Премьер-лига (РПЛ). Статьи

22 декабря 2013, 16:00

"Рубин": что дальше?

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Обозреватель "СЭ" - о больших переменах в "Рубине".

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

ТРЕНЕРЫ УХОДЯТ ПАЧКАМИ

"Уход Курбана Бердыева означает закат "Рубина" – этот рефрен не смолкает с того момента, когда было объявлено об увольнении главного тренера казанской команды. Существует и другое мнение: уход Бердыева означает его персональный тренерский закат. Романсу явно не хватает слов про край магнолий и проблеск моря. Без этого парад казанских закатов выглядит не романтично, как в природе, а сумрачно.

Хотя с чего все всполошились, сразу в толк не возьмешь. Тренеры уходят из клубов пачками. Кое-где – вместе с вице-президентами и генеральными директорами, как в "Рубине". И лишь в единичных случаях это оборачивается карьерным или инфраструктурным коллапсом. Дэвид Мойес, скажем, удерживает скипетр и державу сэра Алекса с таким трудом, словно они намыленные, но мысль о закате "МЮ" не придет в голову ни одному человеку в мире. Потому что при правильной организации дела...

С этого момента – поподробнее.

Вполне очевидно: президент Татарстана Рустам Минниханов убрал Бердыева не как тренера, а как фигуру, обладающую большой властью. Одни скажут – слишком большой. Другие – большей, чем подразумевало штатное расписание клуба. И те, и другие будут правы. Но есть еще и третьи, которые считают: отставка казанского Акелы – не акт личной мести, а стремление переделать "Рубин" на новый лад. Что при Бердыеве, на взгляд Минниханова, было вряд ли возможно.

В какую именно сторону будет реорганизован клуб? В прозрачную. Это следует из речи президента Татарстана на еженедельном совещании с республиканской элитой, состоявшемся в минувшую субботу. В выступлении, опубликованном агентством "Бизнес online", отчетливо угадывалось: 11-е место "Рубина" в турнирной таблице разве что повод для отставки. Причины же - в несоответствии стандартам финансового fair play, отсутствии в основе собственных воспитанников, раздутом бюджете, слабом равнении на футбольные Европу и мир.

Свои слова Минниханов подкрепил образным сравнением. "Это примерно как оборонно-промышленный комплекс, – сказал он о "Рубине". – 20 лет ждал госзаказа, за это время развалился. Там, где не работали, развалились полностью..."

Аналогия понятна. И все же позволю себе уточнение. Футбольно-промышленный комплекс "Рубин" не ждал госзаказа – все минувшие годы он его получал. Вместе с финансированием. Соответственно, клуб не простаивал – работал. А развалился он или нет, каждый вправе считать по-своему. При том что мнение главы республики, изыскивающего на футбол бюджетные средства, в процедурном смысле, конечно, определяющее.

ПОВОД РУБИТЬ КОНЦЫ

Что изменится с уходом Бердыева? Например, юридическая форма организации клуба: не так давно РФС дал добро на преобразование муниципального предприятия "Рубин" в акционерное общество. Но самое важное в другом. Те процессы, которые контролировал Бердыев, станут контролировать другие люди. И это, по замыслу реформаторов, положит начало новой клубной жизни. С новыми целями. Со своими воспитанниками. С равнением на Европу и мир. С прозрачным бюджетом, отвечающим стандартам финансового fair play.

Любопытно было бы знать: если бы "Рубин" не скатился к зиме на 11-е место, а бился бы за попадание в тройку, Бердыева убрали бы? Принимая за аксиому прямую зависимость тренерской судьбы от результата, придем к выводу: нет, не убрали бы. Но как тогда быть со следующей истиной: от всего, в чем сейчас винят Бердыева, результат никак не зависит?! Ведь и огромный неокупаемый бюджет, и легионеры, и финансовая непрозрачность являлись теми китами, на которых возлежат оба рубиновских чемпионства!

Если руководство республики собралось от всего этого отказываться, нынешнее 11-е место даже выгодно: есть повод рубить концы. А не промахнись Акела со строчкой в таблице – сидеть не тужить "Рубину" на оборонзаказе, так?

Давайте сделаем набросок. Уже объявлено, что республика не прекратит поддерживать "Рубин" финансово. Но переориентирует клубных руководителей на честность, воспитание собственных кадров, маркетинг, позволяющий не впадать в кисло-лимонную печаль при упоминании финансового fair-play и т. д. Все в "Рубине" заработает, как...

Как где? Сколько вы знаете примеров успешного вложения в футбол бюджетных средств при одновременном стремлении не потратить лишнее? Я – мало. Тут надо либо выжигать все вокруг денежным напалмом, либо, как говорится, влачить. Держать клуб просто для того, чтобы был и чтобы его сотрудники с футболистами имели с этого золотую копеечку. Либо набрать в команду исключительно местных игроков, чтобы воспламенить ими болельщиков. Но уже без претензий на уровень, что для двукратного чемпиона России из спортивного города Казань – почти капитуляция.

Татарстан не отвергает прежнюю схему жизнеобеспечения "Рубина", еще и привязав к ней, как ясно из выступления Минниханова, республиканское министерство спорта. И это резко отдаляет клуб от лишенных государственной опеки европейских и мировых образцов, на которые, по замыслу, нужно держать равнение. Одновременно республика собралась при бюджетной модели финансирования строить что-то честное, прозрачное, эффективное. А это, в свою очередь, выбивает ее из общероссийского ряда, поскольку указанные понятия у нас чаще всего перемежаются союзом "или", а не "и".

Выходит, в Татарстане решили обогатить мировой опыт собственным эксклюзивным подходом. Чтобы футбол развивали чиновники, но работало все, как у частников. Да еще и прозрачно. Мешал только Бердыев. Убрали. Сейчас малость перестроятся – и в путь.

Допускаю, что в республике, где традиционно сильна вертикаль власти, верят в успех задуманного. И искренне желаю "Рубину" этого успеха. Но сомнений в нем немало.

ГДЕ ПОЛМИЛЛИОНА?

Относительно свежий пример. Год назад Бердыев дал интервью "СЭ", в котором рассказал о переговорах при покупке турка Тере. "Дошло до суммы. Начали с семи с половиной миллионов евро, я закончил на шести. Сказал, что больше этот футболист не стоит, ударили по рукам. А затем звонит генеральный директор клуба Андрей Громов. И говорит: "Шесть с половиной". "Почему, – спрашиваю, – если я на шесть договорился?" Внятного ответа не прозвучало. "А документы уже подписал? – Да. – Зачем тогда вообще звонишь?"

Оба – Бердыев и Громов – еще год совместно работали на благо любимого клуба. Судьба полумиллиона евро, то есть двадцати с лишним миллионов рублей, никого не взволновала. Хотя вариантов было ровно два: либо деньги украли, либо на человека возвели напраслину. Вы бы провели расследование, исчезни у вас с банковской карты такая сумма? Почему этого не сделали акционеры клуба? Хотя бы ради имиджа, если уж три тысячи чьих-то пенсий для них – не слишком большие деньги.

А ведь случай стал достоянием гласности (но не поводом для криминального расследования) только потому, что Бердыев и Громов враждовали. Не будь этой вражды, мы ничего не узнали бы ни об интересных особенностях сделки, ни об исках, которые Бердыев подал против агентов-клеветников и о которых с тех пор никто ничего не слышал.

В прозрачном "Рубине" новой формации люди будут заниматься тем же самым: селекцией, переговорами с агентами и владельцами прав. Уже не враждуя друг с другом. Откуда болельщики и акционеры получат информацию о нюансах будущих сделок? И почему все вдруг станет честнее, если схема выделения клубу бюджетных средств останется прежней? Только лишь из-за замены одного сотрудника на другого?

Причины одновременного увольнения Громова и Бердыева, кстати, выглядят несколько загадочными, поскольку они находились по разные стороны баррикад. Но этот вопрос обретает статус технического, если задуматься вот о чем. Туркменский тренер, которого называли ханом, олицетворял собой единоначалие. Он давно превратился в менеджера, контролирующего большинство процессов в клубе, им же и отстроенном. Кому теперь отойдут его функции?

Можно распределить их среди нескольких сотрудников, рассредоточить по разным кабинетам. Но самый главный контроль, который я бы назвал футбольным, обязан осуществлять кто-то один. И это будет явно не иностранный тренер, которого, говорят, собрался приглашать "Рубин". У того попросту не хватит знания людей, менталитета и ситуации. А у кого тогда хватит?

ЗАКОН БЕРЛОГИ

Бердыев исполнял функции не только тренера, но и трудоголика-президента "на каждый день". Ясно, что нынешний президент "Рубина" Валерий Сорокин и тем более глава республики – слишком занятые люди, чтобы посвятить клубу все свое личное и рабочее время. К тому же они разбираются не во всех футбольных аспектах, мягко говоря. А это значит, что на смену Бердыеву по иронии судьбы придется приглашать человека со столь же широкими властными полномочиями. Потому что помимо благодетелей и попечителей любому клубу нужен хо-зя-ин.

Впрочем, власть, как я уже говорил, можно и раздробить. Один дом – десять хозяев, почему нет? После легкого хаоса и актов каннибализма все как-нибудь устаканится.

А заодно и со стадионом проблема решится. Каждый клуб мечтает иметь собственную арену, верно? "Рубин" – не исключение. Мечтая, однако, казанский клуб не может позволить себе не то что построить – содержать уже построенный стадион. Потому что эксплуатационные расходы на новую "Казань-Арену" составляют 250 миллионов рублей в год. А отбить эти деньги с учетом нынешней популярности в Казани двукратного чемпиона России кажется абсолютно нереальным.

И вот как раз в этом Бердыев безоговорочно виноват. Он подмял под себя власть, получив карт-бланш от бывшего президента республики Минтимера Шаймиева, но не распространил ее на то, чтобы сделать из "Рубина" привлекательный продукт. Командуя футбольной тактикой, контрактами, селекцией и академией, выбивая из республиканских вождей манежи и поля, экс-главный тренер осваивал, а не зарабатывал деньги. Высекая одновременно футбольный результат.

Его усилий и не должно было хватать на остальное. Но закон берлоги суров. Если власть – то вся. Если союзники – то проверенные.

Бердыев "ушел" предыдущего президента "Рубина" Дмитрия Самаренкина, который не собирался довольствоваться ролью менеджера по работе с болельщиками. Затем попал в новую осаду. Расстался с должностью вице-президента, которую занял Камиль Исхаков. Сделал вид, что сосредоточился исключительно на роли тренера. И получил отставку. Вместе с упреками в неверном курсе, которым он вел сухогруз "Рубин".

Продержался бы Бердыев в Казани двенадцать с лишним лет, будь он с самого начала только тренером? Уверен, что нет. Он ведь на каком-то этапе просто заполнил нишу. Строить клуб было некому. А строить надо было. Хотя бы ради двух будущих чемпионств. Бердыев впрягся, построил, выиграл и тем самым оберег свое тренерство от чужих кадровых прихотей. Но вернуться только лишь к свистку и магнитным фишкам не захотел. Или не смог.

НЕЛЕПЫЙ СИМБИОЗ

Сегодня многие мечтают: как было бы здорово, если бы профессор Курбан не лез во власть, а реализовывал свой недюжинный тренерский дар, работая с командой. Знаю – есть и другие. "После одного из чемпионских сезонов "Рубина" Бердыева-тренера для меня не существует, – услышал я не так давно от заметной футбольной личности. – Потому что мне известны механизмы и способы".

При отсутствии поимки обвинения некорректны, поэтому смещу акценты. Бердыев точно не ангел и никогда им не был. Может, он потому и трепетен в отношении намазов, молитв и хаджей в Мекку, что грешен. Но превращение обычного человека в великого кормчего – вопрос не только его собственных устремлений, но и контроля за ним.

Был ли в "Рубине" этот контроль эффективным? Не уверен. Способствовала ли система координат, в которой долгие годы существовал "Рубин", прозрачности, финансовому fair play, равнению на Европу и мир? Ответ тот же. Изменится ли эта система после отставки Бердыева? Не вижу серьезных предпосылок. Списать все на волюнтаризм одного человека легко. Куда сложнее сделать так, чтобы этот волюнтаризм, если он есть, не сочетался с попустительством и бесконтрольностью, – неизменными спутниками нелепого симбиоза профессионального футбола и государства.

Кстати, о профессионализме. "Рубин" в ближайшее время ждет проверка как раз по этому показателю. То, что считалось само собой разумеющимся и решенным, сейчас полезет из всех щелей во всей своей непричесанности. Слишком многое было завязано в клубе на одного человека. И слишком значительный период времени. Которое потерянным для "Рубина", как ни относись к Бердыеву, точно не назовешь.

Самому ему, в его 61, проходить проверки уже поздновато. Да и ни к чему: все давно доказано. Поэтому просто пожелаю Бердыеву трудоустроиться туда, где много амбиций и возможностей, а все руководящие должности заняты настоящими знатоками своего дела. Кроме одной – тренерской.

46