Дмитрий СИМОНОВ
Вчерашний день был полон трансферных известий, ожиданий и слухов о грядущих переходах, но самая главная новость заключалось в том, что кто-то не ушел, а остался. Игорь Денисов – в "Динамо", он возобновляет работу с основным составом, хотя еще несколько дней назад был отстранен даже от прохождения совместного медосмотра и должен был тренироваться индивидуально.
За последние годы Денисова так часто от чего-нибудь отстраняли и куда-нибудь ссылали, что складывалось впечатление: нынешняя ссылка вот-вот превратится в гиперссылку длиною в вечность. Но ваши ожидания – это ваши проблемы. Игорь снова вышел на свободу, "отсидев" совсем немножко, пару-тройку недель на излете 2015-го. Новость о досрочном освобождении "СЭ" первым сообщил на нашем сайте. Вскоре последовало официальное подтверждение амнистии.
– Тренерским штабом принято решение, которое было поддержано руководством клуба, – вернуть Игоря Денисова к работе с основной командой. 12 января Денисов пройдет медицинское обследование, после чего вылетит на сбор в Португалию, – сообщил генеральный директор клуба Сергей Сысоев.
Посмею утверждать, что в словах уважаемого топ-менеджера существует некоторое нарушение последовательности событий там, где речь идет про тренерский штаб и руководство. Но глобальной разницы нет.
Денисов снова в игре.
СБОРНАЯ СПАСЕНА
Синхронные злоключения Игоря Денисова и Романа Широкова соответственно в "Динамо" и "Спартаке" будоражили общественность с ноября.
Как же так! Караул! Сборная на Euro-2016 рискует остаться без ключевых игроков середины поля – одновременно и без мозга, и без челюсти цербера. Леонид Слуцкий в одном из интервью "СЭ" признал, что Широков – единственный игрок, у которого в сборной нет полноценного дублера. Заменить Денисова тоже нелегко – Глушаков серьезно сдал, Тарасов часто травмируется, Газинский с Юсуповым не доросли. Возможное решение проблемы – натурализация иммигрантского сына Романа Нойштедтера. Но "немец" пока тоже кот в мешке.
Вчера было 11 января, а сборная России сыграет с Англией на Euro 11 июня, то есть ровно через пять месяцев. Ситуация выглядела безвыходно-угнетающей: все шло к тому, что весной Денисов с Широковым останутся без игровой практики. По словам Слуцкого из декабрьского интервью "СЭ", любые неиграющие автоматически лишатся шансов попасть в заявку на Euro, невзирая на громкие имена, огромный вклад в общее дело осенью 2015-го и значимость для команды.
Здесь надо сразу подчеркнуть – сборная теряла больше, чем сами футболисты, вопреки расхожему мнению, что в предпенсионном футбольном возрасте звезды должны цепляться за, не исключено, последний шанс. Но давайте без лирики! Что Денисов, что Широков – состоявшиеся футболисты, которые на своем уровне выиграли все возможные трофеи – чемпионаты, Кубки, Суперкубки России и даже Кубок с Суперкубком УЕФА. У Широкова к тому же есть бронза Euro-2008, оба участвовали в ряде крупных турниров. Euro-2016 – всего лишь еще одно соревнование; попасть там в медали сродни чуду. Опыт пропуска международных форумов по разным причинам есть и у Денисова (Euro-2008, недопонимание с Хиддинком), и у Широкова (ЧМ-2014, травма). Да, будет обидно, но не конец света, не трагедия. Опять-таки болельщики привыкли гиперболизировать спортсменов, считая забитый гол единственной целью их существования. Но они не роботы, а люди, с семьями, где просят кушать. После тридцати ты все чаще думаешь о завершении футбольной карьеры, и материальные стимулы потихонечку вытесняют с первого места спортивные.
Не стоит переоценивать и лишения, мучения футболистов. Играть они не могли – это раздражало, бесило, расстраивало. Но "Динамо" со "Спартаком" продолжали платить согласно договорам. Это веский аргумент, чтобы меньше страдать. Хотя со мной точно не согласятся бессребреники.
СПАСИБО МУТКО!
Итак, все было плохо, очень плохо. Но вдруг лед тронулся. И теперь у Денисова будет не только евро, но и Euro. Нет никаких сомнений, что при наличии практики и здоровья Слуцкий возьмет его на турнир и сделает бессменным игроком основы.
Почему же стороны вдруг пошли на мировую? За исключением г-на Сысоева, основные действующие лица предпочли промолчать. Кобелев вчера не поднял трубку, Денисов практически не общается со СМИ, его юристы отказались от комментариев, сославшись на "внутреннее дело клуба и игрока". Воздержался от публичных заявлений и министр спорта России, президент РФС Виталий Мутко, несколько раз обещавший сделать все возможное, чтобы вызволить Денисова с Широковым из опалы в нуждах сборной команды страны.
Хотя сразу несколько источников, чрезвычайно близких к футбольному клубу "Динамо", утверждают: именно министр является важным действующим лицом в операции спасения, и те его слова – не просто слова.
После того как Виталий Леонтьевич "впрягся" за Денисова, Широкова, а недавно еще и за волейболиста Мусэрского, немало людей принялось критиковать Мутко. Вроде как он лезет не в свое дело, навязывая одного спортсмена тренеру сборной, который и без бывшего лидера вывел команду на Олимпиаду в Рио, а двух других – клубным руководителям, которые не желают этих игроков видеть (и уж тем более им платить). Но лично я совершеннейшим образом не готов присоединиться к упрекам. Во-первых, в России министр спорта – больше чем министр, он благодетель, отец, как говорится, всех спортивных народов. Во-вторых, Виталий Леонтьевич, как мы знаем, все делает искренне, фром хиз харт. В-третьих, пословицу "двое дерутся – третий не мешай" придумали зря. По-моему, это замечательно, когда находится человек, способный подружить людей, потерявших общий язык. Бывают ситуации, когда двое из-за отсутствия такого третьего ссорятся навсегда, а потом жалеют, что никто не привел их друг к другу за ручку, не сделал за них тот самый важный первый шаг навстречу. Как говорил один мой бывший знакомый, "посажу их за стол, поставлю бутылку водки, и они – помирятся". Правда, в том конкретном случае первый же из "примиряемых", услышав об инициативе, порвал тельняшку на груди и воскликнул, что с другим "примиряемым" не сядет ни за один стол, ни даже на одном поле. План миротворца рухнул.
Однако у Мутко гораздо больше опыта в достижении политических договоренностей, чем у героя моей истории. Как рассказывают знающие люди, "генералы" к министру прислушались. Кто не знает, "генералами" в мирке российского футбола называют некую многоглавую гидру, которая управляет клубом "Динамо". Нередко рассказчики, упоминая "генералов", даже затрудняются назвать конкретные фамилии. Но стоит этому слову прозвучать, как все сразу всё понимают. Определенно, в тех кругах у Мутко есть влияние и авторитет.
БЕЗНАДЕГА.РУ
Существует и вторая версия, которая, впрочем, не противоречит, а, наоборот, дополняет и в какой-то степени предваряют первую. "Динамо" возродило Денисова от безнадеги.
В фильме "Хранители", основанном на знаменитом графическом романе, костюмированного героя Роршаха упекают в тюрьму, но, когда там его зловеще окружают заключенные, которых он сам в свое время пересажал, Роршах усмехается и кричит: "Это не меня с вами заперли! Это вас со мной заперли!" После чего отпиливает некоторым руки, и зэки действительно понимают: им не повезло.
Вот примерно то же самое произошло и с "Динамо". Пытаясь создать для Денисова атмосферу заточения и ада, клуб, на самом-то деле, наказывал прежде всего себя.
Надежды "Динамо" трудоустроить бунтаря не оправдались. Причем второй раз за год. В конце весны и в начале лета, после конфликта Денисова со Станиславом Черчесовым, бело-голубые пытались найти для него новую команду. Вот только денисовский контракт наряду с кокоринским – едва ли не последний рудимент славной, сытой, помпезной эпохи, когда российский футбол был богат, сказочно богат. 4,5 миллиона в год (у Кокорина – 4,4) – символ золотого века, царем которого стал керимовский "Анжи". Ротенберговскому "Динамо" договоренности достались по наследству. Сейчас, после обрушения рубля и оскудения клубных бюджетов, никто уже не даст таких денег никому и никогда. Наверное, если бы очень сильно захотелось, сопоставимые цифры мог бы предложить "Зенит". Но все говорит о том, что возвращение Денисова на историческую родину исключено, хотя сам Игорь не скрывал такого стремления. "Динамо" предлагало игроку расторгнуть контракт по взаимному согласию и выплатить часть неустойки, но идея не нашла понимания – кто откажется от гарантированного заработка, понимая, что столь же жирного оклада можно больше нигде не получить?
Амортизация стоимости личного контракта хавбека происходит еще по двум причинам – игрок не становится моложе и оказался заложником своей репутации. Безусловно, Денисов – самый милый человек на Земле, но по версии только двух людей, один из которых – его мама. Для остальных, и прежде всего для потенциальных работодателей, Игорь представляется бомбой замедленного действия, способной подорвать атмосферу в дружном коллективе. "Не стоит меня демонизировать!" – любит говорить один человек из агентского мира. Те же самые слова можно сказать про Денисова. Отзывы об Игоре есть разные, наша жизнь многогранная штука, и в принципе практически ни на ком нельзя ставить клеймо. Однако помимо впечатлений и личных оценок существуют всем известные факты. А они заставляют задуматься.
Даже если отбросить шальную молодость, Гарик начиная с середины 2012 года так или иначе поругался со всеми тренерами, с кем работал (кроме Слуцкого, тьфу-тьфу-тьфу). Вступал в разного рода конфронтации с тремя клубами ("Зенит", "Анжи", "Динамо"), причем с некоторыми случался рецидив. Регулярно отправлялся в места не столь отдаленные (имеется в виду дубль или индивидуальная подготовка). Противостоял, словесно или поступками, целой группе лиц – Халку с Витселем, Это’О и его друзьям, Черчесову, врачу "Динамо". Даже если половина из перечисленного – клевета, даже если в ста процентах случаев правда была на его стороне, послужной список все равно пугает.
Предполагаю, в современных условиях российского рынка труд Денисова можно было бы оценить, может, в полтора, ну, два миллиона евро, но даже половину его теперешней зарплаты никто не готов взять на себя. Говорят, Игоря от безысходности пытались предложить самарским "Крыльям", ищущим центрального полузащитника после ухода Станислава Драгуна как раз таки в "Динамо". А там верхний предел возможной зарплаты составлял 500-600 тысяч евро в год.
Короче, получился пат. Поэтому, как рассказывают источники "СЭ", пресловутые "генералы" решили, что, раз избавиться от 4-миллионного бремени не удастся, пусть деньги идут в ход, а не сгорают во время индивидуальных тренировок. Денисов должен тренироваться, играть, отрабатывать. Свою роль, как выше описано, сыграло и слово доброго министра. Тренерский штаб соответственно взял под козырек. И ни в коем случае не стоит обвинять Андрея Кобелева в двуличии. Не он стоял у истоков разборок Денисова и "Динамо" – все началось с Черчесова, а продолжилось финансовыми притязаниями (игрок требовал, чтобы ему целиком вернули штраф, наложенный при Черчесове, клуб не соглашался). Стоит отметить, что аккуратный Кобелев ни разу не произносил фраз вроде "я с Денисовым работать не буду", в отличие от Черчесова, который, наоборот, занял жесткую, непримиримую позицию. Андрей Николаевич, более того, постоянно твердил, что конфликта нет. Учитывая, что история была прозрачна, как стекло, звучало забавно. Зато теперь Кобелев на коне. Я же говорил, мол, что нет конфликта. Почему отстраняли? Почему вернули? А вот так вот. И отстаньте от нас.
Как же Денисов и Кобелев будут работать дальше? Полагаю, отношения останутся холодными, натянутыми, особенно если знать непростой характер обоих. Но для "Динамо"-2015/16 это не станет великой проблемой. Оно ни за что не борется, а просто существует, без внятных целей и задач. Точнее, они есть – расчистить платежную ведомость, побольше людей продать, залатать кем-нибудь дыры. Команда вряд ли займет высокое место, вряд ли вылетит. Кто-то попадает в турнирное болото ближе к концу, а бело-голубые сидят в нем с самого начала. Не все ли тогда равно, дружат тренер с ведущим футболистом или ненавидят друг друга?
А "СПАРТАК" ТЕПЕРЬ ТОЖЕ ПОМИРИТСЯ С ШИРОКОВЫМ?
После грядущего воссоединения Денисова и "Динамо" разумно предположить, что следом могут помириться Широков и "Спартак". Это не информация, а просто домыслы, основанные на простой логике, интуиции. Сказано "А" – последует и "Б". Вслед за генералами Мутко пообщается и с Леонидом Федуном.
Ситуация Широкова в "Спартаке", с одной стороны, очень похожа на денисовскую, а с другой – есть одно важнейшее отличие. Роман, как и Игорь, – заложник собственного имени и запросов. Статус одного из лучших, а брать Широкова на спартаковские деньги (2,7 миллиона евро в год) никто не готов.
Различие же в том, что договор Денисова с "Динамо" будет действовать аж до лета 2017-го. То есть бело-голубые обречены потерять свыше 6 миллионов евро (причем с каждым новым днем сумма увеличивается вслед за удешевлением нефти и агониями рубля). Тогда как деньги "Спартака" (читай, Федуна) еще можно спасти. Продержав Широкова до лета на лавке, красно-белые лишатся примерно миллиона, но приобретут незаплаченные два с лишним за дополнительный год – плеймейкер, напомню, вправе в одностороннем порядке пролонгировать личный контракт, если сыграет за "Спартак" еще хотя бы один матч. Ходят разговоры о том, что помимо этого Широкову будет гарантирован и бонус в размере миллиона.
Гораздо логичнее вариант, при котором на попятную пойдет Широков, отказавшись от пункта о пролонгации. Того же самого в ноябре от Романа требовал "Спартак". Отказ не будет означать расставание летом – не исключено, что совсем наоборот, Широкову могут предложить остаться, просто на менее агрессивных условиях. Не исключено, что новое предложение "Спартака" все равно будет более щедрым, чем у других.
Проблема в том, что подобный расклад станет победой клуба, а не стороны футболиста. Не уверен, что Широкову это надо: учитывая, что шанс на избавление был, Галицкий, образно выражаясь, прислал за опальным гением вертолет, но того не устроило качество обшивки кресел в салоне. Умение себя нести, знать себе цену – вообще-то качество благородных мужей, но в конечном счете все равно получается замкнутый круг. Как его разорвать?
К счастью, мы знаем человека, который со всем разберется, придет на помощь, выведет из лабиринта человеческих пороков. И это не Чип, не Дейл, не Тесей и даже не Бэтмен.
Как говорится, Раша о’кей, ноу проблем!