21 декабря 2013, 00:20
Вчера в отставку был отправлен главный тренер "Рубина" Курбан Бердыев. Он проработал с командой 12 с половиной лет и прошел с ней путь от первой лиги до двух чемпионских титулов.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Разумеется, дело вовсе не в 11-м месте, которое сейчас занимает команда. Очень редко спортивные результаты, тем более – промежуточные, порождают такие отставки.
"Всем известно об определенной обстановке, которая сложилась вокруг и внутри клуба", – сказал президент "Рубина" Валерий Сорокин сразу после заседания попечительского совета клуба, принявшего историческое решение.
"Определенная обстановка" – это сложное финансовое положение и отчаянные попытки его исправить. Если кратко: команда управленцев, как раз и возглавляемая Сорокиным, проводила реформаторский курс. Старая гвардия во главе с Бердыевым как могла этому сопротивлялась.
Устоявшиеся за годы правления Курбана Бекиевича порядки касались интересов немалого числа людей. Кое-кто из них имел к футболу, мягко говоря, косвенное отношение, но зато обладал большим влиянием. Которого хватало, чтобы справиться с людьми вроде Дмитрия Самаренкина, попытавшегося посягнуть на роль Бердыева в 2012 году.
Но на этот раз на стороне оппонентов Бердыева выступил не кто-нибудь, а глава Татарстана Рустам Минниханов. В длительном противостоянии двух лагерей его слово оказалось решающим.
По руководству "Рубина" был нанесен тройной удар. Вместе с Бердыевым ушли вице-президент клуба Камиль Исхаков и генеральный директор Андрей Громов. И опять же: когда целиком меняют состав высшего руководства (не считая президента), футбол видится последней из причин, которая могла к этому привести.
Впрочем, говорить сейчас не о футболе, влезая в сложнейшие схемы управления "Рубином", наверное, не стоит. Слишком много на пути мин и растяжек, которые могут взорваться от одного неосторожного слова, и слишком мало реально подтвержденной информации. А вот прикинуть, что после громкого кадрового решения ждет "Рубин" и где окажется Бердыев, можно.
По нашей информации, Сорокин назвал совету фамилии трех кандидатов на пост главного тренера – двух иностранцев и одного россиянина. В их число, предположительно, входят 49-летний испанец Эусебио Сакристан, помогавший Франку Райкарду в "Барселоне", а также Юрий Семин, работающий ныне в азербайджанской "Габале". Имя специалиста команде объявят в январе, вскоре после новогодних праздников.
Значит ли это, что уже в феврале, в матчах с "Бетисом", мы увидим новый "Рубин"? Скорее всего, нет. Уверен, должно пройти немало времени, прежде чем перестанет чувствоваться инерция, заданная Бердыевым. Он работал в Казани с 2001 года и за это время создал не просто команду имени самого себя, а настоящее явление, аналогов которому в современном российском футболе нет. Бесследно такие империи не исчезают.
Непростые перестроечные времена ждут "Рубин" уже в ближайшее трансферное окно. Весьма вероятно, состав претерпит серьезные изменения, ведь многие футболисты были завязаны не столько с клубом, сколько лично с Бердыевым.
Чтобы избежать подобного кадрового обвала, "Рубин", вполне возможно, предложит бывшему главному тренеру остаться в структуре клуба. Спортивным директором или кем-то еще – не важно, придумать должность – не проблема. В этом случае Бердыев, несомненно, сохранит часть влияния, хотя положение "свергнутого хана" не располагает к масштабным кулуарным играм.
Но согласится ли он сам на подобную роль? Будет ли готов ждать нового шанса, как, например, ждал в "Спартаке" Валерий Карпин, когда с командой работал Унаи Эмери? Не исключено, гордость не позволит Бердыеву пойти на добровольное понижение, пусть даже и с прицелом на возвращение. Да и зачем, если, наконец, предоставляется возможность попробовать свои силы в другом клубе?
По идее сомнений, что Бердыев останется невостребованным, быть не должно. Специалистами такой породы не разбрасываются, тем более что в России есть клубы, и не самые последние, в которых смена на тренерском мостике напрашивается. Что это за команды, можете додумать сами. На мой взгляд, имя Бердыева, если он останется безработным, будет всплывать всякий раз, когда где-то потребуется главный тренер.
Другое дело, что условия, которые у Бердыева были в "Рубине", в другом клубе ему едва ли предоставят. Речь не о зарплате – с этим как раз проблем не возникнет. Просто в "Рубине" все было замкнуто на нем, вся вертикаль была выстроена им самим, и, как видим, убрать Бердыева смогла только еще более влиятельная фигура.
Подобные "восточные деспотии" с практически неограниченной властью главного тренера становятся редкостью. Чувствовать себя хозяином Бердыеву не позволят ни Леонид Федун в "Спартаке", ни Евгений Гинер в ЦСКА, ни тем более газпромовские хозяева "Зенита". Оказаться в положении Олега Романцева, когда тот покинул "Спартак", Бердыев вряд ли желает.
Однако история для того и существует, чтобы извлекать опыт из чужих ошибок. Ничто не мешает Бердыеву перестроиться и сосредоточиться исключительно на футболе, в котором он, надо сказать, понимает лучше многих. Обстоятельства бросают вызов, и на этот вызов придется ответить. Если, конечно, тренерские амбиции Бердыева перевешивают другие, не тренерские.