Премьер-лига (РПЛ). Статьи

31 марта 2015, 01:00

Война за деньги Федуна

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

В понедельник после исполкома президент Российского футбольного союза Николай Толстых сделал громкое и сердитое заявление в адрес компании "Телеспорт".

Толстых против "Телеспорта":
дело на 210 миллионов

Дмитрий СИМОНОВ
из Дома футбола

– Что-то рановато они управились. Всего за три часа, – возмутился охранник на проходной желтого дома на Таганке.

– Да уж, – с подозрением в голосе согласилась секретарь.

Действительно, исполком отзаседал непривычно быстро, обойдясь без по-настоящему громких решений и скандалов. Финал Кубка России отдали Астрахани, проект бюджета на 2015 год (хотя на дворе почти апрель) передали финансовому комитету, Аленичева осудили и не более, посредникам урезали вознаграждение и так далее и тому подобное. Кажется, никто даже не думал браться за тяжелый предмет.

– Это был о-о-очень ценный исполком. Достигли нужности и вперед идучести! – на бегу съязвил Евгений Гинер, юркнул в свой автомобиль и был таков. Вслед за ним шла Смородская: она с гордостью объявила, что на дисквалифицированные сектора стадионов будут, как в Турции, пускать женщин и детей. Это означает, что сама Ольга Юрьевна теперь сможет попасть на любые матчи российского первенства.

К Николаю Толстых поначалу даже не возникло вопросов. Он от такого опешил, но было видно, что такому повороту сильно обрадовался. В тот момент никто из журналистов еще не знал, что главное в речи Николая Александровича таится вовсе не в начале и не в середине, а в заключительной части, с исполкомом вовсе не связанной. К несчастью, меня угораздило задать главе РФС вопрос о демарше Аленичева, и ответ растекся на лишние полчаса. Из всего сказанного в голове засела только одна, философская фраза:

– Не всегда в жизни добро побеждает зло.

Кубок - в Астрахань.
Женщин - на стадионы.
Аленичева - к ответу

Финал оказался куда бодрее всего остального – зазвучали слова "блокада", "теневой руководитель", "шантаж", а также непрозрачные намеки на то, что в случае чего Толстых готов вскрыть нарывы и сорвать маски с врагов. Увесистая папка в зеленой обложке (у меня была такая в школе) несколько раз со значением падала на стол. Мяч, нарисованный на плакате за спиной президента РФС, обратился в нимб. Толстых распалился, разъярился, пару раз его бросало в дрожь – в такие моменты он иной раз начинает незаурядно шутить. Одна из собственных шуток так понравилась Николаю Александровичу, что он воскликнул:

– Ну, где аплодисменты?! – и посмотрел на руководителя департамента по информполитике РФС Евгения Дзичковского. Но аплодировать почему-то не стал никто. Ни разу не хлопнул в ладоши даже руководитель департамента.

Поводом для заключительной речи послужило письмо от компании "Телеспорт", "давнего коммерческого партнера РФС", которое, по словам Толстых, пришло в РФС 26 марта, хотя датировано 20-м. В письме сообщалось, что "ИФД КапиталЪ" передал "Телеспорту" право требовать с РФС давний долг в размере 210 миллионов рублей плюс проценты за пользование этим займом (в общей сложности – порядка 300 миллионов). В связи с чем "Телеспорт" предложил футбольной федерации оперативно погасить задолженность либо напрямую, либо за счет взаимозачета тех денег, которые уже сам "Телеспорт" должен выплачивать РФС по коммерческим договорам. (Отметим, что большую часть коммерческих доходов РФС получает как раз через компанию "Телеспорт", оставляющую себе определенный процент.)

Петр Макаренко:
"Толстых делает крайним "Телеспорт", который спас его от суда"

О долге РФС перед ИФД "КапиталЪ" известно давно. Глава этой компании и футбольного клуба "Спартак" Леонид Федун в 2013 году предоставил футбольному союзу заем под 8,25 процента годовых с возвратом в июле 2014-го. Но ликвидировать задолженность вовремя РФС не смог, и в середине января 2015-го Федун во всеуслышание заявил, что "будет добиваться погашения долга".

И вот теперь, не дождавшись денег, "ИФД КапиталЪ" вместе с "Телеспортом" перешли к решительным действиям. По сути, "Телеспорт" выступит в роли коллекторского агентства, которое нанимают банки, чтобы "выбить" долги у злостных неплательщиков.

Коллектор, как известно, должен применять исключительно законные, пусть и жесткие методы (хотя бывали случаи, когда начинались откровенное запугивание или шантаж). Разница, однако, в том, что у "Телеспорта" есть невероятно действенное оружие против РФС – те самые коммерческие заработки федерации, которые можно пускать во взаимозачет. Если коллектор должен деньги отнять, то "Телеспорт" взял на себя право их попросту не отдавать – средства перестанут доходить до конечного адресата.

Так что же возмутило Толстых, если факт наличия долга перед "ИФД КапиталЪ" он не оспаривает (пускай и наотрез отказался отвечать на мой вопрос о сроках просрочки и условиях договора с компанией Федуна)?

Петр Макаренко:
"Что я могу поделать, если Толстых не знает, кто такой Макаренко?"

Во-первых, то, что "ИФД КапиталЪ" и "Телеспорт" договорились вдвоем и за спиной РФС, поставив Толстых в известность постфактум. Причем получилось, что еще и задним числом – 20-го марта федерация ждала очередных финансовых поступлений, а вместо них спустя почти неделю получила всего одну бумажку, на которую ничего не купить.

Во-вторых, "Телеспорт", по мнению Толстых, повел себя не в духе сотрудничества и честной игры (люди сложного жизненного пути сказали бы – "не по-пацански" или "не по понятиям"). Потому что не с руки компании, называющей себя партнером (то есть вроде как другом) и призванной обеспечивать благополучие РФС, брать на себя роль громилы, вышибающего долги вместе с челюстью. Прямо волк в овечьей шкуре – и глядь, федерация снова очутилась в неприятном положении. Где, к примеру, взять деньги на участие юношеских сборных в финальных частях чемпионатов Европы?

С другой стороны, разве можно было ожидать чего-то другого, когда у РФС крайне напряженные, мучительные отношения с "Телеспортом", его гендиректора Петра Макаренко (экс-коммерческого директора РФС во времена Виталия Мутко) Толстых считает едва ли не личным врагом похлеще Гинера, да и у Макаренко взаимные чувства.

Важно, что Толстых ушел от критики в адрес Федуна и "ИФД КапиталЪ", хотя очевидно, что не только "Телеспорт" взял права на долги, но и Федун их отдал, видимо, потеряв надежду вернуть свои кровные иными путями. К тому же не лишне вспомнить, что хозяин "Спартака" удивительным образом не попал в состав исполкома РФС на выборах-2014, а до этого не попал и в президентский список кандидатов. Ясно, что Федун, когда давал деньги (пусть и не безвозмездно), был вправе рассчитывать на некий акт дружбы и понимания.

Очевидно и то, что в глазах президента РФС письмо из "Телеспорта" – очередное звено в цепи глобального заговора против Н. А. Толстых, и, скорее всего, от истины он недалек. Вопрос в том, насколько законны методы и честны поступки обеих сторон – в данном случае и вообще. Сколько можно кормить завтраками Федуна? И вправе ли дающая рука забирать то, что дает, у того, кому дает, прямо из-под носа?

В своей речи Толстых выразил опасения, что схожая с долгом Федуна судьба может ждать и другой заем – 400 миллионов рублей, выделенные Алишером Усмановым на зарплату Фабио Капелло. А также фактически анонсировал очередной раунд войны компроматов.

– Надеюсь, что это наша не последняя встреча, – загадочно пообещал Толстых и нежно, как домашнего питомца, погладил зеленую папку. Будь у нее хвост, она бы вильнула хвостом.

Между тем до истечения президентского срока Николая Александровича остается немногим больше года. РФС кое-как живет, сборная кое-как играет, и Федун без своих миллионов тоже не помирает с голоду. Но война – как наркотик; слишком уж захватывающая штука, чтобы взять и остановиться. А жизнь чуточку сложнее, чем просто борьба добра со злом. Особенно когда добром считают себя и те, и другие.