Умение общаться со своими болельщиками через социальные сети – это искусство, которое под силу не каждому футбольному клубу. Как с этим обстоят дела в России?
Чемпион России – лучший во всем. По количеству подписчиков в главных социальных сетях (ВК, Твиттер, Фейсбук, Инстаграм, Ютуб) среди всех клубов премьер-лиги "Зенит" лишь в ВК проигрывает "Спартаку" (1 051 827 человек против 1 077 709), уверенно лидируя во всех остальных. Это лидерство оправданно – контент у сине-бело-голубых выходит самый качественный.
И речь не только о слаженной работе клубной медиа-группы, которая оперативно наполняет зенитовские соцсети фото– и видеоматериалами после каждого матча – особенно после знаковых игр вроде победы в гостях над "Краснодаром", когда в течение нескольких часов вслед за финальным свистком в Инстаграме петербуржцев было сделано 11 постов, в сумме набравших около 300 тысяч лайков. Твиттер "Зенита", например, мгновенно реагирует на стоящий инфоповод: будь то объявление о концерте Шнура на спартаковской "Открытие Арене" (добавить зенитовский шарф исполнителю – легко)
Вставили кое-что в афишу, теперь совсем красиво ? pic.twitter.com/CbR5p96Ubl
— ФК «Зенит»? (@zenit_spb) 10 апреля 2019 г.
или запуск нового блога для болельщиков на персидском языке в связи с трансфером Сердара Азмуна. Таких блогов у петербургского клуба 13 (португальский, итальянский, испанский, немецкий, французский, польский, японский, китайский, датский, финский, иврит, хинди, фарси), кроме того есть восемь твиттер-каналов на разных языках.
«Зенит» представляет официальный блог болельщиков на фарси! ??
— ФК «Зенит»? (@zenit_spb) 25 марта 2019 г.
Теперь мы разговариваем на 1?5? языках и можем заявить на каждом из них: «Зенит» — самый мультиязычный футбольный клуб мира!
Подробности: https://t.co/HmtnQ8hbYw
?????????????????????????????? pic.twitter.com/AdmLo62iqM
Отдельная гордость сине-бело-голубых – клубный Ютуб-канал. Видеоблоги, "Раздевалки", Скрытые камеры "Зенит-ТВ", шоу с участием блогеров и футболистов – все это позволяет петербуржцам набирать десятки тысяч просмотров под каждым видео и стабильно держаться в середине топ-25 европейских клубов, привлекающих наибольшее внимание аудитории Ютуба.
Февраль 2019-го вышел самым крутым: трансляции матчей со сборов и мощнейший перформанс болельщиков, устроивших автобусу с игроками перед домашней встречей с "Фенербахче" в ЛЕ огненный коридор из файеров, принесли в копилку зенитовского канала 5,19 миллионов просмотров и 11-е место в мире среди футбольных клубов – выше "Баварии", "Аякса", "Челси" и "Милана".
We make the starting XI for @DeporFinanzas ? TOP 25 football clubs in Europe ranked by #YouTube views during February
— FC Zenit in English? (@fczenit_en) 1 марта 2019 г.
But best of all we're above our good friends @FCBayernUS, @BlackYellow and @ASRomaEN ?? pic.twitter.com/7ZsMHjTC8S
Впрочем, стоит подождать подведения итогов мая – чемпионская волна может оказаться еще выше.
Красноярский клуб в свой дебютный сезон в РПЛ больше запомнился не ярким футболом, а креативом в сети – получалось свежо и интересно. Твиттер "Енисея" регулярно придумывал новые способы представления стартового состава: то утеплит игроков с приходом зимы,
Наш утепленный состав на матч #ЕнисейАхмат! pic.twitter.com/ENE17rzR2O
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 1 декабря 2018 г.
то заменит футболистов на персонажей "Игры престолов" накануне старта финального сезона сериала.
Наш состав на битву с "Уфой"! #ЕнисейУфа pic.twitter.com/v6jAQIR644
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 13 апреля 2019 г.
Еще "Енисей" показал самую трогательную на свете рекламу шашлыка в лаваше.
По вашим просьбам – представляем полную версию! pic.twitter.com/Bgdi0SectI
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 31 марта 2019 г.
За романтическим обедом была поймана пара болельщиков "Рубина", и красноярцы сразу же предложили казанцам новый дизайн игровой формы.
Шашлык в лаваше на матче #ЕнисейРубин кушали болельщики @fcrk. Мы тут покреативили для вас, казанцы! pic.twitter.com/a203sPdQcm
— ФК «Енисей» (@FCEnisey) 31 марта 2019 г.
Наконец, как показатель определенного успеха, появившийся в ноябре английский аккаунт Твиттера "Енисея", который намекал на приглашение Жозе Моуринью в качестве переводчика для Дмитрия Аленичева и предлагал "Боке" и "Риверу" сыграть ответный матч финала Кубка Либертадорес в заснеженной столице Сибири в валенках и ушанках, был отмечен СММ-менеджерами "Ромы", которая одной из первых среди топ-клубов сломала строгие рамки социальных сетей.
Dear friends @CARPoficial and @BocaJrsOficial
— FC Enisey English (@FCEniseyEN) 27 ноября 2018 г.
You can play on our stadium for finale #Libertadores2018. It will be unforgettable – snow, felt boots and fur hats!? pic.twitter.com/Uynag89Iri
"Команда дня – "Енисей" из сибирского города Красноярск. Это его первый сезон в РПЛ и самый первый день в англоязычном Твиттере. Его тренирует экс-футболист "Ромы" Дмитрий Аленичев, и нам уже по душе стиль админа Твиттера "Енисея", – написали римляне.
#ASRoma’s Twitter Team of the Day is @FCEniseyEN from the Siberian city of Krasnoyarsk. It’s their 1st season in the Russian Premier League & their very 1st day on EN Twitter. Coached by one-time Roma player Dmitri Alenichev, we already like EniseyEN Admin’s style. ??? pic.twitter.com/r6fpsF2vv4
— AS Roma English (@ASRomaEN) 14 ноября 2018 г.
В начале сезона армейцы сделали ставку на оригинальное представление трансферов.
?? Mr. Selfmade? ? pic.twitter.com/6V5057budX
— ПФК ЦСКА Москва (@pfc_cska) 1 августа 2018 г.
????! ?????? pic.twitter.com/25SM984aUk
— ПФК ЦСКА Москва (@pfc_cska) 31 августа 2018 г.
Наш сериал #трансферыЦСКА2018 подходит к концу, остался финальный эпизод!
— ПФК ЦСКА Москва (@pfc_cska) 31 августа 2018 г.
Отгадаете слово целиком? ? pic.twitter.com/JnArX0R4Qh
Затем анонсировали первый домашний матч ЛЧ в "Лужниках" в стиле популярной компьютерной игры Супер Марио, организовав встречу Фернандеса и Модрича.
Наконец, перед дерби с "Локомотивом" иронично ответили на ролик красно-зеленых, который был снят в духе вестерна. Его сюжет повторяется, только вместо живых людей на экране двигаются фигурки из детского конструктора. В конце концов в действие вмешивается ребенок в экипировке красно-синих, который легко крушит игрушечный мир Дикого Запада.
"Локо" и правда сделал ставку на кинематограф. Вот три ролика, над которыми иронизировал ЦСКА – все они посвящены возвращению железнодорожников в ЛЧ 14 лет спустя.
А этим видео "Локомотив" настраивал себя на выезд в Санкт-Петербург.
Даже пост ко дню рождения братьев Миранчуков был исполнен в виде плаката к фильму "Двойной удар", только вместо Ван Дамма – фото близнецов.
Напоследок стоит вспомнить и о "Ростове", наделавшем шуму со своим знаменитым ковром. В августе один из болельщиков дончан принес на "Ростов Арену" самый настоящий ковер – и клуб тут же объявил о поисках его владельца.
Ковёр уже ищем.
— Football Club Rostov (@rostovfc) 20 августа 2018 г.
Всем хорошей рабочей недели ???? pic.twitter.com/L49tEcSEtT
Затем пообещал – если следующий твит наберет 500 лайков, найденный ковер будет постелен на клубной базе. И сдержал свое обещание!
Постелили!#ковернаш pic.twitter.com/ZaOmgdjhPh
— Football Club Rostov (@rostovfc) 20 августа 2018 г.
Кроме того, ростовчане объявили о запуске лимитированного четвертого комплекта формы все в той же ковровой расцветке – и эта новость уже стала достоянием всего мира: о ней рассказала и испанская Marca, и британская BBC.
? or ??
— BBC Sport (@BBCSport) 22 августа 2018 г.
FC Rostov are releasing a 'lucky' fourth shirt.
More: https://t.co/afxSFv4zbU pic.twitter.com/rZBRCYOIcg
Еще "Ростов" гениально анонсировал домашние матчи. В декабре, перед встречей против ЦСКА, появилась тема с культовой компьютерной игрой GTA: San Andreas, включая слово "Потрачено" на стадионе.
А у апрельского матча против "Спартака", который состоялся в день выхода первой серии итогового сезона "Игры престолов", не было ни единого шанса быть представленным иначе.
Количество подписчиков клубов РПЛ в соцсетях*