могли набрать необходимый штат контролеров-распорядителей и на практике проверить их возможности.
Пока наиболее эффективно контролеры-распорядители используются на стадионах "Локомотив" в Москве, где их система подготовки сформирована несколько лет назад, "Петровском" в Санкт-Петербурге, "Анжи Арене" и "Ахмат Арене". Сотрудники этих стадионов летом 2013 года прошли стажировку в Донецке на "Донбасс Арене".
– Правильно ли я понимаю, что в Законе о болельщиках есть и пункт о стюардах, делающих их полноценным субъектом соревнований?
– Да, они будут полноценным субъектом спортивных соревнований, как и зрители, со своими правами и обязанностями.
– Какие основные требования будут предъявляться к стюардам? Возраст, образование, социальный статус и так далее.
– Контролером-распорядителем может быть гражданин России старше 18 лет, дееспособный, не имеющей непогашенной судимости и не привлекавшийся к административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей. Если желающий стать контролером-распорядителем соответствует данным требованиям, а они закреплены Законом, то ему нужно будет пройти специальную подготовку. Ее направления сейчас разрабатываются Министерством спорта при активном участии РФПЛ.
– Программа обучения стюардов уже запущена?
– Как показывает практика, подготовкой контролеров-распорядителей занимаются собственники объектов спорта и непосредственно организаторы соревнований. Примерная программа подготовки разрабатывается Министерством спорта. Она не должна быть громоздкой, контролеры-распорядители не являются штатными сотрудниками. В подавляющем большинстве они где-то учатся или работают, на стадион приходят в день матча.
Но уже сейчас можно говорить, что распорядители должны будут ознакомиться с нормативными правовыми актами, уголовным и административным законодательством, уметь оказать доврачебную помощь, пользоваться средствами пожаротушения, быть психологически устойчивыми. Это основные требования. Немаловажно, чтобы контролеры, работающие у входов на стадион, были физически развиты. При досмотре зрителей контролер-распорядитель приседает около 500 раз!
В зависимости от вида спорта, уровня соревнования, стадиона контролеры-распорядители должны проходить дополнительный инструктаж. Обстановка на аренах во время матча "Спартак" – ЦСКА или показа обязательной программы у фигуристов, мягко говоря, различается.
– А нужны ли стюарды самим организаторам соревнований?
– Если организатор заинтересован в привлечении как можно большего количества зрителей, создании для них комфортных условий, то он пригласит хорошо подготовленных и обученных стюардов.
Стюарды, в свою очередь, будут стремиться ответственно их выполнять, чтобы получить право работать на других мероприятиях. Среди контролеров-распорядителей на "Петровском" идет своеобразное соревнование за право обслуживать матчи Лиги чемпионов УЕФА.
– Главный пример для России в плане работы стюардов – "Донбасс Арена"?
– Конечно, стюардинг на "Донбасс Арене" продвинулся далеко вперед, что подтвердил прошедший Euro-2012. И руководители "Донбасс Арены" готовы делиться накопленным опытом.
Донецкие специалисты на практике продемонстрировали, что координатор стюардов – это ключевая фигура в службе безопасности стадиона, отвечающая за подготовку, формирование и управление своей командой. Без него создание эффективной системы безопасности невозможно. На "Донбасс Арене" за это направление отвечает Наталья Иваненко, которая хорошо справляется со своими обязанностями. Опыт ее работы показывает, что координатором с успехом может быть и специалист не из правоохранительных органов.
В то же время копия всегда хуже оригинала. Поэтому не следует полагаться на кого-то. Необходимо постоянно совершенствовать программы подготовки. На той же "Донбасс Арене" с интересом изучают наши методики подготовки контролеров-распорядителей.
– Реально ли России полностью отказаться от услуг полиции на матчах?
– Наивно полагать, что начиная с 26 января 2014 года на стадионах не будет ни одного полицейского. Потребуется определенное время, чтобы Правила обеспечения безопасности на официальных спортивных соревнованиях, которые сейчас разрабатывает МВД России, начали эффективно действовать. Да и полностью отказываться от полиции никто не собирается.
Согласно разработанному организатором спортивного соревнования плану, органы внутренних дел будут оказывать им содействие и выделят необходимое количество сотрудников. На стадионе они будут находиться в резерве – на случай осложнения обстановки.