30 июня 2020, 12:00
«Я так благодарна Наталье Опиок! Она сделала невозможное», — говорила мне дочка Федора Черенкова Анастасия, приглашая на церемонию открытия памятника ее отцу. Теплые слова о том, с каким самозабвением московский скульптор работала над увековечением образа великого футболиста, сколько о нем узнавала, 28 июня на Троекуровском кладбище говорили многие. Так, лучший друг мастера Сергей Родионов называл памятник шедевром и рассказывал, как Опиок интересовалась каждой мельчайшей деталью, связанной с Черенковым.
А когда все закончилось, мы поговорили с Натальей о том, как шла работа над памятником. Это были десять минут улыбки, тепла, любви и бесконечной увлеченности. Так, в моем представлении, и должны работать настоящие художники.
— Вам удалось передать взгляд Федора Черенкова — стеснительный, грустный, даже немножко виноватый. Каким образом? — спрашиваю Опиок.
— С Божьей помощью, наверное, — улыбается она. — А еще очень важно то, что было достаточно времени для работы. И огромное количество предоставляемой информации буквально от всех, до кого можно было дотянуться. От его товарищей, коллег по мячу, по команде тех славных лет — Сергея Родионова, Сергея Шавло. От директора музея «Спартака» Алексея Матвеева.
Мне важно было поймать их дух и атмосферу. Какая ответственность, какие переживания... Оказывается, Федор Федорович был все время недоволен своей игрой. Это говорит об очень тонких человеческих качествах, которые нужно было передать. Очень благодарна и его родственникам — дочке Насте, брату Виталию. Это — взгляд с другой стороны. Более теплой, домашней. Что тоже было важно как составляющая образа именно для этого места, места его светлой памяти. Была задача соединить эти два момента — профессиональный и личный. Я очень счастлива!
— Что для вас в этой работе было самым сложным?
— Чтобы никто не мешал... А еще момент накопления материала для работы над образом — это когда количество переходит в качество. И вот для того, чтобы произошел качественный скачок в понимании личности, надо потрудиться. Конечно, были утверждены эскиз, рабочая модель. Но я-то знала, что главное — это выражение лица, глаз, внутренний свет, гениальность. Я работала на лестнице — все-таки фигура высотой 2 метра 10 сантиметров. И самым сложным моментом была работа над лицом.
— В какой момент церемонии открытия памятника волновались больше всего?
— Больше всего волновалась, чтобы не накрыла гроза. А так было радостно, приятно, спокойно. Потому что мы все сделали — качественно и в срок. Все! Волнение теперь связано только с пожеланием побед «Спартаку».
— В прошлом октябре вы говорили мне, что памятник будет сдан в июне 2020-го, заблаговременно до дня рождения Черенкова (25 июля). Все так и получилось. Насколько сложно было этого добиться в связи с карантином?
— Два с лишним месяца изоляции — это удивительное и коварное стечение обстоятельств. Но то ли интуитивно, то ли еще не знаю как, но основную работу я сделала еще до того, как ввели ограничения. Я возвращалась из литейки с этапа проработки восковых моделей за два дня до закрытия Москвы!
За это время цех художественного монументального литья из бронзы все сделал, и уже после снятия карантина, буквально за десять дней до установки памятника, я туда, в Смоленскую область, приехала. Мы посмотрели сварку, тонировку, и я со спокойной душой вернулась в Москву. Через некоторое время привезли уже готовую работу, и был монтаж.
— То есть в Смоленской области памятник и изготовили?
— Да, там был весь производственный цикл. Снятие гипсовых форм под литье в бронзу, авторская проработка всех восковых деталей, цикл работ по литью и обработке готовой скульптуры — сварка, обработка, шлифовка, тонирование.
Конечно, никто не знал, как и что будет из-за сложившейся ситуации. Но, наверное, это все неспроста. Для того, чтобы вывести такой потрясающий клуб, как «Спартак», в лидеры отечественного футбола, Федор Федорович и его партнеры должны были обладать невероятной огненной силой, энергией, мчаться вперед, преодолевая трудности, с огромной ответственностью и самокритичностью. И, чтобы радовать людей, под руководством Константина Бескова они все делали точно и в срок. Значит, и мы должны были им соответствовать!
Я вообще сторонник того, что все в этой жизни — не случайно, и одно цепляется за другое. В своих работах я всегда находилась в состоянии некоего преодоления. И это правильно, потому что иначе не получится того результата и образа, который подразумевается.
— Кто и почему решил открывать памятник не 25 июля, в 61-й день рождения Черенкова, а еще в июне? Не из боязни ли, что после парада Победы и голосования по поправкам в Конституцию коронавирусный карантин в Москве возобновится?
— Тут могут быть разные версии. Моя — такая. Первое — огромная людская радость, что мы вырвались из пика этого довольно страшного заболевания. Что мы, наконец, можем общаться, встречаться, обсуждать свои дела. Но самое главное для такого решения, как мне кажется, — то, что возобновили игры чемпионата России по футболу. «Спартак» уже провел пару игр, и для того, чтобы подхлестнуть дух команды и болельщиков, дирекцией клуба было решено сделать открытие именно в этот день. Это никак не зависело от меня, а стало решением «Спартака».
— На месте клуба дал бы вам бесплатный абонемент на матчи красно-белых.
(Улыбается) — Хотя бы один раз еще поприсутствовать — я бы с радостью!
— В день премьеры фильма «Легенда N 17» его создатели страшно волновались, как отреагирует на кино Татьяна Тарасова, которая обещала выйти из зала прямо по ходу показа, если ей не понравится. А был ли человек, реакция которого так же тревожила вас сегодня на Троекуровском кладбище?
— Не было. А вообще, главным человеком все это время для меня была Настя Черенкова, с которой мы на протяжении всей работы над памятником были бок о бок. Она очень переживала за то, чтобы все было достойно и хорошо, подогревала и подстегивала меня своим искренним отношением к этому делу и, конечно, безграничной любовью к папе. Когда мы установили бронзу, смонтировали ее на гранитный постамент — разразилась гроза. Только что было солнце, а тут — молния, гром! Я верю в такие вещи, для меня это — знак.
— Когда это было?
— 21 июня, накануне моего дня рождения. Довольна тем, что выполнила свои обещания и договоренности. Сегодня у меня не было волнения. Точнее, было, но хорошее. Оно было связано с тем, что пришло огромное количество поклонников таланта Черенкова. Что доказало, как жива, своевременна, уместна и постоянна память о Федоре Федоровиче!
Это наш великий современник. Пример такого отношения к жизни, когда из нее делается легенда. Если удалось к этому прикоснуться, и так, чтобы это радовало пришедших (а я видела, что людям приятно, чувствовала эту волну), — вот это действительно приятно. И дай бог нашему Отечеству побольше героев, которые с такой отдачей, радостью и самозабвенной ответственностью относятся к своему любимому делу. Если бы такие были все — не только в спорте, но и в любой другой профессии, — думаю, наша страна скакнула бы наверх и проявила себя во всем величии и красоте.
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Краснодар | 15 | 32-7 | 37 | |
2 | Зенит | 15 | 33-7 | 36 | |
3 | Локомотив | 15 | 30-18 | 34 | |
4 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
5 | Спартак | 15 | 25-12 | 28 | |
6 | ЦСКА | 15 | 24-10 | 27 | |
7 | Рубин | 15 | 17-22 | 19 | |
8 | Ростов | 15 | 20-26 | 17 | |
9 | Акрон | 15 | 19-30 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
13 | Химки | 15 | 16-28 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 15 | 16-30 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
14 | 16 (10+6) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
11 | 11 (8+3) |
|
Эсекиэль Барко Спартак |
14 | 10 (5+5) |