Любые разговоры и слухи о переезде того или иного футболиста из западного клуба в китайский следует рассматривать через призму реалий футбола Поднебесной. Можно сколько угодно рассуждать о тамошних миллиардерах и безумных тратах на вид спорта, столь любимый председателем КНР Си Цзиньпином. Но все они упираются в две мощные стены, подобные Великой Китайской – лимит и налог на трансферы.
Как известно, каждый клуб суперлиги вправе заявить ограниченное число легионеров. Начиная с 16-го тура чемпионата Китая-2019 (он проводится по системе "весна-осень"), то есть с июля, действуют новые правила. По-прежнему можно включать только трех иностранцев в стартовый состав. А вот четвертого разрешено вписывать в заявку и при необходимости выпускать на замену – но только вместо такого же вайгожэня ("иностранца" – кит.).
Это первая стена, которая на текущий сезон полностью выстроена едва ли не в каждой команде. Особенно китайцы любят заграничных форвардов – их сейчас в чемпионате огромное количество. А в списке первых 15 бомбардиров турнира вообще ни одного чжунгожэня ("китайца" – кит.)!
Кому в такой ситуации может понадобиться Зе Луиш?
Но даже если в первой стене выпадет кирпичик, и в июле, когда в Китае будет открыто трансферное окно, появится вакансия в одном из 16 клубов суперлиги, другим препятствием станет вторая Великая стена в виде 100-процентного налога на трансфер зарубежного футболиста.
Как известно, некоторое время назад местные власти быстро поняли, что китайские клубы увлеклись "гонкой вооружений" и стали тратить впустую огромные суммы. Чтобы ограничить эти расходы и образумить соревновавшихся, ввели дополнительную выплату. Если основная сумма трансфера превышает примерно 6 миллионов евро, плати еще столько же государству. В особый фонд развития футбола.
Бурный поток десятков миллионов евро моментально превратился в хилый ручеек. Не помогли и уловки – правила усовершенствовали, учтя все возможные обходные пути, в том числе в виде аренд. Приезд иностранных звезд стал возможен только в виде исключения.
Есть еще одно "но", препятствующее баснословным тратам и переводам крупных сумм на зарубежные счета. В Китае ужесточили валютный контроль. Стало намного сложнее тратить евро и доллары.
Все переходы иностранцев упираются в две мощные стены, подобные Великой Китайской - лимит и налог на трансферы.
С 1 января 2019-го введены новые правила, касающиеся финансовой деятельности клубов. В этом сезоне ежегодные общие расходы каждого клуба не должны превышать 1,2 миллиарда юаней (примерно 153 миллиона евро). В 2020-м траты необходимо снизить до 1,1 миллиарда юаней (140 миллионов евро), в 2021-м – до 900 миллионов (115 миллионов).
В первой лиге можно тратить 25 миллионов евро, во второй – 4,5 миллиона евро.
Заставляя клубы зарабатывать и жить по средствам, КФА и лига решили ограничить денежные вливания инвесторов – крупных корпораций. В 2019-м максимальная сумма составит примерно 82,5 миллиона евро, в 2020-м – 70 миллионов, в 2021-м – 38 миллионов. Кстати, в скором времени из названий клубов планируют вообще убрать имена фирм-спонсоров.
Но и это еще не все. Футбольные власти фактически решили ввести потолок зарплат. В 2019 году на эти цели можно тратить не более 65 процентов бюджета. Дальше соотношение снизится до 60 (в 2020-м) и 55 процентов (в 2021-м).
При этом максимальная годовая зарплата футболиста не должна превышать 10 миллионов юаней (1,3 миллиона евро). Для игроков, которые попадают в заявку сборной Китая на крупные турниры, разрешают делать исключение. Их зарплата может быть больше на 20 процентов.
В эти суммы не входят премиальные. Но и их ограничили. За победу в матче Азиатской лиги чемпионов нельзя платить больше 6 миллионов юаней (760 тысяч евро). Бонус за выигрыш матча суперлиги Китая не может превысить 3 миллиона (380 тысяч), за ничью – 1 миллион (128 тысяч).
Иностранцев ограничения в зарплате не касаются. Однако их доходы должны учитываться в общем бюджете.
В Китае сейчас новая кампания - по поиску соотечественников в разных странах планеты и натурализации тех, кто не имеет ни капли китайской крови, но готов поменять гражданство.
Посмотрите трансферы последних лет. Тех многомиллионных покупок вроде Халка, Акселя Витселя и Карлоса Тевеса больше нет. Вы можете привести пример Паулинью, за которого "Гуанчжоу Эвергранд" якобы отдал "Барселоне" больше 40 миллионов. Скажу, что данные сомнительны. Есть версия, что при переходах Паулинью туда и обратно не было денежных выплат.
Пожалуй, исключением стал приезд Марека Хамшика, на которого решил потратиться "Далянь Ифан". 20 миллионов отданы "Наполи", еще столько же необходимо заплатить в виде налога. Плюс немаленькая зарплата.
В январе этого года ничего кроме смеха не вызвала история Марко Арнаутовича. Многие всерьез обсуждали заявление его брата и агента Даниэля, утверждавшего, что нападающего "Вест Хэма" ждут в Китае. Естественно, с мешком денег. В "неназванном" китайском клубе.
Обычная практика шантажа и выбивания денег. Конечно, Арнаутович ни в какую команду из Поднебесной не перешел, а заключил новый контракт с "Вест Хэмом".
Таких "новостей" стало намного меньше. Но все равно они появляются. Одни – из разряда выдуманных на ровном месте. Другие – запущены агентами.
Бывают ситуации, когда представители футболиста или агенты действительно пытаются найти своему клиенту место работы в Поднебесной. Не продают воздух, а на самом деле ведут переговоры – с китайскими агентами (без них сделки невозможны) и клубами. Возможно, как раз в такой ситуации сейчас находится спартаковец Зе Луиш, от чьего имени в Китай отправилась делегация переговорщиков.
Очень сомневаюсь, что их работа завершится успехом – с учетом всего вышесказанного и предполагаемой суммы, которую за него хочет получить "Спартак". 10-12 миллионов евро умножаем на два – получаем 20-24 миллиона. К ним нужно добавить многолетний контракт и приличную зарплату, ради которой Зе Луиш поедет еще дальше на восток. Скажем, еще миллионов 15-20.
Стоит ли "проект Зе" таких денег? Думаю, сегодня китайцы ответят отрицательно.
Если только не найдется тренер (иностранец или местный), который стукнет кулаком по столу и скажет, что без такого нападающего ему не выиграть ни суперлигу, ни Азиатскую лигу чемпионов.
Натурализация
У кабовердианца, возможно, был бы шанс, если бы его не заиграли за сборную. Или же если бы у него нашлись родственники – выходцы из Поднебесной.
В Китае сейчас новая кампания – по поиску соотечественников в разных странах планеты и натурализации тех, кто не имеет ни капли китайской крови, но готов поменять гражданство.
Слышали ли вы о футболисте Деэрцзядо? Нет? Странно. Ведь он играл за многие юношеские сборные своей страны. Португалии. А теперь полузащитник Педру Делгаду принял гражданство КНР и его фамилия звучит, как написано выше. И национальность у него теперь хань… Но за сборную Китая он играть сейчас не вправе.
В отличие от Нико Йеннариса. Этого англичанина отныне зовут Ли Ке. Он стал первым натурализованным игроком в истории сборной Китая. Мама у него китаянка, поэтому проблем с получением гражданства не возникло. И за первую сборную Англии он еще не выступал – только за юношеские. Йеннарис теперь заигран за китайцев, причем ему пришлось принять местные правила – надеть футболку с длинными рукавами, чтобы не были видны татуированные руки (в КНР борются с татуировками).
Говорят, есть китайские корни и у защитника "Ливерпуля" Виргила ван Дейка. Вот только с натурализацией в Поднебесной опоздали – он выступает за сборную Голландии.
У английского защитника "Гуанчжоу Эвергранд" Тиаса Браунинга нашелся дедушка-китаец – Цзян Инвин, эмигрировавший когда-то в Англию. Сам Браунинг теперь может стать Цзян Гуантаем.
Нападающий "Барнсли" Киффер Мур вправе выступать за сборную Уэльса. Но он тоже имеет право на гражданство КНР. Его прадедушка родом из провинции Гуандун, эмигрировал в Ливерпуль в 1940-х.
Ни одного матча не провел за сборную Бразилии нападающий "Шанхая Шанган", партнер Халка, один из лучших бомбардиров суперлиги Айцзисен. Точнее Элкесон. Пока его имя звучит так. Но уже осенью он может сыграть за сборную Поднебесной под другим именем.
Собираются предоставить гражданство бразильскому вингеру Фернандинью Энрике из "Чунцина Лифань". Местные СМИ писали, что натурализуют Рикарду Гуларта. И это еще не полный список потенциальных кандидатов в сборную КНР.
Может, поэтому в нее согласился вернуться Марчелло Липпи?